Главная
АИ #35 (165)
Статьи журнала АИ #35 (165)
Дошкольное образование в независимом Казахстане

Дошкольное образование в независимом Казахстане

Научный руководитель

Сагалиева Жанар Каукарбековна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
Казахстан
образовательные подходы
детские сады
программа «Балапан»
качество образования

Аннотация статьи

Данная статья рассматривает современное состояние дошкольного образования в Казахстане и акцентирует внимание на его развитии через внедрение новых подходов и методов обучения. Стремление правительства Казахстана к улучшению качества дошкольного образования видно в повышении финансирования и сотрудничестве с частными организациями.

Текст статьи

На сегодняшний день Правительство Казахстана серьезно поставила вопрос о дошкольном образовании страны. При повышении финансирования и помощи частных организаций, число дошкольных организаций растет с каждым годом. Для того, чтобы развивать дошкольное образование нужны новые подходы, новые, улучшенные методы обучения, которые поспособствуют обеспечению целостного развития детей, их личностному росту, а также раскрытию потенциала.

Рис. Количество дошкольных организаций Казахстана по годам

За сто лет существования дошкольных организаций Казахстан прошел множество этапов. Число государственных и частных детских садов увеличивалось с каждым годом. В 2010 году Правительством РК была запущенна программа «Балапан», которая способствовала увеличению охвата детей в детских садах до 70% и была продолжена до 2014 года, с целью 100% охвата детей возрастом 5-6 лет к 2020 году, а так же созданию благоприятных и финансово-экономических условий для того, что бы решить проблему с дефицитом дошкольных учреждений. Программа «Балапан» нацелена на то, чтобы каждый год система образования обновлялась за счет новых методик по обучению, для улучшения качества образования. Для детей дошкольного возраста программно-методические обновление ведется с каждым годом и имеет хороший успех.

Сегодня в дошкольных учреждениях создаются благоприятные условия для выявления Я-концепции у детей, а также не мало важно то, что создается мотивация учиться, развивается понятие о внешнем и внутреннем мире. У ребенка при хороших взаимоотношениях со сверстниками и с воспитателем качественно развивается его эмоциональная и социальная компетентность.

Необходимо учитывать то, что основной вид деятельности дошкольников – игра. Игра является важным компонентом обучения социальным навыкам, необходимым для правильного развития дошкольника. На сегодняшний день все дошкольные учреждения РК оснащены различными дидактическими материалами для работы с детьми. Это говорит о том, что с каждым годом подход к детям меняется, применяются различные методики, для развития эмоционального и физического состояние ребенка. Министерство образования разработало новую модель дошкольного образования, внедрение которой началось в 2021-2022 учебном году. Новая модель позволит проводить обучение через игру и также предусматривает работу с родителями детей для вовлечения в процесс обучения. Для этого изменится государственный стандарт: от типовых учебных планов Казахстан перейдем к альтернативным.

В настоящее время Министерство РК проводят различные мероприятия по развитию детей раннего дошкольного возраста.

Активно ведется расширение яслей-садов, мини-центров с удобным, гибким графиком, частных и государственных детских учреждений. К тому же совсем недавно для детей открылись различные санаторные ясли и профилактории для матерей с детьми.

Обеспечению инновационных технологий для родителей уделяют так же огромное внимание. Это было создано для того, чтобы родители были вовлечены в процесс обучения своих детей и умели так же, без помощи воспитателей и вне дошкольных учреждений находить к ним правильный подход. На сегодняшний деть на просторах интернета появилось множество обучающих сайтов для родителей.

Важность дошкольного образования заключается в том, что в дошкольном возрасте дети не только исследуют окружающую среду, но и развивают навыки физической координации. Занятия, связанные с бегом, скалолазанием, плетением бисера, искусством и ремеслом, помогают развивать зрительно-моторную координацию, а также мелкую и крупную моторику.

Как однажды сказал Альберт Эйнштейн, «Игра – это высшая форма исследования» особенно подходит для детей дошкольного возраста, потому что они учатся находить ответы на свои многочисленные вопросы с помощью исследований, экспериментов и бесед во время управляемой и организованной игры, созданной взрослые люди. Этот опыт питает естественную любознательность молодых умов, и они всегда стремятся познать что-то новое.

Сейчас так же важное значение придают символическому мышлению детей. Символическое мышление – важное когнитивное развитие, происходящее в дошкольном возрасте. Символическое мышление – это способность мысленно или символически представлять конкретные объекты, действия и события. Примерами могут служить притворная игра или воображаемая игровая деятельность, рисование или представление предметов и разговоры о предметах.

Большинство наших теоретиков детского развития также подчеркивали важность социального, поведенческого и когнитивного развития в раннем возрасте. Было проведено исследование, согласно которому, ранний возраст является положительным для эмоционального и в будущем он оказывает положительное влияние на развитие детей и их готовность учиться.

Ребенок, который испытывает радость от обучения, открытий и успешного выполнения соответствующих возрасту задач в юном возрасте, с большей вероятностью будет получать удовольствие от школы в более позднем возрасте и будет лучше успевать в учебе.

Исследователи раннего образования также показали важность дошкольного образования, заявив, что дети, которых обучают в раннем возрасте, обычно имеют улучшенные социальные навыки, меньше поведенческих проблем и более высокие оценки без особого внимания. Уверенность в себе, приобретаемая путем обучения в игровой форме, способствует развитию личности ребенка.

Качественное дошкольное образование дает детям когнитивные, поведенческие и социальные навыки, которым они не могут научиться дома. Поэтому для формирования готовности к обучению ребенка ключевую роль играет дошкольное образование.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по реализации новой модели дошкольного образования Режим доступа: http://irrd.kz/
  2. Проблемы дошкольного образования в Казахстане [электронный ресурс] Режим доступа: https://cabar.asia/ru/problemy-v-doshkolnom-obrazovanii-v-kazahstane

Поделиться

1404

Ибраева Р. А., Бактыбаева Д. А. Дошкольное образование в независимом Казахстане // Актуальные исследования. 2023. №35 (165). С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/6932-doshkolnoe-obrazovanie-v-nezavisimom-kazakhst

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря