Наиболее выгодная модель сотрудничества между Россией и Северной Кореей также предполагает участие Южной Кореи. Однако, несмотря на все потенциальные выгоды, во втором десятилетии 21 века все еще существует ряд барьеров для межкорейского экономического диалога и трехстороннего сотрудничества. Наиболее важными из этих барьеров являются военно-политические факторы, такие как ядерная проблема на Корейском полуострове и неурегулированность двусторонних отношений между Южной и Северной Кореями. Тем не менее российские предложения по трехстороннему сотрудничеству, по-видимому, обладают хорошим потенциалом для долгосрочного укрепления южнокорейских отношений с Северной Кореей и участия КНДР в процессе региональной интеграции. Многосторонний формат поможет ослабить опасения Пхеньяна по поводу чрезмерной зависимости от Сеула, уменьшить финансовое бремя Сеула по восстановлению экономики КНДР, а также придать импульс развитию межкорейских экономических отношений. Таким образом, когда двум корейским государствам удастся достичь компромисса и продолжить свой экономический диалог, многостороннее сотрудничество с Россией, вероятно, займет важное место в повестке дня.
Южнокорейские компании уже успешно попробовали использовать транспортную инфраструктуру, построенную Россией и Северной Кореей, и сейчас они рассматривают наиболее подходящую форму участия в логистическом проекте Хасан-Раджин. Если этот проект сработает, будет создан важный прецедент для других “больших” трехсторонних инициатив. Если компании РК присоединятся к российско-северокорейскому логистическому проекту и продолжат реконструкцию северокорейских железных дорог от Раджина до границы с Южной Кореей, станет возможным восстановить всю Транскорейскую железную дорогу в восточном направлении.
Проект поставок российского газа в Южную Корею через Северную Корею обсуждается более 20 лет. После завершения строительства магистрального газопровода “Сахалин-Хабаровск-Владивосток” в 2011 году была готова инфраструктура для строительства ответвления на Корейский полуостров. Северная Корея, со своей стороны, согласилась предоставить землю для строительства газопровода, а Россия и Южная Корея вплотную подошли к обсуждению коммерческих контрактов на поставку газа. Однако в 2012 году сторонам не удалось договориться о цене на газ. После этого общение на эту тему было заморожено, но ни одна из сторон не заявила, что оно похоронено навсегда.
Что касается проекта в области электроэнергетики, то по нему достигнут незначительный прогресс. Однако строительство линии электропередачи из России через Северную Корею в Южную Корею стратегически важно для энергоемких железнодорожных и трубопроводных проектов и неразрывно связано с ними. Недавнее возобновление интереса в Южной Корее к энергетическому сотрудничеству с Россией возвращает все три стороны к обсуждению проекта строительства энергетического моста из России в Республику Корея. Если этот проект будет реализован, он станет большим вкладом в развитие экономических связей России и Северной Кореи.
Российское правительство постепенно приходит к пониманию того, что оно не может рассчитывать на быструю реализацию трехсторонних проектов с участием Южной Кореи. И поэтому необходимо расширять двусторонние экономические отношения с КНДР для укрепления позиций России на Корейском полуострове, а также в диалоге с Республикой Корея. В то же время Москва, скорее всего, продолжит добиваться прогресса в давно обсуждаемых инфраструктурных проектах на Корейском полуострове в ожидании лучших времен в межкорейском диалоге. В ходе двусторонних переговоров с российскими представителями руководство как Республики Корея, так и КНДР решительно поддерживает трехсторонний формат экономического сотрудничества.
Россия и Северная Корея в настоящее время находятся на стадии тестирования новых принципов и моделей экономического сотрудничества. Уже проделана большая работа по устранению препятствий и созданию благоприятных условий с обеих сторон. Что необходимо сейчас, так это успешный результат в наращивании торгового и инвестиционного сотрудничества. Российские официальные лица надеются, что цель достичь товарооборота в один миллиард долларов к 2020 году будет достигнута за счет реализации нескольких значительных проектов с частными российскими компаниями, а также совместного развития особых экономических зон в двух странах.
Важно подчеркнуть, что на текущем этапе Россия готова расширять экономические отношения с КНДР на условиях взаимной выгоды и экономического прагматизма при поддержке коммерчески жизнеспособных проектов. Вернуться к модели двусторонних отношений советского периода невозможно, хотя северокорейцы все еще пытаются предложить сотрудничество “в кредит”. Несмотря на решающую роль, которую в настоящее время играет российское правительство в активизации экономического сотрудничества с Северной Кореей, после создания необходимых институциональных механизмов и накопления определенного делового опыта инициатива должна быть передана в руки частных компаний. Обеим сторонам также необходимо срочно договориться об источниках финансирования совместных инициатив.
Интерес российского частного бизнеса к Северной Корее постепенно возрастает, и российские министерства и ведомства оказывают заинтересованным компаниям всестороннюю поддержку, но КНДР необходимо обеспечить надлежащий уровень информационного и организационного сотрудничества со своими российскими партнерами, чтобы инвестиционные проекты, которые активно обсуждаются, могли быть реализованы.
Заключение
Во втором десятилетии 21 века Россия и Северная Корея были очень активны в поиске новых форм и создании соответствующих условий для активизации их экономического сотрудничества. Интересы правительств двух стран совпали; Россия стремится усилить свое влияние в Азии и активировать региональные механизмы для ускорения развития российского Дальнего Востока, а Северной Корее необходимо улучшить свое экономическое положение и снизить одностороннюю зависимость от Китая в плане торговли и инвестиций. Новая модель сотрудничества, которую можно охарактеризовать как “российские инвестиции в обмен на северокорейские минеральные ресурсы”, еще должна доказать свою жизнеспособность. Если слухи о богатых залежах полезных ископаемых в КНДР подтвердятся, и российские компании получат к ним доступ, у двух стран появится реальный шанс увеличить объемы торговли и инвестиций.
В то же время трудно представить, как два корейских государства могут участвовать в каком-либо совместном экономическом проекте в регионе без предварительного урегулирования своих двусторонних отношений и устранения существующих препятствий в виде экономических санкций. Поэтому прогресс в экономическом сотрудничестве между Россией и Северной Кореей также требует улучшения межкорейских связей.