Использование ЭОР в работе с детьми с ОВЗ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

ЭОР
коррекционная работа
информационные средства
дети с ОВЗ
дошкольный возраст

Аннотация статьи

Использование ЭОР в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, способствует получению, закреплению и уточнению знаний, а также повышают познавательную активность детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Одним из ключевых требований ФГОС является требование к развивающей предметно-пространственной среде ДОО, компонентом которой являются информационные средства воспитания и обучения, к которым относятся и электронно-образовательные ресурсы. В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в дошкольных организациях создаются условия для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий.

По отношению к детям с ОВЗ перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе, что непосредственно связано с первичными нарушениями, корректировать которые можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Целью применения ЭОР в образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.

Для детей с ОВЗ характерны:

  • повышенная возбудимость,
  • неустойчивость внимания,
  • быстрая утомляемость,
  • истощаемость,
  • снижение памяти,
  • отставание в развитии словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы, отставание в интеллектуальном развитии.

Использование ЭОР в коррекционной работе помогает решать следующие задачи:

  • развитие слухового внимания
  • развитие зрительного восприятия
  • развитие пространственных представлений
  • развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления)
  • формирование полноценной фонетической системы языка (автоматизация, дифференциация звуков, развитие голоса, просодических компонентов речи)
  • развитие фонематических процессов
  • формирование предпосылок к обучению грамоте
  • обогащение лексики
  • формирование грамматического строя речи
  • развитие навыков связной речи.

Классификация образовательных ресурсов по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

  • программно-методические (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);
  • учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);
  • обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);
  • вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);
  • контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, проектных работ).
  • ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты);
  • информационные (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).

Непосредственно, в работе с детьми с ОВЗ пришлось выстраивать систему коррекционной работы индивидуально для каждого ребенка. А именно, искать возможность донести информацию и закрепить ее.

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи возможно использование презентаций, коротких видеорядов и авторских интерактивных игр.

При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д.

Также широко используется в работе с родителями электронная почта и мессенджеры, такая форма общения позволяет получить оперативную информацию учебного, методического или воспитательного характера, получить информацию группы, что очень важно для родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.

Еще одной формой работы с родителями с привлечением ЭОР является создание и ведение странички группы, на которой имеется:

  • полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников,
  • правила поведения ребенка в семье и в обществе,
  • фотоотчеты с мероприятий,
  • обратная связь в рамках проектной деятельности.

Таким образом, при планомерной работе по использованию ЭОР с детьми с ОВЗ, были сделаны следующие выводы:

  • использование анимационных и звуковых эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу;
  • способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
  • дает возможность ребенку практически выполнять задания;
  • способствует формированию обобщающих представлений и умения переноса действий с конкретного предмета на другие;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
  • ребенок испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видит каждый раз оценку своего труда.

Список литературы

  1.  Акименко М.В. Компьютер для малышей. - М.: Майор, 2005.
  2. Бойкова И. Г., Золотарюк О. М., Климова М. В. Использование инновационных методик и технологий в образовательной системе дошкольников // Сборник научных трудов двенадцатой Международной научно-практической конференции «Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий "1С"». 31 января – 1 февраля 2012 г.: Новые информационные технологии в образовании; под общ. ред. проф. Д. В. Чистова. Ч. 2. – М.: 1С-Паблишинг, 2012
  3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. - 1993. - №3. 

Поделиться

888

Орлова Е. С., Усенко Ю. С., Путилина Т. И. Использование ЭОР в работе с детьми с ОВЗ // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 августа 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 79-82. URL: https://apni.ru/article/6926-ispolzovanie-eor-v-rabote-s-detmi-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря