Автор(-ы):
Селина Наталья Евгеньевна
28 августа 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
В современном мире, где технологии постоянно развиваются, требования к уровню образования постоянно растут, школьники сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к учебе. Изучение русского языка является одним из самых важных элементов общего образования. А процесс обучения русскому языку – ключевой этап в развитии лингвистических и коммуникативных навыков учеников. Традиционные методы обучения иногда бывают скучными и неэффективными. Но как сделать уроки русского языка более интересными и увлекательными? Как развить творческий потенциал учащихся? На смену стандартным упражнениям и традиционному уроку приходят нетрадиционные/нестандартные (далее в статье мы будем использовать эти термины как синонимы) уроки и домашние задания по русскому языку, обеспечивающие развитие творческой активности учеников и повышение эффективности обучения. Это такой формат урока, заданий, которые могут не только поддержать интерес учеников к изучению языка, но и развить их творческие навыки и умения.
Роль нетрадиционных домашних заданий, как и нетрадиционного урока, заключается в стимулировании творческого мышления учеников, в развитии их эмоций, фантазии, умения мыслить нестандартно и выражать себя. Благодаря таким урокам и заданиям ученики могут освоить новые навыки и получить опыт самостоятельных и креативных решений задач.
И.П. Подласый ввел термин «нетрадиционный урок», который мы понимаем как импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру [1, с. 35]. В педагогической науке также говорят о нетрадиционном уроке наряду с нестандартным, и определяют их как «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» [6].
Т.А. Стефановская выделяет несколько форм нетрадиционного урока, которые довольно полно отражают предмет обсуждения:
Нетрадиционные уроки подразумевают необычную подачу материала, активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей. Эти формы уроков могут соединять в себе использование нескольких педагогических технологий, включать в себя различные формы работы: групповые, индивидуальные, коллективные и т.д. [2, с. 131]. Также подразумевается использование не только программного, но и внепрограммного материала. Безусловно, перед учителем стоит непростая задача, поскольку такие уроки и домашние задания в нетрадиционной форме требуют более тщательной и долгой подготовки. Педагогу необходимо учитывать, что «сработает» на его учениках, а что нет, какая тема будет подходить для такого типа урока, а какую лучше преподнести в ином формате, возможно ли достижение поставленных целей в ходе такого урока и т.п. [4, с. 110].
Как мы говорили ранее, роль нетрадиционных домашних заданий заключается в стимулировании творческой активности обучающихся. Нестандартные домашние задания - это задания, которые не соответствуют традиционным учебникам и учебным пособиям. Они могут быть разработаны учителем или учеником самостоятельно на основе различных источников, таких как интернет-ресурсы, книги, журналы и т.д. Цель таких заданий - помочь ученику расширить свой кругозор, развить критическое мышление и научиться применять свои знания на практике.
Одним из преимуществ нестандартных(нетрадиционных) домашних заданий является то, что они позволяют ученику проявить свою индивидуальность и творческий подход. Учитель может предложить ученику выбрать тему, которая ему наиболее интересна, и разработать задание, которое поможет ему лучше понять и запомнить материал. Кроме того, нестандартные домашние задания могут помочь ученику развить навыки работы с информацией. Он должен будет анализировать, систематизировать и обобщать информацию, чтобы составить, выполнить правильно задание. Это может помочь ему лучше понимать, как информация связана между собой и как ее можно использовать для решения.
Наконец, нестандартные домашние задания являются эффективным способом проверки знаний и навыков ученика. Учитель может оценить, насколько хорошо ученик понимает материал и может ли он применить свои знания на практике. Это помогает обучающимся лучше понять, какие темы ему нужно повторить и какие ошибки он должен исправить.
В целом, нестандартные домашние задания могут быть очень полезными для подготовки и к ОГЭ. Они помогают ученику развивать свои навыки и лучше понимать материал. Кроме того, они могут помочь учителю оценить уровень знаний ученика и выявить его сильные и слабые стороны.
Преимущества нетрадиционного домашнего задания заключаются в том, что они:
Нетрадиционные домашние задания могут быть различными по форме и содержанию, например, это могут быть сочинения, эссе, проекты, презентации, игры и т.д. Важно, чтобы эти задания были интересными и познавательными для ученика.
Несколько примеров нетрадиционных домашних заданий, способствующих развитию творческой активности:
Именно в таком формате нетрадиционные домашние задания по русскому языку могут помочь ученикам развить творческий потенциал и закрепить изученный материал. Они позволяют ученикам применять свои знания на практике и развивать навыки, которые будут полезны в их будущей жизни.
Почему нестандартные домашние задания хорошо развивают и формируют креативное мышление и творческую активность? Анализ динамики результатов по русскому языку у учеников 5-9 классов, выполняющих нетрадиционные домашние задания, показал, что:
В заключение важно отметить, что нестандартные домашние задания по русскому языку являются важным инструментом для развития и формирования креативного мышления и творческого потенциала учеников. Они помогают формировать личность и навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире. Использование нестандартных методов обучения поможет учащимся лучше понимать и запоминать материал, а также развивать их навыки устной и письменной коммуникации. Наконец, такие задания помогают развить уверенность в себе и своих способностях. Когда ученики видят, что они могут создавать что-то новое и оригинальное, они начинают верить в свои силы и становятся более уверенными в своих знаниях и умениях. Это может быть особенно полезно при сдаче экзаменов, где ребята должны показать свои знания и умения в полной мере.
Таким образом, нетрадиционные домашние задания, формирующие и развивающие креативное мышление, творческую активность - очень полезны для учеников на уроках русского языка. Они помогают развивать творческие способности, умение находить нестандартные решения и выражать свои мысли более оригинально и интересно.
Список литературы
Поделиться
Селина Н. Е. Нетрадиционные домашние задания по русскому языку как эффективный способ развития и формирования творческой активности учеников 5-9 классов // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 авг. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 38-44. URL: https://apni.ru/article/6925-netraditsionnie-domashnie-zadaniya-po-russkom