Эта проблема считается актуальной, поскольку происходящие в России демократические преобразования, направление построения правового государства и провозглашение приоритета человека создают предпосылки для повышения роли обвинения как федерального централизованного контрольного органа в укреплении закона и порядок в стране и усиление защиты прав человека и конституционных свобод на всей территории страны, в том числе в сфере правоприменения со стороны судебных приставов.
Переход к новым рыночным отношениям устанавливает все более актуальную проблему, связанную c исполнением судебных актов и актов других органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. По причине невысокой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.
Одним из ведущих направлений работы органов прокуратуры является правоохранительная деятельность органов, которые исполняют судебные и внесудебные решения. Фактически, можно отметить, что именно проблемы, связанные с прокурорским надзором за выполнением нормативных актов государственными органами, включая судебных приставов, чаще всего обсуждаются на страницах различных юридических изданий, как теоретиками, так и практиками.
Надзор со стороны судебных приставов за правоохранительными органами является новой областью работы прокуратуры, связанной с принятием федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» и 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительных производствах», хотя в Законе о государственном прокуроре не содержится отдельной главы о контроле за судебными приставами, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты их влияния. Следовательно, эти полномочия сочетаются с другими действиями прокуратуры.
Такая неопределенность приводит к трудностям и препятствиям для качественного выполнения прокурорских обязанностей.
Из этого следует, что мониторинг законности мер, принимаемых судебными должностными лицами, важен для мониторинга законной деятельности последних и защиты прав и интересов тех, чье дело находится на рассмотрении.
Эти действия органов юстиции повышают уровень доверия к судьям, поскольку они улучшают и улучшают их деятельность и обеспечивают верховенство закона в судебных процессах.
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами определяется в первую очередь пунктом 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, а именно: соблюдение Конституции Российской Федерации, выполнение федерального законодательства всеми структурами службы судебных приставов, а также соблюдение законов правовых актов, изданных должностными лицами судебных приставов оказание услуг.
Можно отметить ряд основных причин, по которым деятельность судебных приставов нуждается в прокурорском надзоре: значительное количество фактов о нарушениях законодательных норм, применяемых в процессе принудительного исполнения, допущенных правоохранительными органами; прокуратура, фактически являясь единственным государственным органом, а также обладающая достаточными полномочиями для контроля за исполнением законов судебными приставами и предотвращения их незаконных действий, способна обеспечить необходимый уровень соблюдение закона этими организациями.
Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, ее территориальные органы и их должностные лица – судебные приставы-исполнители, являются объектами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями [1].
Основная проблема надзора за правоохранительными органами, которая включает надзор за надзором за исполнением законов, является важным элементом надзора со стороны прокурора за верховенством закона всей командой ФССП.
Предметом правоприменительного надзора является, помимо прочего, то, были ли приняты меры в соответствии с исполнительными документами судебных органов, были ли рассмотрены заявления и ходатайства сторон в отношении исполнительного производства, поданного судебным приставам, и была ли собственность законно конфискована судебными приставами Проверка исполнительных документов судебными приставами, которые были правильно выполнены должностными лицами из корпоративных органов и учреждений; обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе, и других лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлена ли комната для судебного разбирательства, были ли предоставлены вещественные доказательства в ходе этой процедуры, были ли выполнены постановления и исполнительные решения судьи; соответствует ли передвижение лиц, скрывающихся от средств судебной защиты или судебного пристава, закону, если судебный пристав использует физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, если судебный пристав взаимодействует с военными, чтобы не оставлять задержанных по соображениям безопасности.
На первый взгляд может показаться, что надзор за надзором со стороны правоохранительных органов является очень узкой областью надзора со стороны прокуратуры. Обратите внимание, что это не так, поскольку профессиональная деятельность судебных приставов определяется большим количеством законов и законов. В этом смысле практика принятия решений судебными приставами и принятия мер или бездействия для них разнообразна и требует постоянного совершенствования.
Прокурор не только контролирует применение законов судебными приставами, но и выступает в качестве участника процедуры исполнения – восстановления в процедуре исполнения, инициированной по его запросу. Например, согласно исполнительным документам, опубликованным судами на основании судебных актов, которые вступили в силу по требованию прокурора против местных властей, привести дорожную сеть в нормативное положение.
К сожалению, правоотношения, возникающие при исполнении исполнительных документов судебными приставами, часто имеют элемент коррупции. Коррупция как негативное явление означает, что граждане не доверяют государственным органам (и правоохранительные органы не являются исключением), потому что коррупция разрушает государство.
Личность субъекта уголовного надзора за исполнением законов судебными приставами в первую очередь определяется функциями, которые судебные приставы выполняют в рамках своих полномочий. Указом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 предметом прокурорского надзора за исполнением судебных приставов является: надзор за исполнением судебных приставов; надзор за законностью действий (бездействия) и решений, принятых судебными приставами надзор за законностью действий (бездействия) и решений, принятых судебными приставами; надзор за соблюдением прав и свобод граждан в процессе деятельности (бездействия) судебных приставов и принятия решений [3].
В литературе тема правоприменения со стороны сотрудников правоохранительных органов характеризуется учеными по-разному. Так, например, Т.Е. Сушина указывает, что объектом судебной ответственности судебных приставов-исполнителей является анализ исполнения прокурором не только законов, но и нормативных актов, что подтверждается информацией, содержащейся в материалы правоприменительной практики [4].
По мнению А.Ю. Винокуров, объектом надзора за судебным преследованием судебных приставов является исполнение судебных приставов, законность и обоснованность мер, принятых судебными приставами, выдача исполнительных документов судебными приставами, а также закон, регулирующий официальную деятельность правосудия [5].
После ознакомления с вышеупомянутыми материалами и многими другими материалами, бесед с работниками службы, в частности с прокурором, проверяется, обновляются ли служебные файлы, соблюдается ли трехдневный период для принятия решений, возбуждать исполнительное производство и, если имеются факты об уклонении судебных приставов от начала исполнительного производства; если копии решения о возбуждении исполнительного производства будут немедленно отправлены заявителю, должнику, а также в суд или другой орган, издавший исполнительное постановление; принимают ли судебные приставы все меры, предусмотренные законодательством, для обеспечения исполнения приказа, включая инвентаризацию активов должника, арест его активов; принимаются ли меры для сокрытия должников и их имущества; соблюден ли двухмесячный срок выполнения мероприятий по внедрению; являются ли решения, принятые судебными приставами законными или нарушающими права физических и юридических лиц, и, в частности, превышают ли они свои полномочия в отношении занятия недвижимым имуществом, продажи арестованного недвижимого имущества и наложения штрафов; были ли исполнительные производства приостановлены, а исполнительные действия были юридически отложены; регистрируются ли жалобы и запросы, полученные на сайте, своевременно проверяются и решаются, и являются решениями на их основе?
Инспекции могут также проводиться для получения информации о злоупотреблении властью судебными приставами с целью обеспечения установленных правил процедуры для судов, в частности, если они применяют физическое насилие, специальные средства и огнестрельное оружие.
Похоже, что для каждого случая использования огнестрельного оружия судебными приставами, который привел к серьезным последствиям (смерть или ранение людей), необходимо провести проверки со стороны обвинения, чтобы установить законность использование оружия.
Таким образом, надзор за прокуратурой, всякая многоплановая деятельность органов прокуратуры российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц независимо от имущества и юрисдикции и государства в целом. Вот почему государство и общество хотят, чтобы контроль со стороны прокуратуры и другие виды деятельности были максимально эффективными, что приведет к реальному укреплению верховенства закона.