Тема Родины, Отчизны всегда занимала особое место в творчестве талантливого, самобытного поэта, «незаурядного русского лирика» [3, c.165] Николая Михайловича Рубцова, прожившего нелегкую и трагически короткую жизнь. Как и многие другие поэты в России, только после смерти Рубцов получил широкое признание – при жизни его имя было известно лишь узкому кругу любителей поэзии. Но, как бы ни складывалась судьба Николая Михайловича, где бы он ни находился, в его сердце всегда жил образ его «малой Родины», тех мест, где он вырос, где началось его формирование как личности и как талантливого поэта.
Родился Коля Рубцов на севере России – в поселке Емецк Емецкого района Северного края (ныне Холмогорского района Архангельской области) [9, c.19]. Отец его был военным (политработником), которому в силу своей профессии приходилось часто переезжать с места на место. Поэтому вскоре семья переехала в Тотемский район Вологодской области, в уютный городок Няндому, а оттуда в январе 1941 г. – в Вологду. В Вологде Рубцовых застала война. Отца почти сразу забрали на фронт, после этого тяжело заболели и умерли мать и две старших сестры Николая, 5-летний мальчик остался сиротой. Отсутствие материнской и родительской любви в годы становления характера, начало Великой Отечественной войны – вот те драматические события, которые определили ход детских и юношеских лет будущего поэта [3, c.166]. Отца по существу Николай больше не видел: после окончания войны Рубцов-старший женился и не вспоминал о детях от первого брака. В анкете Литературного института, где учился будущий поэт, в графе «Родители» он написал горькую фразу: «Сведений почти не имею». Смерть матери, которая в сознании 5-летнего мальчика совпала с трагическим событием в истории страны – началом Великой Отечественной войны, будто провела черту между безмятежным, светлым детством и периодом горького сиротства, полного испытаний, лишений, трудностей физических и психологических. После смерти матери он какое-то время жил один в опустевшем доме. Первый детский дом, куда определили сироту, разбомбила авиация фашистов. 20 октября 1941 г. Коля, после 25-километрового перехода по размягшей от дождя осенней лесной дороге, вместе с другими детьми оказался в детском доме села Никольское Тотемского района Вологодской области. Именно с тех пор Никольское навеки стало для него Родиной, к которой он всегда возвращался после своих скитаний, которая поддерживала его в дни бед и невзгод, – об этом он не раз скажет в своих стихах, таких, как «Родная деревня», «Детство», «Тихая моя Родина», «В полях сверкало. Близилась гроза…», «Острова свои обогреваем» и других.
7 лет Рубцов провел в Никольском детском доме. Это были годы, очень нелегкие в бытовом плане: первое время дети спали в кроватях по двое – не хватало кроватей и места; перед тем, как учить детей писать, преподавателям приходилось растирать их ледяные, замерзшие пальцы; не было чернил – учителя делали их из сажи; не было тетрадей – писать ученики были вынуждены на старых газетах и книгах; не хватало карандашей – целые карандаши разрезали на части, чтобы хватило всем. Годы пребывания в Никольском – годы становления человеческого характера; именно здесь, в Никольском, формировалась личность Николая, его нравственные основы – сила воли, упорство, способность преодолевать трудности и в то же время – редкая способность любить, помнить доброе, не жалеть отдавать людям то, что имел.
Много лет прошло со дня отъезда мальчика Рубцова из Никольского детского дома после окончания семилетки. За его плечами – плавание на рыболовном судне: с детских лет он мечтал о море; военная служба на эскадренном миноносце Северного флота; там он начинает печатать свои стихи во флотской газете «На страже Заполярья» (любовь к книге и поэзии зародилась у Николая еще в детском доме, именно там он начал писать стихи). После окончания военной службы будущий поэт, возвратившись в Ленинград, работает кочегаром, слесарем и шихтовщиком на Кировском заводе, экстерном заканчивает среднюю школу, занимается в литературном объединении при заводской газете «Кировец», печатается в этой и других ленинградских газетах, выступает на литературных вечерах. Он пишет много, страстно, решает всерьез заняться поэзией и переезжает в Москву, где поступает в Литературный институт им. М. Горького. У него опубликован уже не один десяток стихотворений, но по-прежнему поэт не может похвастаться благосклонностью судьбы. Московское поэтическое сообщество его не приняло. Учеба в Литинституте шла не очень гладко из-за пристрастия поэта к алкоголю, частых конфликтов с преподавателями. Рубцов умудрился поскандалить в пьяном виде даже в Центральном Доме Литераторов. В его эпистолярном наследии сохранилась масса расписок – он постоянно стрелял у друзей по 2-3 рубля на выпивку. Пока мог, Рубцов над своим неодолимым пьянством шутил, «возвышая» его:
«Быть может, я для вас в гробу мерцаю,
Но должен я сказать в конце концов:
Я – Николай Михайлович Рубцов –
Возможность трезвой жизни отрицаю» [8, c.47].
Что могло подвигнуть юношу Рубцова на злоупотребление алкоголем? Вероятно, он от природы был застенчивым и ранимым, а для таких молодых людей алкоголизация может служить способом упрощения межличностного взаимодействия, преодоления стеснения, волнения в беседе, помогает найти общий язык с ровесниками [6, c.53]. При этом злоупотребление алкоголем может стать причиной смертельного острого отравления [4, c.159], а может привести к развитию хронического алкоголизма, который является социально-значимым заболеванием, вызывающим огромные медико-социальные, экономические, морально-этические и духовные потери [2, c.66]. Длительное злоупотребление алкоголем приводит к развитию патологических изменений практически во всех внутренних органах. Хроническое поступление алкоголя в организм, продолжительный контакт со слизистыми оболочками полости рта в сочетании с ухудшением у алкоголиков оральной гигиены создает благоприятный фон для развития воспалительных заболеваний тканей пародонта [7, c.26]. Хроническая алкогольная интоксикация может стать причиной развития психоорганического синдрома с исходом в деменцию [1, c.64]. Понемногу над Рубцовым сгущались тучи, нагоняемые хроническим алкоголизмом. Но в 1968 г. его литературные заслуги, наконец, получили официальное признание: Рубцову в Вологде выделили однокомнатную квартиру [9, c.21]. В 1969 г. он окончил Литературный институт и был принят в штат газеты «Вологодский комсомолец». Здесь, в редакции, по адресу ул. Ленина, 17, Николай Рубцов разбирал чужие рукописи, отвечал авторам, писал рецензии. Теперь в этом здании Дом культуры. На дверях комнаты, где обычно в уголке сидел поэт, висит табличка «Народный цирк «Калейдоскоп» [10, c.31].
В стихах Рубцова одна из самых заветных тем – тема Руси, Родины, Отчизны. Родина для поэта начинается с села, в котором он провел свои детские годы. «Малой Родине» – селу Никольскому – посвящено полушутливое стихотворение «Родная деревня». В нем поэт прямо говорит о любви к родным местам, несмотря на их глушь и связанные с ней неудобства (непроезжие дороги, удаленность от бурной столичной жизни и др.); здесь ясно звучит мысль поэта о том, что именно те места, где прошли детские годы, и есть его Родина, куда он неизменно будет возвращаться. В этом и других стихотворениях Рубцова отчетливо звучит осознание своей неразрывной связи с родной землей. Трепетная его любовь, искренность и глубина чувства выражены в одном из лучших стихотворений поэта, которое так и называется «Тихая моя Родина»:
«Тихая моя Родина!
Ивы, река, соловьи …
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои…»
В предисловии к сборнику стихов «Волны и скалы» – «Коротко о себе» – Н.М. Рубцов, кратко рассказывая своему читателю о прожитой жизни, подчеркивает роль в своей судьбе «малой Родины»: «Детство прошло в сельском детском доме… глубоко в Вологодской области. Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но до меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического. Все что было в детстве, я лучше помню, чем то, что было день назад… Стихи пытался писать еще в детстве. Особенно люблю темы Родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…» [3, c.172].
Тема Родины в лирике Н.М. Рубцова самым естественным образом включает в себя и тему природы: любовь к родной земле предполагает и любовь ко всему, что с ней связано. В стихотворениях Н.М. Рубцова «Природа», «Сентябрь», «Январское», «В осеннем лесу» и других чувствуется преклонение автора перед природой своей страны, перед ее вечной красотой, его единение с миром природы. Эти стихотворения отличаются яркой образностью, талантливым использованием изобразительно-художественных средств (прежде всего метафор, олицетворений, эпитетов), лиризмом, мелодичностью.
Стихотворения рождались одно за другим, поэт был полон творческих планов, но всем им не суждено было сбыться, т.к. алкоголизм и тяготение щуплого, тщедушного Рубцова к женщинам статным, крупным, намного более мощным, чем он сам, привели к трагическому финалу: в крещенскую ночь 19 января 1971 г., в разгар пьяной ссоры, поэта придушила его последняя возлюбленная, поэтесса Людмила Александровна Дербина. На суде Людмила пыталась доказать, что не обладала достаточной силой для удушения Рубцова, что тогда, когда она схватила его за горло, он умер от разрыва сердца, и в доказательство приводила тот факт, что в момент сдавления ее пальцами шеи Николая, горло его оставалось свободным, он смог прокричать: «Люда, прости! Люда, я люблю тебя!». Но суд все-таки признал причиной смерти поэта механическую асфиксию в результате сдавления органов шеи руками. Дербину приговорили к 8 годам лишения свободы, через 6 лет выпустили по амнистии.
Потребность повышения качества судебно-медицинских экспертиз трупов с подозрением на механическую асфиксию как на причину смерти, существует до сих пор [5, c.172]. Страшный случай, произошедший в Вологде, разбирался в Союзе писателей СССР. Руководство Вологодской писательской организации подверглось осуждению за то, что допустило повальное пьянство в своих рядах. Но Рубцову было уже ничем не помочь, его похоронили на Пошехонском кладбище Вологды. В наследство людям остались только его стихи, такие вроде бы простые и безыскусные, но при этом необыкновенно красивые, светлые, трогательные. В этих стихах можно усмотреть неиссякаемый источник оптимизма, они всегда будут поддерживать жителей нашей суровой, неласковой Родины во всех их горестях, бедах, напастях и катаклизмах. Вечная память замечательному русскому поэту Николаю Михайловичу Рубцову!