Главная
АИ #35 (165)
Статьи журнала АИ #35 (165)
Использование технологии ТРИЗ в ДОУ

Использование технологии ТРИЗ в ДОУ

Научный руководитель

Жумабаева Зайда Ефимовна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

технология ТРИЗ
обучение
педагог

Аннотация статьи

В статье рассмотрена роль применения технологии ТРИС в процессе ДОУ.

Текст статьи

На сегодняшний день педагоги интенсивно разрабатывают и внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагога в ДОУ – выбрать правильные методы и формы организации работы с детьми, исходя из их личных качеств, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [1].

Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области [2].

Главное отличие технологии от методики – это то, что технология не носит в себе предметный характер и может развиваться в любом предмете, вне зависимости от содержания и характера. К тому же технологии могут быть реализованы любым педагогом и включают в себя весь комплекс форм, средств, приемов и методов. В данный момент разработано более ста образовательных технологии в ДОУ. К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ»; технологии предметно – развивающей среды

Разберем, по моему мнению, самую интересную технологию – технологию «ТРИЗ». ТРИЗ – технология решения изобретательских задач. Технология решения изобретательских задач помогает детям развивать творческие способности и учит малышей креативно мыслить, что в дальнейшем поможет им быстрее адаптироваться к миру и уметь находить нестандартный подход к различным проблемам. Изобретательские задачи – это сбор методов решения задач и улучшения систем на основе творческого подхода.

Впервые работу над ТРИЗ начал Г.С. Альтушллер и его коллеги в 1946 г. Первая публикация – в 1956 году – это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Первые занятия по ТРИЗ, Г. С. Альтшуллер начал проводить в 1948 г. и проводил их до 1998 г. При этом следует отметить, что до 70-х годов XX в. обучение ТРИЗу проходило преимущественно на экспериментальных семинарах. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией [3]. Главное отличие ТРИЗ от традиционных методов обучения и воспитания в ДОУ – формирование нестандартных навыков в поиске ответа на вопросы у дошкольников, а не автоматического воспроизведения ответов, предложенных педагогом.

С помощью данной технологии воспитатель учится применять нетрадиционные формы работы с детьми, которые помогают им выступать в позиции думающего, творческого человека. Дошкольный возраст уникален тем, что ребенок в этом возрасте впитывает информацию как «губка» и тем самым, как сформируется мышление ребенка, таким будет его жизнь. Поэтому главный девиз ТРИЗ-а – «Творчество во всем!». Именно поэтому ТРИЗ в ДОУ выступает в качестве фундамента для развития творческого потенциала ребенка. Целью данной технологии в детском саду является развитие творческого мышления, гибкости мышления, а также умение поиска активности, развивать стремление к чему-то новому. Задача ТРИЗ – воспитать ребенка творческим, активным и привить ребенку радость творческих открытий.

Самое главное в работе с детьми, используя технологию ТРИЗ – доходчиво и просто доносить информацию, казалось бы, в сложной ситуации. Так как, основной вид деятельности дошкольников – игра, основная среда ТРИЗ – сказки, игры, бытовые ситуация и т.д. В такой обстановке ребенок учится применять «тризовские» решения, мыслит нестандартно, расширяет свой кругозор, учится на своих ошибках и стремиться к конечному, идеальному результату.

Работа в ТРИЗ должна осуществлять поэтапно, выделяют следующие этапы:

Первый этап – помочь ребенку различия и научить находить противоречия. К примеру «Что общего между стулом и диваном?», «Что общего между собакой и кошкой?» Этот этап можно назвать водным.

Второй этап – научить дошкольников быть изобретательным, уметь фантазировать. Например, придумать новую машину или как выжить одному в пустом городе, если у тебя есть только палка и спички? Данный этап является мотивирующим.

Третий этап – придумывать новые, интересные сказки с помощью методов ТРИЗ. Например «Ты стал героем фантастической сказки и тебе нужно спасти мир. Что ты сделаешь первым?» Третий этап – мотивирующий

Четвертый этап – помочь ребенку применять полученные знания, используя нестандартные, оригинальные решения проблем.

Последний этап – рефлексия.

Занятия с элементами ТРИЗ должны быть построены так, чтобы было минимум сообщения информации, максимум рассуждений, а сами занятия должны проходить в формате мозгового штурма.

Метод мозгового штурма (мозговая атака) – коллективный метод поиска идей и решений, строящийся на творческой активности.

В заключении хочется сказать, что: "Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, – это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов. С помощью ТРИЗ воспитатель развивает в ребенке такие качества как сообразительность, изобретательность, творческий подход. В последствии развития данных качеств ребенок формирует в себе качества творческой личности.

Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Дошкольный возраст уникален и удивителен. Эти годы жизни самые важные для ребенка, поэтому учиться и познавать этот мир должно быть интересно. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Список литературы

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М,2001. – 607с.
  2. https://news.rambler.ru/education/40277787-o-metodikah-tehnologiyah-i-programmah-doshkolnogo-obrazovaniya/
  3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М.: Сов. радио, 1979.- Кибернетика // Издательство «Советское радио», 1979 г.

Поделиться

453

Ибраева Р. А., Бактыбаева Д. А. Использование технологии ТРИЗ в ДОУ // Актуальные исследования. 2023. №35 (165). С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/6931-ispolzovanie-tekhnologii-triz-v-dou

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа