Контроль качества нормативных правовых актов ФТС России
научный журнал «Актуальные исследования» #9 (12), май '20

Контроль качества нормативных правовых актов ФТС России

В статье рассматривается механизм контроля качества нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы России. Установлены виды и формы такого контроля.

Аннотация статьи
нормативный правовой акт
контроль качества
Федеральная таможенная служба России
Ключевые слова

Контроль качества нормативных правовых актов ФТС России осуществляется по двум направлениям: внутренний контроль и внешний. Внутренний контроль осуществляется при подготовке нормативного правового акта в Федеральной таможенной службе России. Внешний – в иных органах государственной власти, общественных институтах. Едва ли можно категорично утверждать, что один вид контроля однозначно эффективнее другого.

Кроме того, контроль формы и содержания нормативных правовых актов ФТС России может быть подразделён на виды в зависимости от времени его проведения: до момента вступления акта в силу и после обретения им способности действовать, порождать правовые последствия. Так, внутренний контроль относится к предварительному контролю, а внешний – может осуществляться как до вступления акта в силу, так и после.

Внутренний контроль производится самими должностными лицами ФТС, принимающими участие в подготовке и издании нормативных правовых актов. В соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации», утвержденными приказом ФТС России от 01.12.2016 N 2266, можно выделить несколько уровней ведомственного контроля.

Первый уровень – это специалисты подразделения-разработчика проекта нормативного правового акта, которые при его подготовке принимают во внимание требования правотворческой техники, а также необходимость соответствия актов ФТС России нормативным правовым актам более высокой юридической силы. Этот уровень можно определить как «самоконтроль».

Второй уровень – руководство подразделения-разработчика. Начальник соответствующего подразделения несет персональную ответственность за качество подготовленного его подчиненными проекта нормативного правового акта.

Третий уровень – это согласование проекта акта с руководителями подразделений ФТС России, чья компетенция затрагивается разрабатываемым документом.

Четвертый уровень – это согласование нормативного правового акта в Правовом управлении ФТС России. При рассмотрении проекта нормативного правового акта Правовое управление проводит одновременно правовую и антикоррупционную экспертизу.

Пятый уровень – визирование подготовленного документа заместителем руководителя ФТС России, курирующим подразделение-разработчика.

Шестой уровень – подписание (утверждение) нормативного правового акта руководителем ФТС России либо лицом, исполняющим его обязанности.

Как видим, внутри Федеральной таможенной службы в процесс создания нормативного правового акта вовлечены несколько человек, что, разумеется, повышает вероятность выявления «брака», изъянов документа уже на стадии его разработки.

Внешний контроль качества нормативных правовых актов ФТС может быть реализован по следующим направлениям:

1. Контроль общественности

В России достаточно давно создан механизм общественного предварительного контроля качества нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, нормативные правовые акты ФТС России должны быть (за некоторыми исключениями) размещены для проведения публичного, открытого общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. Размещает проект акта подразделение-разработчик, устанавливая срок такого обсуждения, который, однако, не может быть меньше 15 дней.

Организованное на указанном ресурсе обсуждение позволяет еще до момента подписания документа выявить его принципиальные недочеты. Особенно важно, что здесь может быть выражен взгляд с другой стороны – участников внешнеэкономической деятельности, чьи интересы могут затрагиваться готовящимся актом.

Еще одной формой контроля со стороны общественности можно считать обсуждение проектов актов в Общественном совете при ФТС России. Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" отдельные нормативные правовые акты должны пройти через процедуру предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при органах исполнительной власти.

2. Контроль в ходе регистрации нормативных правовых актов ФТС в Министерстве юстиции Российской Федерации

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. Регистрации подлежат акты, затрагивающие права человека; принятые ФТС и другими министерствами (ведомствами) совместно; устанавливающие правовой статус организаций. Министерство юстиции проводит два вида экспертизы правовых актов ФТС России: правовую и антикоррупционную, «отбраковывая» нормативные правовые акты, имеющие дефекты. Особенно важным является контроль, осуществляемый Министерством юстиции Российской Федерации в отношении актов ФТС, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, поскольку возможности внешней «инспекции» качества акта в обществе сужаются в данном случае до минимума. Особенностью этой формы контроля является способность контролирующей инстанции «заблокировать» вступление в силу нормативного правового акта – если Минюст сочтет, что документ содержит коррупциогенные факторы или противоречит актам более высокой юридической силы, он не зарегистрирует акт ФТС, вернув его разработчику.

3. Контроль со стороны Прокуратуры Российской Федерации

В соответствии со ст. 9.1.Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в ходе осуществления своих полномочий может осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе, разумеется, и нормативных правовых актов ФТС России. Если указанные факторы будут обнаружены в нормативном правовом акте ФТС России, прокурор может потребовать изменения документа, предложив способы устранения выявленных недостатков. Такое требование должно быть рассмотрено Федеральной таможенной службой в срок, не позднее 10 дней со дня его получения.

4. Судебный контроль

Судебный контроль качества нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы осуществляется Верховным Судом России.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Рассмотрение дела ведется в рамках процедуры, предусмотренной главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

В случае, если Верховный Суд России установит, что нормативный правовой акт ФТС России не соответствует федеральному закону, он признает это документ не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (ст. 215 АПК РФ).

Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 ноября по 30 ноября
Осталось 2 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 декабря
Загрузка в elibrary
04 декабря
Рассылка печатных экземпляров
09 декабря