«Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами»
Президент РФ В. В. Путин
Общая цель преподавания иностранного языка, в том числе и второго иностранного языка, как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка».
Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным. В обновленных ФГОС (ФГОС третьего поколения) введено новое понятие «функциональная грамотность». Изменились требования к планируемым результатам, которые учащиеся должны достичь при изучении иностранного языка. Требования касаются развитых навыков во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований), а также количественных нормативов (употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц).
От рождения ребенок наследует способность заговорить, овладеть речью. Рассмотрим некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе освоения второго языка. Первая трудность заключается в отсутствии у школьника действенных и актуальных мотивов овладения вторым языком. Теперь же, когда ученик владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, и базовыми навыками первого иностранного языка, изучение которого удовлетворяет основные социально-культурные и познавательные интересы, необходимость владения вторым не переживается им как актуальная необходимость. Конечно, он знает, как важно владеть вторым языком, какую роль этот язык может сыграть в его будущей жизни. Однако такой уровень осознания важности овладения вторым языком часто бывает недостаточным. Актуальными для изучения второго языка могли бы стать следующие мотивы: стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, любовь к народу-носителю языка и интерес к его культуре. В процессе обучения эти мотивы могут быть расчленены, конкретизированы, объединены. Необходимо добиться того, чтобы они стали действительно важными и актуальными для учащихся. Суть педагогической организации обучающей среды заключается в том, чтобы в настоящую жизнь школьника были органически введены элементы его будущей жизни. В таком случае мотивы изучения второго языка станут действенными и актуальными.
Вторая трудность освоения второго иностранного языка – это личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении второго языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на иностранном языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки, и т.д. Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся не стимулирующими не подбадривающими оценками и отношением учителя. Вот почему необходимо усилить контроль стимулирующих оценок в процессе обучения второму языку.
Можно выделить психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса обучения второму языку школьников: осуществление процесса обучения на началах личностного подхода; обеспечение успеха, т.е. радости познания при освоении учащимися второго языка; применение стимулирующих оценок.
Переживание успеха, т.е. радости познания, обеспечивается не только характером общественной оценки. Процесс обучения, построенный на сотрудничестве педагога и школьника, должен предоставлять ученику возможность быть «открывателем», иметь свою точку зрения. Превратив ребенка в творчески мыслящего человека, мы можем не бояться того, что он будет мучительно переживать трудности ученика и каждый его неуспех будет вести к ослаблению и угасанию его познавательного стремления.
Рассмотрение роли стимулирующих оценок в процессе обучения второму языку начнем с понятий «оценка» и «отметка». Оценка в обучении – это процесс (порой даже познавательного характера), во время которого на основе определенных способов, убеждений, ведется соотнесение результатов обучения заданным эталоном. Отметка же является формально материализованным результатом оценивания. Боязнь получить плохую отметку за допущенные в речи ошибки сковывает речевую инициативу школьника и тем самым препятствует освоению им второго языка. Поэтому большинство уроков второму языку может проходить без выставления ученикам отметок, даже без упоминания об их существовании. Давая оценку работе ученика на уроке, учитель прежде всего отмечает положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на таком фоне высказывает свои замечания, указывает пути устранения пробелов. Следует также как можно чаще применять положительные оценки по ходу урока, выражать удовлетворение по поводу каждого правильного ответа ученика, поощрять
Трудолюбие, старательность, стремление самостоятельно преодолевать трудности и т.п. Таким образом, для стимулирования процесса овладения вторым языком важно, чтобы школьники видели в оценках и отметках в основном свои успехи, а не свое отставание. Необходимо также оценивать работу учеников, чтобы они соглашались с оценками и отметками учителя, т.е. считали их справедливыми и правильными. В ряде случаев возможно привлечение самих школьников к оценке знаний, навыков, умений.
Сформировавшиеся на данном возрастном этапе мыслительные операции – сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также абстрактное мышление учащихся – способствуют успешному, сознательному овладению грамматическим материалом. Следовательно, необходимо учитывать все эти особенности в процессе обучения второму иностранному.
Таким образом, обучение второму иностранному языку представляет некую трудность как в плане наличия соответствующих УМК, так и самим содержанием обучения.