Главная
Конференции
Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований
Нетрадиционные домашние задания по русскому языку как эффективный способ развити...

Нетрадиционные домашние задания по русскому языку как эффективный способ развития и формирования творческой активности учеников 5-9 классов

Автор(-ы):

Селина Наталья Евгеньевна

28 августа 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

нетрадиционный урок
русский язык
ученики среднего звена
нетрадиционные домашние задания
творческая активность учеников
формы урока
методы и приемы

Аннотация статьи

Нестандартные формы домашних заданий на уроках русского языка – это эффективный способ формирования и развития творческой активности обучающихся. Нетрадиционные уроки помогают ученикам в интересной игровой форме изучать русский язык. Благодаря таким урокам и домашним заданиям активизируется творческая познавательная деятельность, улучшается процесс сотрудничества учителя и ученика. Нетрадиционные домашние задания по русскому языку и помогают ученикам 5-9 классов сформировать и развивать творческие способности, умение находить нестандартные решения и выражать свои мысли более оригинально и интересно.

Текст статьи

В современном мире, где технологии постоянно развиваются, требования к уровню образования постоянно растут, школьники сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к учебе. Изучение русского языка является одним из самых важных элементов общего образования. А процесс обучения русскому языку – ключевой этап в развитии лингвистических и коммуникативных навыков учеников. Традиционные методы обучения иногда бывают скучными и неэффективными. Но как сделать уроки русского языка более интересными и увлекательными? Как развить творческий потенциал учащихся? На смену стандартным упражнениям и традиционному уроку приходят нетрадиционные/нестандартные (далее в статье мы будем использовать эти термины как синонимы) уроки и домашние задания по русскому языку, обеспечивающие развитие творческой активности учеников и повышение эффективности обучения. Это такой формат урока, заданий, которые могут не только поддержать интерес учеников к изучению языка, но и развить их творческие навыки и умения.

Роль нетрадиционных домашних заданий, как и нетрадиционного урока, заключается в стимулировании творческого мышления учеников, в развитии их эмоций, фантазии, умения мыслить нестандартно и выражать себя. Благодаря таким урокам и заданиям ученики могут освоить новые навыки и получить опыт самостоятельных и креативных решений задач.

И.П. Подласый ввел термин «нетрадиционный урок», который мы понимаем как импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру [1, с. 35]. В педагогической науке также говорят о нетрадиционном уроке наряду с нестандартным, и определяют их как «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» [6].

Т.А. Стефановская выделяет несколько форм нетрадиционного урока, которые довольно полно отражают предмет обсуждения:

  • уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, деловая, ролевая игра и т.п.);
  • уроки в форме публичного общения (пресс-конференция, аукцион, дебаты);
  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная);
  • уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка);
  • комбинированные уроки с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-семинар);
  • перенесение на урок традиционных форм внеклассной работы (КВН, спектакль, «клуб знатоков») [5, с. 318].

Нетрадиционные уроки подразумевают необычную подачу материала, активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей. Эти формы уроков могут соединять в себе использование нескольких педагогических технологий, включать в себя различные формы работы: групповые, индивидуальные, коллективные и т.д. [2, с. 131]. Также подразумевается использование не только программного, но и внепрограммного материала. Безусловно, перед учителем стоит непростая задача, поскольку такие уроки и домашние задания в нетрадиционной форме требуют более тщательной и долгой подготовки. Педагогу необходимо учитывать, что «сработает» на его учениках, а что нет, какая тема будет подходить для такого типа урока, а какую лучше преподнести в ином формате, возможно ли достижение поставленных целей в ходе такого урока и т.п. [4, с. 110].

Как мы говорили ранее, роль нетрадиционных домашних заданий заключается в стимулировании творческой активности обучающихся. Нестандартные домашние задания - это задания, которые не соответствуют традиционным учебникам и учебным пособиям. Они могут быть разработаны учителем или учеником самостоятельно на основе различных источников, таких как интернет-ресурсы, книги, журналы и т.д. Цель таких заданий - помочь ученику расширить свой кругозор, развить критическое мышление и научиться применять свои знания на практике.

Одним из преимуществ нестандартных(нетрадиционных) домашних заданий является то, что они позволяют ученику проявить свою индивидуальность и творческий подход. Учитель может предложить ученику выбрать тему, которая ему наиболее интересна, и разработать задание, которое поможет ему лучше понять и запомнить материал. Кроме того, нестандартные домашние задания могут помочь ученику развить навыки работы с информацией. Он должен будет анализировать, систематизировать и обобщать информацию, чтобы составить, выполнить правильно задание. Это может помочь ему лучше понимать, как информация связана между собой и как ее можно использовать для решения.

Наконец, нестандартные домашние задания являются эффективным способом проверки знаний и навыков ученика. Учитель может оценить, насколько хорошо ученик понимает материал и может ли он применить свои знания на практике. Это помогает обучающимся лучше понять, какие темы ему нужно повторить и какие ошибки он должен исправить.

В целом, нестандартные домашние задания могут быть очень полезными для подготовки и к ОГЭ. Они помогают ученику развивать свои навыки и лучше понимать материал. Кроме того, они могут помочь учителю оценить уровень знаний ученика и выявить его сильные и слабые стороны.

Преимущества нетрадиционного домашнего задания заключаются в том, что они:

  • помогают ученику расширить кругозор и развить критическое мышление;
  • позволяют ученику проявить индивидуальность и творчество;
  • развивают навыки работы с информацией;
  • помогают учителю оценить уровень знаний и умений ученика.

Нетрадиционные домашние задания могут быть различными по форме и содержанию, например, это могут быть сочинения, эссе, проекты, презентации, игры и т.д. Важно, чтобы эти задания были интересными и познавательными для ученика.

Несколько примеров нетрадиционных домашних заданий, способствующих развитию творческой активности:

  1. «Слова-кроссворд». Это игра является интересной формой введения новых слов. Ученики должны расположить слова по горизонтали и вертикали так, чтобы они пересекались (как в кроссворде). После завершения кроссворда ученики должны описать каждое из слов и составить предложения с ними.
  2. «Афоризмы». Для этой игры ученикам нужно подобрать высказывания известных людей прошлого и настоящего времени. Затем они должны объединить слова и фразы таким образом, чтобы получился свой собственный афоризм.
  3. «Компьютерный диктант». Учитель может загрузить аудио-файл со словами, которые ученики должны записать. Как только запись будет остановлена, ученикам необходимо подобрать и записать рядом с этими словами синонимы и антонимы.
  4. Создание собственного словаря. Ученики могут создать свой собственный словарь, например, из самых часто используемых слов в своей речи.
  5. Составление историй с использованием новых слов. Многие ученики затрудняются в использовании новых слов в своей речи. Домашнее задание может заключаться в составлении историй или мини-рассказов с использованием новых слов, изученных на уроке. Данное задание поможет учащимся освоить и закрепить новые слова в контексте, а также развить творческое мышление.
  6. Создание рекламы. Реклама – это искусство, которое требует творческого подхода и умения привлекать внимание аудитории. Домашняя работа может заключаться в создании рекламного ролика или плаката на изучаемую тему. Ученики могут использовать свои творческие способности и навыки для создания оригинальных и запоминающихся рекламных материалов, что позволит им не только улучшить свои знания в русском языке, но и развить творческий потенциал.
  7. Написание стихотворений. Это очень полезное и интересное задание для учащихся. В то же время это оно требует творческого подхода и умения работать с языком, что делает его очень эффективным для формирования и развития творческих способностей у учащихся. Даже если ученики не имеют опыта в написании стихов, это задание позволит им освоить новые языковые конструкции, расширить свой лексикон и развить свои творческие навыки.
  8. Создание театрализованных представлений.  Это отличный способ развить творческие навыки учеников и одновременно закрепить изученный материал. Ребята могут создать свой собственный сценарий на основе изученных тем и диалогов, а затем театрализовано представить его перед классом. Это поможет ученикам не только закрепить изученный материал, но и развить коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Именно в таком формате нетрадиционные домашние задания по русскому языку могут помочь ученикам развить творческий потенциал и закрепить изученный материал. Они позволяют ученикам применять свои знания на практике и развивать навыки, которые будут полезны в их будущей жизни.

Почему нестандартные домашние задания хорошо развивают и формируют креативное мышление и творческую активность? Анализ динамики результатов по русскому языку у учеников 5-9 классов, выполняющих нетрадиционные домашние задания, показал, что:

  1. Нестандартные домашние задания помогают ученикам проявить свою индивидуальность и творческий подход к решению задач. Они дают возможность проявить свой потенциал и развить навыки решения проблем.
  2. Такие задания помогают развивать критическое мышление, которое необходимо для успешной учебы и работы в будущем. Ученики учатся анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе фактов.
  3. Нестандартные задания также помогают развивать креативность, которая является важным качеством для многих профессий. Ученики учатся мыслить нестандартно, находить новые решения и идеи.
  4. Наконец, нестандартные задания помогают повысить интерес к учебе и мотивацию учеников. Они дают им возможность проявить себя и почувствовать себя успешными.

В заключение важно отметить, что нестандартные домашние задания по русскому языку являются важным инструментом для развития и формирования креативного мышления и творческого потенциала учеников. Они помогают формировать личность и навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире. Использование нестандартных методов обучения поможет учащимся лучше понимать и запоминать материал, а также развивать их навыки устной и письменной коммуникации. Наконец, такие задания помогают развить уверенность в себе и своих способностях. Когда ученики видят, что они могут создавать что-то новое и оригинальное, они начинают верить в свои силы и становятся более уверенными в своих знаниях и умениях. Это может быть особенно полезно при сдаче экзаменов, где ребята должны показать свои знания и умения в полной мере.

Таким образом, нетрадиционные домашние задания, формирующие и развивающие креативное мышление, творческую активность - очень полезны для учеников на уроках русского языка. Они помогают развивать творческие способности, умение находить нестандартные решения и выражать свои мысли более оригинально и интересно.

Список литературы

  1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М., 2004. 365 с.
  2. Прашкович Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. Дис. ... канд. пед. наук. Арзамас, 2005. 146 с.
  3. Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. ОГЭ – 2019. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / под редакцией Н.А. Сениной. Ростов н/Д., 2018. 318 с.4.Соколова Л.Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции. Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 108-111.
  4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М., 1998. 368 с.
  5. Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-i-provedeniya-netraditsionnyh-urokov-v-obrazovatelnom-protsesse-uchrezhdeniy

Поделиться

404

Селина Н. Е. Нетрадиционные домашние задания по русскому языку как эффективный способ развития и формирования творческой активности учеников 5-9 классов // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 авг. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 38-44. URL: https://apni.ru/article/6925-netraditsionnie-domashnie-zadaniya-po-russkom

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая