Эмоциональная сфера личности формируется в раннем и дошкольном детстве и постепенно усложняется, укрепляется на протяжении всей жизни. Эмоции, чувства, настроения, которые составляют основу эмоционального развития детей дошкольного возраста и целенаправленно формируются в образовательном процессе.
Эмоции определяются как переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе [2, с. 35]. Эмоции проявляются в виде удовольствия, радости, страха и другом.
У детей дошкольного возраста в целом преобладает бессознательный слой психики, отсутствует опыт реагирования на ситуацию. В качестве эмоций могут проявляться спонтанные, немотивированные и неконтролируемые сознанием реакции.
Показателем развития устойчивых эмоциональных состояний, а следовательно, эмоционального развития детей дошкольного возраста является формирование у них эмоционального опыта, сущность которого заключается в проявлении эмоционального отношения детей к явлениям, предметам, фактам, событиям окружающей действительности. Эмоциональное отношение может быть положительным или отрицательным. Положительные эмоции вызывают восторг, радость, удивление, желание познавать, принимать и анализировать неизведанное, новое. Отрицательное эмоциональное отношение приводит к безразличию, отсутствию интереса, депрессии, неприятию новых явлений, сознательному отталкиванию от окружающих событий [4, c.55].
Проявление положительных и отрицательных эмоциональных отношений занимает важное место в образовательном процессе детей дошкольного возраста, так как познавательные процессы всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Эмоциональная составляющая образовательного процесса определяет и успешность результата данной деятельности, и формирование личностных структур ребенка. Это объясняется тем, что эмоции воздействуют на все психические функции [1, c. 112].
Так, при запоминании нового материала эмоции оказывают значительное влияние. Более глубоко запоминаются новый материал и учебные действия, которые вызывают приятные ассоциации и положительные эмоции, приводящие к удачным результатам. Запоминание нового материала на основе эмоционального восприятия обеспечивает его лучшее осознание и воспроизведение в дальнейшей практической деятельности.
Основной задачей педагога является пробуждение у детей дошкольного возраста положительных эмоций, вызывающих радость, успех, заинтересованность, положительный настрой и мотивацию к выполнению разнообразной деятельности. Основой возникновения положительных эмоций является возможность ребенка удовлетворить свои стремления и потребности в чем-то важном, значимом для него. В системе потребностей детей дошкольного возраста особое место занимает потребность детей в общении [5, c. 120].
Общение дошкольников, взаимодействие со сверстниками, родителями, родственниками, воспитателями, педагогами позволяют познавать мир, понимать и объяснять окружающую действительность, а следовательно, принимать ее, расширять словарный запас, обогащать эмоции. Средством общения является речь, которая несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию, так как эмоционально интонируются и окрас произносимых слов, и сопровождающие речь мимика, позы, жесты [4, с. 166].
Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста способствует их эмоциональному развитию, так как иностранная речь сама по себе вызывает детский восторг, удивление, привлекает и заинтересовывает своей необычностью, новизной. Речь на иностранном языке удовлетворяет детскую потребность в словотворчестве – желании придумывать новые, замысловатые слова, необычные по звучанию. Несмотря на то что дети еще не понимают и не осознают, что изучать иностранный язык - это большой систематический труд, они, уже эмоционально готовы воспринимать иноязычный материал.
Занятия по иностранному языку со старшими дошкольниками проводятся с пяти лет [2, с. 5]. Целью обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста является формирование речевых умений на иностранном языке как основы будущих коммуникативных навыков, формируемых в начальной школе. Таким образом, последовательное овладение речевыми и коммуникативными умениями в дошкольном и начальном образовании будет способствовать реализации основной цели обучения иностранному языку – коммуникативной, что предполагает умения общаться на иностранном языке, взаимодействовать, обмениваться информацией.
Формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста основывается на устной форме речи, которая включает такие виды речевой деятельности, как слушание и говорение. Под слушанием понимается восприятие звучащей речи на слух. Говорение определяется как выражение собственных мыслей посредством языка. Умения, характеризующие каждый вид речевой деятельности, составляют содержание обучения иностранному языку, которое включает лингвистический, психологический и методологический компоненты. На занятиях по иностранному языку данные умения формируются комплексно, дополняя друг друга.
В слушании у старших дошкольников предполагается сформировать следующие речевые умения: различать слова, фразы, речь на родном и на иностранном языках (формирование языковой догадки); понимать единицы речи (слова, фразы, речевые образцы); удерживать в памяти воспринимаемое; понимать основную мысль; сосредоточенно слушать педагога, товарища; пользоваться опорами.
В говорении формируются такие речевые умения, как:
- воспроизводить языковой материал (звуки, слова, фразы, предложения); воспроизводить речевые образцы;
- строить небольшое связное высказывание, определять предмет сообщения, отбирать нужные языковые средства для реализации замысла; участвовать в общении, реагировать на вопросы, реплики;
- пользоваться готовыми опорами [3, c.86].
Организация образовательного процесса должна осуществляться в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития детей старшего дошкольного возраста. Активное использование познавательного материала на иностранном языке, а именно загадок, песен, стишков, рифмовок в сочетании с игровыми приемами и разнообразными словесными, дидактическими, подвижными играми, будет способствовать разностороннему эмоциональному развитию детей.
Использование разнообразных упражнений и заданий на английском языке, направленные на формирование у дошкольников речевых умений на иностранном языке и обеспечивающие возникновение положительных эмоций в образовательном процессе, самый подходящий метод для развития эмоциональности.
При изучении новых слов, фраз, речевых образцов, их тренировке и закреплении можно использовать словесные игры. Их выполнение в движении стимулирует познавательный интерес, снимает напряжение, придает смысл разучиваемым фразам, дает возможность выполнить задание вместе со своим другом [3, c.31].
В заключении, следует отметить, что упражнения и задания, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста речевых умений на иностранном языке, удовлетворяют детские стремления к познанию новых, необычных явлений, событий окружающей действительности. Удовлетворение потребности в ярком, красочном, действенном представлении, взаимодействии способствует возникновению у детей таких эмоций, как удивление, восторг, радость сотрудничества, успеха, гордость за правильно выполненное задание, чувство удовлетворения и других, что обеспечивает эмоциональное развитие детей и формирует положительную мотивацию к образовательному процессу.