Губительное влияние денег на жизнь человека

В статье представлен анализ влияния денег на жизнь, мировоззрение, духовное состояние человека. Рассматриваются и анализируются примеры из литературных произведений. Также сделаны выводы об изменение поведения человека, зависящего от финансового благополучия.

Аннотация статьи
деньги
зависимость
искушение
финансовое благополучие
Ключевые слова

В течение всей жизни человек встречается с денежным искушением. Это проявлялось и проявляется во все времена в разных ситуациях. Каждые полвека общество сталкивалось с различными денежными реформами, что неизменно вело к разделению общества на высшие сословия и низшие. Существование человека в обществе, так или иначе, зависит от его достатка. Всё это приводит к зависимости людей от денег и появлению всевозможных искушений.

Само понятие деньги в толковом словаре Ожегова С.И. определяется как металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, а также универсальное орудие обмена, особый товар, наделённый свойством всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров [1]. Общество построено таким образом, что воспринимает деньги не просто как обменную валюту, а как рычаг управления другими людьми, инструмент для достижения любых целей. Многие считаю, что счастье человека заключается в его финансовом благополучии. Это можно заметить по результатам опроса, проведенного сайтом Infobank.by в 2018г.

Рис. 1. Данные опроса за 2018 год [3]

Сорок три процента опрошенных считает, что счастье в деньгах, что на 8% больше, чем тех, кто считает, что счастье не в деньгах. Также 22% не знает, как ответить на этот вопрос. И все же, 43% это не маленькое количество людей, а значит мнение о том, что финансовое благополучие достаточно важно в жизни является популярным.

С таким отношением человечество теряет духовные ценности, которым, казалось бы, должно следовать всю свою жизнь. Оно становится рабом существующей экономики и финансовой политики.

В древности богатыми были те, кто имел больше земли и крепкое домашнее хозяйство. Тогда еще не существовало денег, люди производили обмен одного продукта на другой. Казалось бы, с появлением денежной единицы жизнь в обществе должна улучшиться и быть проще, т.к. появится общая обменная валюта, единая для всех. Но и тут проблемы не закончились. Теперь уже люди делились на бедных и богатых по количеству денег и имевшихся крестьян. Когда крепостное право отменили, люди стали зависеть просто от финансового положения. В 1990-е года в России был страшный период бандитизма, связанный как раз таки с бизнесами и деньгами. Люди убивали друг друга, чтобы осуществить какие-то денежные махинации и стать богаче, отобрать у кого-то бизнес, территорию и тому подобное. Если в середине 1993-1994гг. число убитых в России за год достигало 30,4-32,3 тысяч человек соответственно, то на 2019 год число погибших от убийств составило 7,3 тысячи человек. За 2020 год отдельных данных по убийствам на момент описания отчета нет, однако, если исходить из отчета МВД, число убийств и покушений на убийство снизилось до 7 тысяч человек по сравнению с 2019 годом. Это были жестокие времена, которые у многих отпечатались в памяти.

Рис. 2. Данные по количеству преднамеренных убийств в 1993, 1994, 2019, 2020 годах [4]

Денежная зависимость людей отмечалась многими как русскими писателями, так и зарубежными. В своих произведениях они показывали разделение между духовным миром человека и его финансовым положением. Одним из произведений, наиболее четко раскрывающих эту проблему, является роман Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

Главный герой романа помещик Павел Иванович Чичиков явился в город NN с какой-то неизвестной никому миссией. Оказавшись в кругу приближенных к местной знати, Чичиков начал узнавать про количество мертвых крестьян у помещиков. Это любопытство вызвало удивление у знати. За большую цену Павел Иванович был готов выкупить все мертвые души в имении каждого помещика. "Мертвые души" – это умершие крестьяне, которые числятся только на бумаге. Чичиков с детства был ослеплён идеей богатства. «С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой» [2]. Такое наставление Павлуша получил от отца в минуту расставания. Этому наставлению и следовал всю жизнь Чичиков. Его больше не волновало ничего, кроме денег и богатства. В школьные годы он стал изобретательным «предпринимателем», продавал проголодавшимся одноклассникам пирожки и пряники, зарабатывая этим свои первые деньги. Свой капитал он зашивал в мешочки, чтобы не потратить. Далее, устроившись в казенную палату, он познакомился с дочерью начальника, чтобы его повысили в должности несмотря на то, что она быть некрасивой. Павел Иванович делал вид, что собирается жениться на девушке и в итоге достиг желанной цели. Начальник повысил Чичикова в должности. С того момента Павлуша перестал ухаживать за его дочкой. Гениальную схему с покупкой мертвых душ он придумал, чтобы заложить мертвых крестьян как живых и получить за них деньги.

На примере жизни Чичикова можно сделать вывод, что отношение человека к материальному состоянию зачастую зависит от семьи, в которой он растёт. Именно родители задают отношение ребенка к материальным ценностям, которое сохраняется на протяжении всей его жизни.

Но не только Чичиков являлся меркантильным героем в этом романе. Каждый персонаж внес свою лепту в сложившуюся картину. Многие герои не понимали, зачем Чичикову мертвые души, но решали их продать, так как видели в этом выгоду. Эта операция сулила помещикам реальный доход. Собакевич, даже несмотря на уже выгодное предложение, старался выторговать каждую копейку себе во благо. Он с увлечением расхваливал бывших работников. И уже не один Чичиков относился к мертвым душам, почти как к живым людям. Так мертвые души стали предметом торга.

Спустя время после выхода романа «Мертвые души» в народе появилось устойчивое выражение «Плюшкин», которое до сих пор является синонимом понятий «скряга», «скупость». «В контекстах ХIХ века прецедентное имя Плюшкин преимущественно выступает как знак-символ скупости, в текстах реципиентах ХХ века «ведущим» становится дифференциальный признак бессмысленное накопительство, который используется для характеристики людей, тяготеющих к собирательству всевозможных, чаще всего ненужных, старых вещей» [5, с. 108]. Это выражение появилось неспроста. Герой романа Степан Плюшкин действительно был скупым, жадным человеком. Он складировал дома всякий хлам и думал, что это обязательно когда-нибудь пригодится. При этом Степан не следил за своим хозяйством: все его поместье развалилось, мука превратилась в камень, а хлеб и сено сгнили. Плюшкин не желал тратить деньги ни на хозяйство, ни на себя. Он голодал сам и доводил своих детей до нищеты.

В своем произведение Гоголь показал, как деньги, зависимость человека от достатка изменяет его душу, которая в итоге постепенно окаменевает. «Мертвые души» – роман про изуродованный, прогнивший, меркантильный внутренний мир человека.

К сожалению, порок каждого героя поэмы проглядывается и в современном мире. Зависимость человека, общества от денег никуда не пропала, а лишь усугубилась. В странах всего мира присутствуют элементы коррупции, участились грабежи, мошенничества, с целью выманить у пенсионеров деньги и даже убийства ради наживы. Люди идут на всё, лишь бы получить финансовое удовлетворение и осуществить все свои прихоти. Многие перестали радоваться простым житейским вещам, которые должны развивать и обогащать внутренний мир, а не извращать и губить его. Такие люди не способны к состраданию, понимаю, сочувствию. Современное общество больше ослеплено идей богатства. Это произошло потому, что гонятся за трендами моды. Нет ничего плохого в том, что стремиться к лучшему, но пути достижения финансового достатка зачастую губят душу человека, он становится рабом финансовой системы.

К каким же качествам приводит меркантильность человека? Франческо Петрарка однажды произнесла такую фразу: «Чем больше скупость, тем больше жестокость». Ее слова являются абсолютной правдой. Человек вынужден заплатить за деньги свободой своей души и мыслей.

Несмотря на то, что в современном мире отсутствует расслоение общества на дворян и крестьян, мир продолжает выделять богатых и бедных. Это ведёт к бешеной погоне людей за финансовым благополучием. Ведь каждый хочет считать себя принадлежащим к лучшему слою населения.

Конечно, не для всех тема денег является губительной. Многие люди умеют грамотно формировать свои желания и распоряжаться возможностями, тем самым не воспринимают деньги как путеводную звезду в своей жизни. Такие люди держат в своем сердце и душе больше прекрасного. Они интересуются литературой, искусством, музыкой, развиваются духовно, не гонясь за рублём.

Тема губительного влияния на жизнь и душу человека отмечается во все времена. Её затрагивают и писатель, и певцы, и режиссёры фильмов. Но, к сожалению, невозможно донести до всех людей и объяснить им, что их финансовое положение – не самое главное, а в жизни есть вещи намного прекраснее. Можно надеяться на то, что удастся донести эту важную суть до всего человечества.

Текст статьи
  1. Толковый словарь Ожегова. Понятие «деньги» – Режим доступа: URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/деньги
  2. Н. В. Гоголь поэма «Мертвые души». Глава 11– Режим доступа: URL: https://ilibrary.ru/text/78/p.12/index.html
  3. Итоги опроса: «В деньгах ли счастье?» – Режим доступа: URL: https://infobank.by/infolineview/itogi-oprosa-v-denjgax-li-schastje/
  4. Оценка масштаба проблемы на основании доступных статистических данных, 2020 гг. – Режим доступа: URL: https://tochno.st/materials/prestupnost-analiticheskiy-otchet
  5. Жиленкова Ирина Ивановна, Титова Анна Сергеевна «Прецедентное имя "Плюшкин" в коммуникативном сознании современного поколения». Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 3. C. 107-110. ISSN 1997-2911 – Режим доступа: URL: https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.3.22
Список литературы