Главная
АИ #34 (164)
Статьи журнала АИ #34 (164)
Особенности физической подготовки спортсменок-акробаток

Особенности физической подготовки спортсменок-акробаток

Автор(-ы):

Тарасова Анна Витальевна

24 августа 2023

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

спорт
акробатика
физическая подготовка
методология

Аннотация статьи

Существует ряд особенностей женской акробатики, предъявляющих специфические требования к двигательной деятельности спортсменок, с другой стороны – женский организм реагирует особо на эти требования и в ряде случаев выдвигает необходимость соблюдения определенных условий двигательной деятельности и тренировки. В статье всесторонне рассмотрены главные из них.

Текст статьи

Женская спортивная акробатика имеет ряд особенностей, которые характеризуют спортсменок этой дисциплины. Особое внимание уделяется специфическим требованиям к двигательной активности девушек, отличающимся от других видов спорта, c другой стороны - у женского организма есть свои особенности, которые могут потребовать соблюдения определенных условий для физической активности и тренировок в некоторых случаях. Рассмотрим подробнее перечень данных особенностей.

Вначале перечислим главные из них:

  • особенности видов многоборья, требующие соответствующей подготовки;
  • высокие требования к скоростной-силовой подготовки мышц рук, ног и туловища;
  • высокие требования к функции равновесия и умению сохранять динамическое равновесие в условиях движения всего тела или отдельных его частей [8];
  • особый состав тела: бóльший, чем у мужчины, процент воды и жира, менее развитая мышечная масса – определяющий необходимость усиленной скоростно-силовой подготовки;
  • также необходимо помнить про появление с возрастом овариально-менструального цикла, который требует особого планирования тренировочной нагрузки;
  • своеобразная динамика силовых качеств, располагающая к проведению основной работы по их развитию до 14-летнего возраста.

Вот практически всё, что определяет различия тренировки женщин и мужчин в спортивной акробатике. Стоит отметить, что у женщин больше внимания уделяется технике, чтобы достичь грациозности и элегантности в элементах – это включает в себя работу над гибкостью, балансом, координацией и выносливостью.

Стоит отметить, что первая особенность находит свое отражение в соответствующей физической подготовке. Затем вторая, четвертая и шестая особенности связаны друг с другом. Действительно, сами упражнения требуют высокого уровня развития силовых качеств акробаток, но естественно их организм не отвечает этим требованиям, и его приходится приспосабливать к ним, причем учитывая динамику развития силовых качеств, присущую женскому организму.

Данное единство действий приводит спортсменок к тому, что они перестают быть «особыми» и курс работы в плане развития качеств используется такой же, как и у мужчин: задачи и принципы подбора упражнений аналогичны, также, как и упражнения для развития определенных силовых качеств.

Количество повторений, величина отягощений, подбираемые по отношению к уровню развития качества, остаются такими же. Общий объем упражнений, количество подходов и все упражнения будут разными, как и у мужчин, сугубо индивидуальными. Период применения этих упражнений и продолжительность процесса развития качества до определенного, требуемого уровня, тоже будут разными и индивидуальными. Но в целом развитие физических качеств у акробаток должно проводиться по тем же принципам, что и у мужчин.

Также следует обратить внимание на развитие гибкости и координации движений, особенно в период с 11 до 13 лет. В этом возрасте спортсмены подвержены быстрому прогрессу. В свою очередь необходимо учитывать, что в подростковом возрасте происходит рост скелетных мышц, что может привести к несоответствию между силовыми и координационными способностями, поэтому особое внимание следует уделять комплексным тренировкам, включающим в себя и силовые упражнения, и упражнения на развитие гибкости и координации. В отдельные периоды необходимо следить за подтягиванием силы отстающих групп мышц: в 12 лет – разгибателей бедра, 13 – разгибателей туловища.

Важно также поддерживать мотивацию у детей в этом возрасте, поскольку в подростковом возрасте многие дети могут испытывать сомнения в своих спортивных возможностях или потерять интерес к тренировкам. Поэтому тренеру следует создавать положительную атмосферу, поощрять и поддерживать участие детей в тренировках, а также помогать им установить реалистичные цели и показывать прогресс в достижении этих целей.

Таким образом, при тренировке детей в подростковом возрасте следует обращать особое внимание на развитие двигательных качеств, особенно скоростно-силовой подготовки, гибкости и координации, а также поддерживать их мотивацию и интерес к тренировкам.

Совершенствование функции равновесия

Большую сложность представляет совершенствование функции равновесия и развитие способностей и умений (не технических навыков, здесь речь лишь о подготовке) сохранять равновесие при движении тела или статических поз и положений. Для того что бы понять какие именно аспекты и факторы делают этот вопрос проблематичным, необходимо выяснить следующее [2]:

  • Естественно-биологические факторы, обусловливающие функцию равновесия, структуру управления ею, связи функции равновесия с двигательными качествами, ее динамики. Благодаря этому фактору можно определить четкие направления педагогического процесса в целях выявления наиболее благоприятных моментов в развитии;
  • Эффективные средства и приемы совершенствования функции равновесия, которые позволяют производить практические действия в соответствии с задачами тренировки.

В результате полученных ответов на вопросы уже можно построить иррациональную методику совершенствования качеств.

Факторы, определяющие функции развития

Благодаря огромному экспериментальному опыту рассматриваемого вопроса, накопленному в истории физиологии, а также педагогическим исследованиям в настоящее время установлено, что в осуществлении равновесия участвуют следующие функции: вестибулярный аппарат, зрительный анализатор, мышечно-суставная проприоцепция, высшие отделы центральной нервной системы [7]. Было бы неправильным выделять ведущую роль из перечисленных факторов, но тем не менее несколько подробнее остановимся на каждом из них.

Вестибулярный аппарат

В 1882 г. В.М. Бехтерев в своих опытах показал, что выключение вестибулярного аппарата приводит к нарушению функции равновесия. Затем этот факт был подтвержден множеством ученых и их исследований. Однако, Э.А. Асратяна утверждал, что в результате не нарушения проприоцепции возможен зрительный контроль. Выключение вестибулярного аппарата не вызывает заметных нарушений равновесия. На основании этого исследования уже можно утверждать, что вестибулярный аппарат – не единственная система, обеспечивающая регуляцию равновесия.

Стоит отметить важный момент, что по чувствительности вестибулярный аппарат не может являться непосредственным регулятором положения тела и реакции равновесия. Быстрые и срочные реакции, направленные на поддержание равновесия, требуют от механизмов низких порогов чувствительности, быстрых срабатывания и восстановления. У вестибулярного аппарата все эти показатели не соответствуют такого рода функции [7].

Таким образом, разные исследования по-разному характеризуют значение вестибулярного аппарата в осуществлении функции равновесия. Однако если допустить, что в регуляции равновесия вестибулярный аппарат лишь часть особой регулирующей системы, а не как единственный и непосредственный фактор.

На ряду с участием в осуществлении равновесия в позиции стоя вестибулярный аппарат играет роль в ориентации в пространстве. Акробатам это важно, так как в их двигательной деятельности необходимо иметь ориентированное в пространстве сохранение равновесия и условиях вращения и поворотов на ограниченной площади опоры, к тому же их элементы значительно отличающихся от нормальных физиологичных поз [8].

Зрительный анализатор

Всем известен тот факт, что стоит лишь на короткое время закрыть глаза, как начинают ощущаться колебания тела, которые могут быть различными в зависимости от условий опоры. Но почти в любом случае закрывание глаз – это путь к нарушению равновесия.

В результате опытных наблюдений за акробатами высокой квалификации (от первого спортивного разряда до мастеров спорта) было установлено, что, если они выполняют вращение головой с одновременным наклоном туловища и поворотом во круг вертикальной оси переступанием (в любую сторону) при открытых глазах, нарушение устойчивости стояния на ногах оказывается бóльшим, чем при закрытых. Даже если спортсмены не теряют равновесия, по их словам, окружающие предметы «плывут» перед глазами, а это затрудняет и ориентировку и вызывает дополнительные напряжения, направленные на сохранение позы. К такому же нарушению координации приводит и резкое открывание глаз после такого же задания, выполненного с открытыми глазами. Это свидетельствует о том, что даже для профессиональных спортсменов перемещение ориентиров или самого субъекта по отношению к ним может увеличивать сложность в осуществлении равновесия и удержания требуемой позы, и это подтверждено и опытами В.Б. Коренберга [5], по данным которого при закрывании глаз происходит «смещение удобной точки и сближение ее с надежной точкой». Запомним этот факт.

По данным физиологов было установлено, что очень важным фактором является при какой освещенности выполняется закрывание глаз при удержании равновесия. В любой освещенности или ее отсутствии закрывание глаз ухудшает равновесие. Однако выключение восприятия окружающих предметов при сохранение световых раздражений сетчатка слабеет, сказывается на координации равновесия, нежели затемнение глаз. Следовательно, в координации вертикальной позы существенная роль принадлежит влиянию самого света. У некоторых практически здоровых людей закрывание глаз сопровождается уменьшением колебаний телом, согласно исследований [7]. Надо полагать, что в значительной степени удержания равновесия связано с условно-рефлекторными механизмами деятельности, т.е. с умениями и навыками.

В результате чего следует отметить: значимость закрывания глаз как фактора и тренируемость устойчивости равновесия за счет закрывая глаз и уменьшения освещенности пространства, в котором осуществляется равновесие.

Мышечно-суставная проприорецепция.

Суставы являются самой активной частью двигательного аппарата. Они играют важную роль в поддержании стабильности и подвижности тела. Суставы оснащены специальными рецепторами, называемыми суставными рецепторами, которые реагируют на различные типы стимулов, связанных с движением и положением суставов. Эти рецепторы передают информацию о состоянии суставов в центральной нервной системе (далее – ЦНС).

Сигналы от суставов передаются в ЦНС с помощью нервных волокон. Эти сигналы помогают организму определить положение конечности в пространстве и контролировать движение. Кроме того, суставы также важны для обнаружения травм и повреждений. Если сустав подвергается повреждению, суставные рецепторы могут передать информацию о боли и воспалении в ЦНС, что помогает организму реагировать на повреждение и инициировать процессы заживления.

Различные авторы, изучавшие мышечно-суставную проприорецепцию, единодушны во мнении, что чувствительность рецепторов соответствует изменению суставного угла порядка 20 угловых секунд, т.е. в 18 раз меньше одного градуса – величины самой по себе трудно вообразимых на малом расстоянии.

Особое значение в осуществлении рассматриваемого вида равновесия - позы играет информация «самых ближних» к опоре суставов. Это суставы стопы. Они образуют такую пространственную конструкцию, которая воспринимает малейшие изменения мышечного напряжения и взаимного расположения костей сочленения и сигнализируют о них в ЦНС [8].

Высшие отделы ЦНС и структура управления равновесием

Действительно, процесс передачи информации от суставов в центральную нервную систему (ЦНС) и обратно – это сложная и быстрая операция, которая происходит мгновенно и незаметно для нас.

ЦНС обрабатывает информацию о положении различных суставов тела и позволяет нам достичь равновесия и поддерживать стойкость на двух ногах. Это происходит, когда мозг формирует и передает команды исполнительным аппаратам, таким как мышцы, чтобы они согласованно работали и поддерживали нас в вертикальном положении. Но этот процесс происходит настолько быстро, что человек не осознает его, так как наша нервная система функционирует на высокой скорости. Благодаря этому можно стоять на двух ногах и даже не задумываясь о сложности этого акта.

Если учесть то, что, по данным Н. А. Бернштейна (1947 г.), человек может сохранять заданное положение суставного угла с точностью до 2-5 угловых минут, то количество возможных вариантов взаиморасположения сочленяющихся костей только в одном, например, плечевом суставе и только в одной сагиттальной плоскости составит от 3 до 7,5 тысяч. Но у плечевого сустава много степеней свободы, т.е. примерно такое же количество вариантов возможно и в других направлениях и плоскостях [6]. Но это уже астрономические величины. Однако стоит обратить внимание на то, что даже одну позу определяет взаимное расположение костей в разных и многих суставах. Однако считать варианты – затея бессмысленная и сложность осуществления равновесия очевидна.

Следует отметить, что данная задача может быть выполнимой благодаря тому, что точность постоянного мышечного усилия, которое нужно для осуществления равновесия, определяется соответствующей системой саморегуляции, которая устанавливает оптимальное соотношение активности мышц-антагонистов [6].

По данным некоторых авторов осуществления равновесия гипотетически сводится к минимизации величины отклонений центра тяжести от положения равновесия. В.Б. Коренберг [5] подтвердил эту гипотезу и на основе биохимического анализа установил пространственные поля устойчивости тела, внутри которых возможно перемещение центра тяжести тела без потери его устойчивости. Последнее наблюдение оказывается очень важным для организации рациональной специальной подготовки спортсменов-акробатов.

Стоит отметить, что ознакомление с естественно-биологическими закономерностями функции равновесия и системы управления ей только на уровне начальной информации, указанной выше, необходимо и для правильного представления о естественных основах одного из важных специфических качеств, используемых в двигательной деятельности акробатов, и для разработки соответствующей методики совершенствования функции равновесия.

Помимо всего перечисленного не менее важными оказываются связи способностей к позднему равновесию с двигательной подготовкой акробатов и динамикой функции. Отметим хотя бы некоторые из них.

По данным Г.Н. Пшеничниковой, эти способности имеют довольно тесную связь с физическими качествами: с гибкостью, силой и статической выносливостью мышц [4]. Однако, эти данные в значительной мере зависят от выполняемой контрольной позы, но в любом случае успешность сохранения равновесия предопределена способностями исполнителей к самооценке пространственных положений.

В исследованиях В.Б. Коренберга [5] обнаружена тесная зависимость изменения устойчивости тела от некоторых анатомо-морфологических признаков, в частности от площади опоры и веса тела, а также от силовых возможностей, и неодинаковость этой зависимости в связи с возрастом. В этом отношении для обеспечения максимальной устойчивости тела наиболее благоприятен возраст 11-12 лет.

И еще одна особенность, которая не была рассмотрена из-за отсутствия особых специальных экспериментальных материалов, должна быть отмечена: главная особенность функции равновесия у акробатов заключается в том, что она реализуется не только в статических позах, которых в современной спортивной акробатике мало, а в условиях движения: прямолинейного и вращательного, а также их комбинационных соединений. На основании изложенного, основные закономерности проявления функции равновесия в этих условиях сохраняются, хотя, к ним добавляются какие-либо новые, соответствующие отмеченным особенностям.

Методика совершенствования функции у акробатов

Подавляющее большинство исследуемых авторов считает, что главный путь в совершенствовании рассматриваемого качества спортсменов – это максимально долгое удержание позного равновесия.

В.М. Зациоорский справедливо допускает, что в качестве одного из основных методических приемов должно быть совершенствование способностей восстанавливать потерянное равновесие – «уметь терять и восстанавливать» [7]. Однако уже одно упоминание факторов, обусловливающих равновесие, говорит о том, что вопрос должен решаться комплексно.

Несмотря на то, что позные и кинетические равновесия различны, но в основе и тех и других лежат тонкие проприоцептивные ощущения, четкий анализ положения в пространстве, быстрая реакция на внешние воздействия и соответствующие мышечные напряжения. Значит, основной задачей становится – воздействовать тренеру именно на эти факторы, а порядок воздействия должен определяться сугубо индивидуально.

Здесь большую роль будут играть специальные упражнения, которые могут начинаться с простых вариантов: с удержания стойки на носках, с ходьбы на носках, с сохранения равновесия при обычной стойке, со стойки на носках, на полной ступне одной ноги, на носке одной ноги; в начальном этапе эти упражнения могут сочетаться с наклонами туловища в разные стороны, с удержания этих наклонных положений и выпрямлений из них; в сочетании сохранения определенного вида стойки с вращением головой или наклонов и вращений одновременно.

Все эти и другие упражнения могут выполняться как с открытыми, так и с закрытыми глазами. После их усвоения упражнения с периодическим закрыванием и открыванием глаз во время равновесий могут восполняться в большом объеме, поскольку они значительно активизируют мышечную проприорецепцию и тренируют управленческие способности.

Совершенствованию функции равновесия будут способствовать любые упражнения, особенно те, которые связаны с двигательной активностью.

Список литературы

  1. Болобан В. Н. Критерии статодинамической устойчивости тела спортсмена и системы тел в видах спорта, сложных по координации / Болобан В.Н., Литвиненко Ю.В., Оцупок А.П. // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 4. - С. 17-24.
  2. Давыдов В. Ю. Модельные характеристики некоторых морфофункциональных показателей акробатов различных специализаций / В. Ю. Давыдов, А. Г. Трифонов, О. В. Южикова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 3. – С. 65-68.
  3. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 4-е изд. - М .: Спорт, 2019/ - 200 с.
  4. Калина И. Г. Теоретические и методические основы физической культуры : учеб. пособие для студентов неспециализированных высших учебных заведений / И. Г. Калина, К. Б. Тумаров, В. М. Григо / под ред. А.И. Голубева; фил. Казан. гос. ун-та. – Набережные Челны : Лаб. операт. полиграфии, 2009. – 98 с.
  5. Коренберг В. Б. Маленькие секреты гимнастики. - М. : «ФиС», 1967. - С. 34-40.
  6. Курысь В. Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения: учебное пособие / В. Н. Курысь. – М. : Советский спорт, 2013. – С. 200-203.
  7. Парахин В. А. Вращательная подготовка как часть процесса обучения сложным координационным упражнениям / В. А. Парахин // Детский тренер, 2014. - № 2. - С. 50-55.
  8. Садовский Е. Регуляция позы юных спортсменов при решении двигательных задач на устойчивость тела в равновесии / Ежи Садовский и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 8. - С. 37-42.

Поделиться

338

Тарасова А. В. Особенности физической подготовки спортсменок-акробаток // Актуальные исследования. 2023. №34 (164). С. 74-78. URL: https://apni.ru/article/6909-osobennosti-fizicheskoj-podgotovki-sportsmeno

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля