Одним из ключевых требований ФГОС является требование к развивающей предметно-пространственной среде ДОО, компонентом которой являются информационные средства воспитания и обучения, к которым относятся и электронно-образовательные ресурсы. В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в дошкольных организациях создаются условия для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий.
По отношению к детям с ОВЗ перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе, что непосредственно связано с первичными нарушениями, корректировать которые можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Целью применения ЭОР в образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.
Для детей с ОВЗ характерны:
- повышенная возбудимость,
- неустойчивость внимания,
- быстрая утомляемость,
- истощаемость,
- снижение памяти,
- отставание в развитии словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы, отставание в интеллектуальном развитии.
Использование ЭОР в коррекционной работе помогает решать следующие задачи:
- развитие слухового внимания
- развитие зрительного восприятия
- развитие пространственных представлений
- развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления)
- формирование полноценной фонетической системы языка (автоматизация, дифференциация звуков, развитие голоса, просодических компонентов речи)
- развитие фонематических процессов
- формирование предпосылок к обучению грамоте
- обогащение лексики
- формирование грамматического строя речи
- развитие навыков связной речи.
Классификация образовательных ресурсов по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:
- программно-методические (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);
- учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);
- обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);
- вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);
- контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, проектных работ).
- ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты);
- информационные (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).
Непосредственно, в работе с детьми с ОВЗ пришлось выстраивать систему коррекционной работы индивидуально для каждого ребенка. А именно, искать возможность донести информацию и закрепить ее.
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи возможно использование презентаций, коротких видеорядов и авторских интерактивных игр.
При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д.
Также широко используется в работе с родителями электронная почта и мессенджеры, такая форма общения позволяет получить оперативную информацию учебного, методического или воспитательного характера, получить информацию группы, что очень важно для родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.
Еще одной формой работы с родителями с привлечением ЭОР является создание и ведение странички группы, на которой имеется:
- полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников,
- правила поведения ребенка в семье и в обществе,
- фотоотчеты с мероприятий,
- обратная связь в рамках проектной деятельности.
Таким образом, при планомерной работе по использованию ЭОР с детьми с ОВЗ, были сделаны следующие выводы:
- использование анимационных и звуковых эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу;
- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
- дает возможность ребенку практически выполнять задания;
- способствует формированию обобщающих представлений и умения переноса действий с конкретного предмета на другие;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- ребенок испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видит каждый раз оценку своего труда.