Главная
АИ #34 (164)
Статьи журнала АИ #34 (164)
Использование учащимися проектно-исследовательского метода в школе

Использование учащимися проектно-исследовательского метода в школе

Автор(-ы):

Карькаева Людмила Николаевна

Душина Лариса Дмитриевна

25 августа 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

сказки
чтение
обучающиеся
проект
К. И. Чуковский
интеллектуальная личность
учебные занятия
развитие
творчество
воспитание
культура

Аннотация статьи

Данная работа описывает проект, проведенный обучающимися МОУ «СОШ №12» г. Балашова на тему «Сказки, любимые с детства». Статья подчеркивает важность чтения в формировании интеллектуальной личности, особенно в контексте современных вызовов, связанных с замещением чтения компьютерной активностью.

Текст статьи

Рассмотрим проект по теме: «Сказки, любимые с детства».

Участники проекта: обучающиеся МОУ «СОШ №12» г.Балашова.

Чтение – лучшее учение. Велика его роль в освоении учебных дисциплин, становлении интеллектуальной личности. Об этом знают и учителя, и школьники, и их родители. Но учащиеся перестали читать, заменили чтение компьютером. А ведь долгие годы Россия оставалась самой читающей страной. Сейчас существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Чтение - условие и основа учебных занятий. Читают на каждом уроке. На уроках литературы – художественные произведения; на уроках языка – теоретические сведения, тексты разного стиля; на уроках математики, геометрии – теоремы, условия задачи; на уроках биологии, химии, географии, физики, астрономии, информатики, истории, обществознания – темы, раскрытые в определенном параграфе. Чтобы понять, о чем идет речь, нужно прочитать текст, понимая, анализируя, сопоставляя, объясняя.

Качественное чтение – залог хорошей учебы. Тот, кто быстро и качественно читает текст, владеет большей информацией, везде и всюду впереди: отличник учебы, победитель предметных олимпиад, интеллектуальных игр, творческих конкурсов. Мы решили привлечь внимание детей и родителей к проблеме чтения с помощью исследования замечательных сказок, известных всем. И дети, и взрослые знают, какая это радость в доме – книга со сказками К. И. Чуковского. Его стихи, веселые, забавные, быстро запоминаются, привлекают сменой картин, причудливым переплетением близкого и реального с фантастическими сказочными приключениями. Каждому из нас сказки помогли освоиться в окружающем мире и понять, как надо себя вести.

Сказки К. И.Чуковского сопровождают детей с первых лет их жизни, оказывают благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, словесного творчества. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм языка.

Учащимися 5 класса нашей школы проведено исследование творчества К. Чуковского. О своём проекте - исследовании дети рассказали первому классу. Исследование это проводилось в рамках ежегодной районной акции «Почитай мне», целью которой было привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важнейшим факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания учащихся и их успешности в обществе.

Проведение было приурочено к празднованию юбилеев сказок К.И.Чуковского: 90лет – сказка «Мойдодыр» (1921), 85 лет - сказка «Путаница» (1926) и сказка «Телефон» (1926). Заключительный тур проекта проходил в школьной библиотеке, около выставки книг - сказок К. Чуковского. Также акция расширила представление детей о литературном творчестве К. И. Чуковского, помогла развить любознательность, познавательную активность и творческие способности у детей.

Своими задачами мы считали - сформировать у учащихся представления о характерной структуре, типичных персонажах сказок К. И. Чуковского; развивать выразительную литературную речь; приобщать к словесному искусству; обогащать словарный запас; воспитывать в детях любовь к творчеству К. И. Чуковского.

В качестве гипотезы, предположения или утверждения, предполагающего доказательство, мы выбрали стихотворение С. Михалкова «Как бы жили мы без книг»:

Мы дружны с печатным словом, Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего!

Предметом исследования были самые известные сказки: «Айболит», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Бармалей».

На первом подготовительном этапе мы, вместе с детьми, сформулировали основополагающие вопросы и создали рабочую группу (это были ученики 5 «А» класса в количестве 7 человек), наметили темы исследований.

На втором этапе работы был обсужден плана проекта и распределены обязанности. Также был рекомендован список ресурсов по теме проекта: как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права.

На третьем этапе был проведён сбор материала для работы и его анализ; тестирование, опрос одноклассников и их родителей; исследование в виде диаграммы.

Заключительный этап состоял в подведении итогов, работы над созданием презентации – видеоролика.

Рефлексия работы над проектом осуществлялась путём обсуждения того, что удалось и не удалось сделать в данном проекте.

Заключительная работа над проектом сводилась к исследованию текста сказок на тур-станциях: «Вспомни сказку», «Кто есть кто», «Аукцион», «Корзинка с потерянными вещами», «О поэте», «Расшифруйте имена сказочных героев». С целью формирования у обучающихся метапредметной деятельности, на каждой «станции» были даны для обсуждения вопросы, далеко выходящие за рамки музыки, литературы и русского языка.

1 тур-станция: «Вспомни сказку» - вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

2 тур-станция: «Кто есть кто» - каким персонажам принадлежат сказочные имена

3 тур-станция: «Аукцион» - пропагандирование чтения и книги, поэтому на этой станции мы решили обратить внимание присутствующих именно на тексты произведений, их особенности.

Мы пришли к выводу, что сказки эти будут вечными и изучать их можно бесконечно, открывая для себя что-то новое.

5 тур-станция: «О поэте».

На данном этапе присутствующие рассказывали биографические сведения о жизни дедушки Корнея, подготовленные заранее, делились впечатлениями. В итоге была проведена рефлексия, в ходе которой дети узнали о проведении ежегодной акции «Почитай мне». Эта замечательная задумка, когда старшеклассники пропагандируют пользу чтения и книг, была наглядно реализована. Таким образом, наша гипотеза была реализована и подтверждена.

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, а самое главное – лишний раз взять в руки книгу!

Список литературы

  1. http://detkam.e-papa.ru/mp/42/ аудио-сказки К.И.Чуковского в исполнении автора.
  2. http://schoolbibliobalakovo.blogspot.com/2011/05/2011.html «Библиолуч» Балаково.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%F3%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9,_%CA%EE%F0%ED%E5%E9_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7 Википедия.

Поделиться

239

Карькаева Л. Н., Душина Л. Д. Использование учащимися проектно-исследовательского метода в школе // Актуальные исследования. 2023. №34 (164). С. 53-55. URL: https://apni.ru/article/6915-ispolzovanie-uchashchimisya-proektno-issledov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля