Сегодня высшее химическое образование находится в стадии модернизации и обновления. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 химия (уровень бакалавриата) отмечается, что будущие педагоги должны уметь владеть современными образовательными технологиями, а именно: проектным обучением или методом проектов.
Качественная педагогическая подготовка студентов невозможна без изучения дисциплины «Методика преподавания химии». Для развития педагогических умений, в том числе и проективных, требуется систематическая практическая подготовка через использование инновационных образовательных технологий. Одним из практико-ориентированных методов, относящегося к системе развивающего обучения, является метод проектов или проектное обучение. Его можно назвать неиссякаемым источником качественной подготовки будущих учителей. Однако реалии говорят о том, что молодые учителя испытывают трудности в организации проектной деятельности.
Возникает вопрос: какова должна быть система подготовки современного учителя, обладающего проективными умениями? Раскроем наш опыт внедрения методической системы по включению проектного обучения в образовательный процесс, что и явилось целью настоящей статьи.
Для выявления состояния проблемы нами было проведено анкетирование учителей школ на предмет изучения типичных трудностей при организации проектной деятельности. В проведённом анкетировании приняло участие 56 учителей. Большая часть учителей действительно используют проектное обучение в работе с индивидуальными учебными проектами школьников.
На основной вопрос, задаваемый учителям по определению трудностей в организации деятельности школьников с учебными проектами, мы получили ответ следующий: преобладающая выраженная трудность у большинства учителей (84%) – это слабая методическая подготовка по теории и практике проектного обучения; наименьшая трудность (16%), связана с отсутствием методического инструментария по предмету, адаптированного именно для школьников.
Остановимся на содержании данных проблем в контексте преподавания естественнонаучных дисциплин.
Первой проблемой, следует назвать – отсутствие у школьника глубокого интереса и внутренней мотивации к выполнению задач учебного проекта. Учитель зачастую сам формулирует цели и задачи, предмет, объект и гипотезу исследования учебного проекта. Многие учителя отмечают отсутствие понятной методической электронной среды по проектному обучению. Недостаточность методических ресурсов для выполнения учебных проектов по естественнонаучным учебным предметам, построенных на химическом эксперименте, также является значимой проблемой для современной школы. Можно также назвать ещё одну методическую проблему при использовании проектного обучения – это отсутствие индивидуального опыта учителей по проектированию и руководству учебными проектами; замена реального химического эксперимента виртуальным.
Очевидно, что школьники имеют слабый опыт в самоорганизации и проведении исследования; почти все школьники затрудняются в выделении учебной проектной задачи и не могут ею руководствоваться на протяжении всего жизненного цикла проекта [7].
Согласно точке зрения Л. М. Фридмана, учителю важно гибко управлять самостоятельностью ученика при работе с учебным проектом [8]. Мы убеждены, что для формирования проектировочной культуры школьника необходимо выстраивать диалоговую систему взаимодействия и взаимоприятия ученика на каждом этапе жизненного цикла проекта [2, 3, 4]. Великий педагог К. Д. Ушинский писал о единстве духа учителя (воспитателя) и ученика [6].
В нашем вузе проектное обучение востребовано на всех этапах подготовки будущих учителей для работы в современных школах. Проектное обучение выступает фундаментом преподавания базовых курсов дисциплин, а также выборных дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 04.03.01 – химия.
Учебный предмет «Методика преподавания химии» педагогически профессионально готовит учителей химии для Крымского региона. Особое внимание в данном ключе уделяется вопросам организации процесса обучения химии. Центральной задачей лекций по данному учебному предмету выступает формирование у обучающихся системы теоретических и практических методических знаний, необходимых в профессиональной педагогической деятельности. Практикум по методике химии – это основа для успешной практической деятельности на этапе активной педагогической практики в школах. Методический практикум построен на основе технологии проблемного обучения. На занятиях активно «работает» метод контекстного обучения, проводится анализ проблемных ситуаций реальной действительности, внедрена исследовательская методика организации школьного химического эксперимента при проведении уроков химии базового и профильного уровней. Так, неподдельный живой интерес у будущих учителей вызывали занятия с использованием метода проектов на темы: «Как подготовить и провести урок по теме «Соединения кремния», «Как проектировать урок-исследование». При подготовке урока, обучающийся рассматривает его как свой индивидуальный проект с последующей защитой перед сокурсниками на занятиях методического практикума.
Тем самым следует подчеркнуть, что практико-ориентированный подход в организации и проведении занятий на основе проектного обучения позволяет формировать у будущих учителей следующие проективные умения, а именно: умение составлять рабочие программы учебных предметов и формировать учебно-методический комплекс дисциплины; умение разрабатывать занятия с применением информационных образовательных технологий; умение методически грамотно конструировать школьный химический эксперимент; умение создавать фонд оценивающих средств; умение проектировать занятия по подготовке школьников к Государственной итоговой аттестации, в том числе в ЭОС (электронной образовательной среде); проектировать воспитательную деятельность по предмету; умение проектировать методический инструментарий для работы с детьми с особенностями здоровья. На наш взгляд, данные проективные умения будущих учителей являются востребованными современной школой. Умелое их формирование должно начинаться в методической и научной среде педагогических вузов.