Главная
Конференции
Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в системе дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в системе дошкольного образования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

нравственно-патриотическое воспитание
дошкольное образование

Аннотация статьи

В нашей современной жизни всё происходит быстро и стремительно. Мы постоянно развиваемся, двигаясь вперёд, забываем о нашей истории. Но, не зная прошлого невозможно построить гармоничное будущее. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является ключевым критерием формирования у них патриотических чувств.

Текст статьи

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Чувство любви к Родине, к родному городу – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Патриотическое воспитание – важнейшая задача, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Каждый человек любит свою Родину, уважает ценности семьи и общества, любознательный, активно познающий мир. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образовательного учреждения. Суть нравственно-патриотического воспитания наш коллектив видит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных дошкольнику мест – с их дома, района, города. У нашего края богатое боевое прошлое. Его историю хранят многочисленные памятники, что позволяет создать благоприятную основу для формирования чувства гордости за свой край.

Коллектив ДОУ стремимся вызывать интерес у детей к своей Родине, дать возможность осознать такие понятия как «Подвиг», «самопожертвование», показываем своим воспитанникам картину мира прошлого, включая военные годы второй мировой войны Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала ярчайшим примером массового героизма советского народа, благодаря которому удалось переломить немецкий натиск и победить фашизм.

Страшно подумать, что стало бы с нашей страной, если бы фашистская Германия выиграла ту войну. Гитлер планировал уничтожить или поработить народы, проживающие на территории Советского Союза.

Сложно переоценить подвиг миллионов наших дедов и прадедов, пожертвовавших свою жизнь в борьбе с фашизмом. Только благодаря их самоотверженно и самопожертвованию целые поколения на протяжении почти восьми десятилетий смогли беззаботно жить, строить семьи и воспитывать детей.

Фашизм возродили уже в наши дни, на территории Украины, где эта бесчеловечная идеология получила государственное одобрение и даже поддержку. Объектом ненависти был выбран российский народ.

24 февраля 2022 г. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обратился к россиянам и объявил о начале специальной военной операции на Украине.

В своем заявлении он отметил: «Её цель – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные, кровавые преступления…».

Говоря о специальной военной операции, нельзя не отметить профессионализм и самоотверженность с которыми военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации выполняют поставленные задачи.

За мужество и героизм звания Героя Российской Федерации были удостоены более 70 военнослужащих, более 30 тысяч получили государственные награды.

С первых дней проведения специальной военной операции военнослужащие проявляют настоящий героизм, преданность Военной присяге и преемственность боевым традициям Российской армии.

Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников требует системной работы. И начинается она с историей родного края, чем больше будет напоминаний, тем лучше ребенок поймет и примет для себя понятие «подвиг», «самопожертвование».

В нашем дошкольном учреждении не один год проходят тематические недели: «Старый Оскол – город воинской славы», «Они сражались за Родину», «День Победы». За эти недели педагоги помогают детям представить, какой жизнь была раньше. Как люди любили свою Родину, совершали ради нее подвиги, как помогали людям в трудную минуту. Эта работа проводится в системе согласно тематическому плану. Она включает в себя несколько этапов: ознакомление, закрепление и практический этап – действие.

Основная цель работы по формированию основ нравственного, патриотического – воспитания качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, воспитание уважения к культуре и истории родного края, родному городу, в сопереживании близким и родным, к людям нуждающихся в помощи.

Педагогами ДО решаются следующие задачи:

  1. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
  2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, через все виды детской деятельности.
  3. Формирование ведущих интегративных качеств личности.
  4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Согласно годового календарно-тематического планирования нами был разработан перспективный план.

Перспективный план по нравственно-тематическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Старый Оскол – город воинской славы!»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию дошкольников ДО дает устойчивое, положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, проявляется доброжелательное отношение к окружающим, сопереживание другому человеку. Только тогда вырастут настоящие патриоты своей Родины, способные на героические поступки, ведь наши дети – будущее нашей страны. С самого начала специальной военной операции российские дети поддерживают наших солдат и офицеров. Военнослужащим направляют детские письма и рисунки, которые вызывают самые теплые чувства у наших солдат и офицеров.

Эта традиция берет свое начало еще с трудных периодов Великой Отечественной войны, когда письмо несло в себе радостную весть для солдата из родного края, любимых и близких для него людей.

В наше время, как и тогда, мужчины с оружием в руках защищают нашу Родину, выполняют свой воинский долг.

Современные Герои встанут в один ряд со своими дедами, защитившими Родину в Великую Отечественную войну.

Их подвиги навечно войдут в историю побед нашей армии.

Список литературы

  1. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Патриотическое воспитание дошкольника/ Н.В. Алешина. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 15 с.
  2. Комратова, Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие/ Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М., 2012. - 156 с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: «Просвещение», 2009. – 24 с.

Поделиться

655

Кулик Е. О. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в системе дошкольного образования // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 августа 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 33-37. URL: https://apni.ru/article/6930-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-starsh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января