В последние годы расширилась сфера деятельности специалистов клинических психологов, сегодня они задействованы в зоне самых актуальных проблем обеспечения жизни и деятельности человека, не только в сфере здравоохранения, но и в образовании, социальной помощи населению, обеспечении безопасности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф. Перед современной высшей школой стоит сложная задача формировать личность, профессионала, готового включаться в разнообразные сферы жизни современного общества, решение широкого круга задач профессиональной направленности. Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил деятельности в целом. Характеризуя учебно-профессиональную мотивацию, необходимо отметить, что на этапе выбора и освоения профессии в структуре личности формируется определённый мотивационный конструкт, куда входят как осознаваемые мотивационные факторы, так и неосознаваемые. Анализ структурных элементов мотивационного конструкта во многом может объяснить побудительные причины выбора той или иной профессии, а также увидеть перспективный путь как личностного, так и профессионального развития субъекта [1]. Таким образом, на этапе подготовки специалиста можно при необходимости внести определенные коррективы в процесс его развития, делая тем самым процесс профессионализации управляемым и сбалансированным.
Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы), а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности (стимулы, исходящие из сложившейся ситуации). Соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения [2].
Теории мотивации обычно подразделяют на две группы, выделяя содержательные и процессуальные. Авторы «содержательных концепций» (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клеланд и др.) основное внимание уделяют анализу потребностей, лежащих в основе мотивации. Предметом исследования содержательных теорий выступает содержание факторов трудовой мотивации, количество, значимость и пр. «Процессуальные теории» (В.Врумм, Х. Хекхаузен, Э. Локк) фокусируются на том, как человек прилагает усилия для достижения целей и какой выбирает при этом тип поведения. Учитывая, что содержательные и процессуальные теории обращаются к разным аспектам мотивации, их не противопоставляют, а считают дополняющими друг друга [4].
Согласно концепции иерархии потребностей А. Маслоу, все человеческие потребности располагаются в иерархии, поведением человека управляют более насущные, низшие в иерархии потребности до тех пор, пока они не удовлетворены. Когда потребности более низкого уровня удовлетворены хотя бы частично, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей следующего уровня [3].
Ф. Герцберг в своей теории мотивации выделил две группы факторов: 1) гигиенические (благоприятные условия труда, которые позволят избежать страданий), 2) мотивационные (признание достижений и успехов работников, поощрения, предоставление самостоятельности в труде, содержательный труд, профессиональное совершенствование). Практическое использование теории Ф. Герцберга предполагает предоставление возможности работникам самим определять какие из этих факторов они считают для себя наиболее важными.
Теория приобретённых потребностей Д. Мак-Клелланда основана на предположении, что высшие человеческие потребности можно сформировать посредством научения. Люди, у которых есть потребность в достижениях, работают усерднее, чем люди, не имеющие такой потребности.
В теории В. Врума ключевым понятием являются ожидания, которые предвосхищают и мотивируют деятельность индивида. Большое значение в регуляции поведения в этой модели играет восприятие работником ситуации. Последствия тех или иных действий имеют для субъекта большую или меньшую привлекательность, и, соответственно, определяют направление деятельности.
В когнитивной модели Х. Хекхаузена мотивация представляет собой рациональный процесс, в котором человек обдумывает, взвешивает разные типы вероятностей, оценивает привлекательность возможных исходов поведения. Таким образом актуализируются наиболее привлекательные в данной ситуации мотивы.
Согласно теории постановки целей Э. Локка, мотивация человека определяется осознаваемыми намерениями и целями, при достижении которых он получает удовлетворение. Люди, ставящие перед собой более высокие цели (или принимающие высокие цели, поставленные другими), прикладывают больше усилий и выполняют работу лучше [4].
Цель исследования. Изучение мотивации позволяет определить потребности студентов и их ожидания от будущей профессиональной деятельности, увидеть перспективный путь как личностного, так и профессионального развития субъекта. Целью нашего исследования является изучение учебно-профессиональной мотивации студентов факультета клинической психологии.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного медицинского университета в 2023 году. Были опрошены студенты первого и второго курсов факультета клинической психологии в количестве 37 человек (33 девушки и 4 юноши).
Для опроса студентов использовалась методика Ш. Ричи и П. Мартина «Изучение мотивационного профиля личности», которая позволяет узнать, как соотносятся у человека 12 мотивационных факторов, и дает возможность количественно оценить относительную значимость этих потребностей для человека. В основу теста заложена модель поведения, исследованная специалистами по изучению потребностей человека, в результате изучения которой авторы описали 12 факторов, мотивирующих человека на работу (1) потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; 2) потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; 3) потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы; 4) потребность в социальных контактах, общение с широким кругом людей; 5) потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности, дружественности; 6) потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи человека; 7) потребность ставить для себя сложные цели и достигать их; 8) потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; 9) потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки); 10) потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей; 11) потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности; 12) потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе) [5].
Результаты и обсуждение. Средние значения по группе испытуемых по каждому из 12 факторов, мотивирующих на работу, представлены в таблице.
Таблица
Результаты исследования мотивационного профиля личности студентов
|
Факторы, мотивирующие на работу | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
Средние значения |
33,8 |
33,6 |
30,5 |
21,6 |
19,4 |
38,3 |
33,6 |
12,4 |
24,8 |
28,0 |
41,1 |
47,4 |
Согласно данным таблицы, среди факторов мотивирующих профессиональную деятельность студентов «клинических психологов» на первом месте стоит «потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе» (47,4), на втором месте – «потребность в совершенствовании, росте, развитии как личности» (41,1), на третьем месте – «потребность в завоевании признания со стороны других людей» (38,3). Фактор «потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе» попадает в первую тройку мотивационного профиля у 68% испытуемых (25 человек), у 43% испытуемых (16 человек) данный мотив стоит на первом месте. Средние позиции занимают «потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» (33,8), «потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке», «потребность ставить для себя сложные цели и достигать их» (по 33,6) и «потребность в четком структурировании работы» (33,5). Три последние позиции занимают «потребность в широких социальных контактах» (21,6), «потребность в близости взаимоотношений» (19,4), «потребность во влиятельности и власти (12,4).
Таким образом, в мотивационном профиле будущих клинических психологов приоритетные позиции занимают социальные мотивы: «потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе», «потребность в завоевании признания со стороны других людей», а также мотив саморазвития «потребность в самосовершенствовании, росте, развитии как личности». Данные мотивы соответствуют специфике профессии психолога, свидетельствуют о правильности выбора профессии. Результаты мотивационного профиля будущих специалистов могут быть использованы в образовательном процессе с целью актуализации определённых мотивов профессиональной деятельности.