Главная
АИ #34 (164)
Статьи журнала АИ #34 (164)
Формы интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в ДО...

Формы интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДОО

Автор(-ы):

Чувылкина Ольга Владимировна

25 августа 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

интеграция
ФГОС
музыкальная деятельность

Аннотация статьи

Статья знакомит с основными формами интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в условиях перехода на ФГОС ДОО.

Текст статьи

В настоящее время педагогическая система дошкольного образования и воспитания переживает существенные изменения, связанные с введением ФГОС ДОО и стремительными изменениями в различных областях современного общества. Однако на всех этапах развития общества особое внимание уделяется качественному воспитанию и образованию подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей самостоятельной жизни и творческой деятельности. В связи с развитием общества, технологий, современный дошкольник имеет высокий умственный потенциал, неограниченный поток различной информации, широкий кругозор, но имея весь этот багаж, зачастую не может применить его в практической деятельности. Очень эффективным способом решения этой проблемы мы видим в интеграции образовательных областей в дошкольном воспитании, способствующих формированию у дошкольника целостной картины окружающего мира.

О.А. Скоролупова, Н.В. Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса». Иными словами, ребенок-дошкольник воспринимается «целостно», и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.

Проблемой интеграции содержания дошкольного образования занимались в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но более углубленное изучение ее началось только во второй половине ХХ века.

О.И. Бугаев рассматривает интеграцию содержания образования как необходимость установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира. И.Д. Зверев принимает за основополагающий признак интеграции всю целостность системы обучения, а Г.Ф. Федорец выступает за интеграцию разнообразных связей и зависимостей между структурными компонентами педагогической системы.

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания. На современном этапе в теоретическом плане интеграция как методическое явление в дошкольных учреждениях рассмотрена недостаточно. Но в практике дошкольных учреждений наблюдается положительное её применение в виде интегрированных занятий и тематических недель. Проведение интегрированных занятий, способствующее личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать время занятий за счёт исключения дублирований и повторов.

Так что же такое интеграция? Интеграция – в переводе с – это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Задача музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения нами видеться в том, чтобы растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Выполнить эту достаточно сложную задачу и помогает метод интеграции образовательных областей и участников образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Музыкальная деятельность – это творческий процесс, она оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане на педагоге лежит большая ответственность. Поэтому основным направлением деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении является создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того чтобы решить эту основную задачу, используются современные учебные программы и технологии.

Стремительное изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в дошкольной педагогике является именно тем методом, который помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

Особенность организации интегрированного процесса характеризуют четыре аспекта: интеграция (синтез) видов искусств (литература, поэзия, музыка, живопись, театр, хореография, архитектура), интеграция образовательных областей, интеграция видов детской художественно-творческой деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки, игры со звуком, речевые коммуникативные игры, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация, рисование, лепка), интеграция качеств личности, которые выступают целевыми ориентирами возможных достижений ребенка.

При подготовке к музыкальным занятиям определяется несколько основных направлений деятельности, которые следует непременно разрешить, сделать так, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия. Музыка сама по себе – интегрированный предмет. Поэтому в нашем детском саду довольно часто проводятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о различных видах искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности, а с приобретением опыта дать возможность самовыразиться и детям. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, а это позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Интеграция музыкальной деятельности с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» (эта образовательная область направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми) происходит за счет игровой деятельности (подвижные, театрализованные, дидактические игры); приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Познавательное развитие (направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие ребенка) внедряется за счет расширения музыкального кругозора детей; формирования целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область «Речевое развитие» (предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении) отражается в развитии устной речи в ходе передачи детьми впечатлений, характеристики музыкальных произведений с применением музыкальной терминологии; в практическом овладении детьми нормами речи; обогащении «образного словаря».

Наиболее тесно музыкальная деятельность связана с такими областями, как художественно-эстетическое развитие (направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении) и физическое развитие. Практически на каждом занятии используются художественные произведения для обогащения содержания музыкальных примеров; происходит развитие физических качеств в ходе музыкально-ритмической деятельности; музыкальные произведения используются в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

Новое время диктует новые условия. Для достижения целей обучения и воспитания педагог должен владеть информационными технологиями, уметь эффективно сотрудничать с узкими специалистами и другими педагогами, полноценно использовать все возможные ресурсы в работе с воспитанниками.

Использование на интегрированных занятиях мультимедийных презентаций дает возможность работать на контрасте, концентрировать внимание детей на определенных объектах, сопровождать речь музыкального руководителя музыкальными фрагментами, воспроизводить на экране яркие образы, активизирующие речевую, двигательную, познавательную деятельность детей. Эффективное использование ИКТ на утренниках, праздниках и во время развлечений позволяет вести праздник одному педагогу, уменьшить количество участвующих персонажей.

Интегрированная образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию материала.

Как известно, игра – основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность.

Одновременно создаётся возможность закрепления имеющихся у детей знаний, умений и навыков в деятельности, т.е. создание ситуаций (жизненных, нестандартных, игровых), где дети могут выступать как субъекты деятельности. А в основе лежит интересный для детей, увлекательный игровой сюжет. Допустима разнообразная интерпретация: сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные и музыкально-подвижные игры, спортивные эстафеты, психогимнастика, музыкальные этюды-тренинги, и т.д.

Как следует из вышесказанного, формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и многое другое.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Применение интеграции в ДОУ требует нестандартных решений от всех участников образовательного процесса.

Таким образом, поиск вариативных способов организации образовательного процесса с учетом многих факторов, где важная роль отводится интеграции – одна из актуальных задач модернизации современного дошкольного образования, которую мы, педагоги-практики, небезуспешно решаем ежедневно.

Список литературы

  1. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва : Академия, 2005.
  2. Крулехт, М. Инновационные программы дошкольного образования / М. Крулехт // Дошкольное воспитание. – 2003. – №5. – С.76.
  3. Крулехт, М. О программе «Детство» / М. Крухлет // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С.21.
  4. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – Москва : Московский центр качества образования, 2014.
  5. Методические советы к программе «Детство» : пособие / под ред. Т. Бабаевой, З. Михайловой. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс,2003.
  6. Сажина, С. Технология интегрированного обучения / С. Сажина. – Москва : Творческий центр, 2008.
  7. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С.40.

Поделиться

464

Чувылкина О. В. Формы интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДОО // Актуальные исследования. 2023. №34 (164). С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/6913-formi-integratsii-muzikalnoj-deyatelnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля