Главная
АИ #34 (164)
Статьи журнала АИ #34 (164)
Использование учащимися проектно-исследовательского метода в школе

Использование учащимися проектно-исследовательского метода в школе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

сказки
чтение
обучающиеся
проект
К. И. Чуковский
интеллектуальная личность
учебные занятия
развитие
творчество
воспитание
культура

Аннотация статьи

Данная работа описывает проект, проведенный обучающимися МОУ «СОШ №12» г. Балашова на тему «Сказки, любимые с детства». Статья подчеркивает важность чтения в формировании интеллектуальной личности, особенно в контексте современных вызовов, связанных с замещением чтения компьютерной активностью.

Текст статьи

Рассмотрим проект по теме: «Сказки, любимые с детства».

Участники проекта: обучающиеся МОУ «СОШ №12» г.Балашова.

Чтение – лучшее учение. Велика его роль в освоении учебных дисциплин, становлении интеллектуальной личности. Об этом знают и учителя, и школьники, и их родители. Но учащиеся перестали читать, заменили чтение компьютером. А ведь долгие годы Россия оставалась самой читающей страной. Сейчас существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Чтение - условие и основа учебных занятий. Читают на каждом уроке. На уроках литературы – художественные произведения; на уроках языка – теоретические сведения, тексты разного стиля; на уроках математики, геометрии – теоремы, условия задачи; на уроках биологии, химии, географии, физики, астрономии, информатики, истории, обществознания – темы, раскрытые в определенном параграфе. Чтобы понять, о чем идет речь, нужно прочитать текст, понимая, анализируя, сопоставляя, объясняя.

Качественное чтение – залог хорошей учебы. Тот, кто быстро и качественно читает текст, владеет большей информацией, везде и всюду впереди: отличник учебы, победитель предметных олимпиад, интеллектуальных игр, творческих конкурсов. Мы решили привлечь внимание детей и родителей к проблеме чтения с помощью исследования замечательных сказок, известных всем. И дети, и взрослые знают, какая это радость в доме – книга со сказками К. И. Чуковского. Его стихи, веселые, забавные, быстро запоминаются, привлекают сменой картин, причудливым переплетением близкого и реального с фантастическими сказочными приключениями. Каждому из нас сказки помогли освоиться в окружающем мире и понять, как надо себя вести.

Сказки К. И.Чуковского сопровождают детей с первых лет их жизни, оказывают благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, словесного творчества. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм языка.

Учащимися 5 класса нашей школы проведено исследование творчества К. Чуковского. О своём проекте - исследовании дети рассказали первому классу. Исследование это проводилось в рамках ежегодной районной акции «Почитай мне», целью которой было привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важнейшим факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания учащихся и их успешности в обществе.

Проведение было приурочено к празднованию юбилеев сказок К.И.Чуковского: 90лет – сказка «Мойдодыр» (1921), 85 лет - сказка «Путаница» (1926) и сказка «Телефон» (1926). Заключительный тур проекта проходил в школьной библиотеке, около выставки книг - сказок К. Чуковского. Также акция расширила представление детей о литературном творчестве К. И. Чуковского, помогла развить любознательность, познавательную активность и творческие способности у детей.

Своими задачами мы считали - сформировать у учащихся представления о характерной структуре, типичных персонажах сказок К. И. Чуковского; развивать выразительную литературную речь; приобщать к словесному искусству; обогащать словарный запас; воспитывать в детях любовь к творчеству К. И. Чуковского.

В качестве гипотезы, предположения или утверждения, предполагающего доказательство, мы выбрали стихотворение С. Михалкова «Как бы жили мы без книг»:

Мы дружны с печатным словом, Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего!

Предметом исследования были самые известные сказки: «Айболит», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Бармалей».

На первом подготовительном этапе мы, вместе с детьми, сформулировали основополагающие вопросы и создали рабочую группу (это были ученики 5 «А» класса в количестве 7 человек), наметили темы исследований.

На втором этапе работы был обсужден плана проекта и распределены обязанности. Также был рекомендован список ресурсов по теме проекта: как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права.

На третьем этапе был проведён сбор материала для работы и его анализ; тестирование, опрос одноклассников и их родителей; исследование в виде диаграммы.

Заключительный этап состоял в подведении итогов, работы над созданием презентации – видеоролика.

Рефлексия работы над проектом осуществлялась путём обсуждения того, что удалось и не удалось сделать в данном проекте.

Заключительная работа над проектом сводилась к исследованию текста сказок на тур-станциях: «Вспомни сказку», «Кто есть кто», «Аукцион», «Корзинка с потерянными вещами», «О поэте», «Расшифруйте имена сказочных героев». С целью формирования у обучающихся метапредметной деятельности, на каждой «станции» были даны для обсуждения вопросы, далеко выходящие за рамки музыки, литературы и русского языка.

1 тур-станция: «Вспомни сказку» - вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

2 тур-станция: «Кто есть кто» - каким персонажам принадлежат сказочные имена

3 тур-станция: «Аукцион» - пропагандирование чтения и книги, поэтому на этой станции мы решили обратить внимание присутствующих именно на тексты произведений, их особенности.

Мы пришли к выводу, что сказки эти будут вечными и изучать их можно бесконечно, открывая для себя что-то новое.

5 тур-станция: «О поэте».

На данном этапе присутствующие рассказывали биографические сведения о жизни дедушки Корнея, подготовленные заранее, делились впечатлениями. В итоге была проведена рефлексия, в ходе которой дети узнали о проведении ежегодной акции «Почитай мне». Эта замечательная задумка, когда старшеклассники пропагандируют пользу чтения и книг, была наглядно реализована. Таким образом, наша гипотеза была реализована и подтверждена.

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, а самое главное – лишний раз взять в руки книгу!

Список литературы

  1. http://detkam.e-papa.ru/mp/42/ аудио-сказки К.И.Чуковского в исполнении автора.
  2. http://schoolbibliobalakovo.blogspot.com/2011/05/2011.html «Библиолуч» Балаково.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%F3%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9,_%CA%EE%F0%ED%E5%E9_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7 Википедия.

Поделиться

331

Карькаева Л. Н., Душина Л. Д. Использование учащимися проектно-исследовательского метода в школе // Актуальные исследования. 2023. №34 (164). С. 53-55. URL: https://apni.ru/article/6915-ispolzovanie-uchashchimisya-proektno-issledov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа