Жилищное право, как и другие, сталкивается с частыми изменениями и совершенствованием законодательства, но даже при таком раскладе, так как общество развивается, возникают новые потребности. В связи с этим появляются пробелы, так скажем «проблемные моменты» в праве.
Во-первых, на сегодняшний день очень актуальна тема подделок протоколов собраний собственников, По словам Замдиректора ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрия Гордеева, около 90 процентов решений о смене управляющей компании фальсифицируются [1]. А конкретной нормы, регулирующее ответственность – нет, да и дела по данному вопросу возбуждают очень редко, субъект непонятен. Из-за отсутствия состава преступления дело возбуждать отказываются.
Какое решение можно предложить тут. Например, внести в статью 46 ЖК РФ пункт с отсылкой на ст. 327 УК РФ за подделку протоколов собраний собственников.
Во-вторых, для предпринимательства в сфере ЖКХ необходимо не просто зарегистрировать себя как юридическое лицо, но и получить лицензию (поправки в ЖК РФ от 21.07.2014 ФЗ-№255 о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ) [2]. Но сама процедура лицензирования не является идеальной. В соответствии со ст. 201 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного жилищного надзора выдают разрешения управляющим организациям по решению разрешительных комиссий субъектов Российской Федерации, не менее чем одной трети членов, которых должны быть представлены саморегулируемыми организациями, общественными объединениями или иными некоммерческими организациями. Однако в законе нет указаний на минимальное число членов комиссии, что может повлиять на объективность решений, принятых при создании комиссии в формальной практике.
Для начала, здесь можно в статью 201 ЖК РФ указать на минимальное число членов комиссии, а также конкретизировать действующие правила о том, кто может стать членом лицензионной комиссии и предоставить возможность обжаловать решение комиссии в административном порядке.
В-третьих, еще в 2015 году в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) появилась глава Х «Банкротство физических лиц», где понятие «долг» расширенно и включает в себя, в том числе, долги по ЖКХ. Проблемы здесь две, после процедуры:
- Управляющая компания заявляет, что ни о каком банкротстве не знало и долг списывать не будет;
- Не делаются перерасчёты, то есть в дальнейшем квитанции приходят с теми же долгами, что и до списания.
Следовательно, следует сделать отсылку к ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».
В-четвертых, очень важно закрепить понятия «Жилищно-коммунальные услуги». Определение «предоставления коммунальной услуги» встречается в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», но определения «жилищно-коммунальные услуги» нигде не закреплено, хотя эти два понятия различны.
И пятый проблемный момент, закрепление в Жилищном кодексе РФ четкий механизм движения денежных средств от населения в управляющую компанию, а оттуда к непосредственному поставщику коммунальных услуг.
Пояснение состоит в том, что частая проблема в ЖКХ – неполучение поставщиком денег за поставку коммунальных услуг. Из-за этого растут огромные долги управляющих компаний.
Итак, в данной статье было изложено пять проблемных моментов в Жилищном праве и варианты их решения. На самом деле, можно найти и больше пробелов, но их всегда можно заполнить.