Дошкольное образование в независимом Казахстане

Данная статья рассматривает современное состояние дошкольного образования в Казахстане и акцентирует внимание на его развитии через внедрение новых подходов и методов обучения. Стремление правительства Казахстана к улучшению качества дошкольного образования видно в повышении финансирования и сотрудничестве с частными организациями.

Аннотация статьи
дошкольное образование
Казахстан
качество образования
образовательные подходы
детские сады
программа «Балапан»
Ключевые слова

На сегодняшний день Правительство Казахстана серьезно поставила вопрос о дошкольном образовании страны. При повышении финансирования и помощи частных организаций, число дошкольных организаций растет с каждым годом. Для того, чтобы развивать дошкольное образование нужны новые подходы, новые, улучшенные методы обучения, которые поспособствуют обеспечению целостного развития детей, их личностному росту, а также раскрытию потенциала.

Рис. Количество дошкольных организаций Казахстана по годам

За сто лет существования дошкольных организаций Казахстан прошел множество этапов. Число государственных и частных детских садов увеличивалось с каждым годом. В 2010 году Правительством РК была запущенна программа «Балапан», которая способствовала увеличению охвата детей в детских садах до 70% и была продолжена до 2014 года, с целью 100% охвата детей возрастом 5-6 лет к 2020 году, а так же созданию благоприятных и финансово-экономических условий для того, что бы решить проблему с дефицитом дошкольных учреждений. Программа «Балапан» нацелена на то, чтобы каждый год система образования обновлялась за счет новых методик по обучению, для улучшения качества образования. Для детей дошкольного возраста программно-методические обновление ведется с каждым годом и имеет хороший успех.

Сегодня в дошкольных учреждениях создаются благоприятные условия для выявления Я-концепции у детей, а также не мало важно то, что создается мотивация учиться, развивается понятие о внешнем и внутреннем мире. У ребенка при хороших взаимоотношениях со сверстниками и с воспитателем качественно развивается его эмоциональная и социальная компетентность.

Необходимо учитывать то, что основной вид деятельности дошкольников – игра. Игра является важным компонентом обучения социальным навыкам, необходимым для правильного развития дошкольника. На сегодняшний день все дошкольные учреждения РК оснащены различными дидактическими материалами для работы с детьми. Это говорит о том, что с каждым годом подход к детям меняется, применяются различные методики, для развития эмоционального и физического состояние ребенка. Министерство образования разработало новую модель дошкольного образования, внедрение которой началось в 2021-2022 учебном году. Новая модель позволит проводить обучение через игру и также предусматривает работу с родителями детей для вовлечения в процесс обучения. Для этого изменится государственный стандарт: от типовых учебных планов Казахстан перейдем к альтернативным.

В настоящее время Министерство РК проводят различные мероприятия по развитию детей раннего дошкольного возраста.

Активно ведется расширение яслей-садов, мини-центров с удобным, гибким графиком, частных и государственных детских учреждений. К тому же совсем недавно для детей открылись различные санаторные ясли и профилактории для матерей с детьми.

Обеспечению инновационных технологий для родителей уделяют так же огромное внимание. Это было создано для того, чтобы родители были вовлечены в процесс обучения своих детей и умели так же, без помощи воспитателей и вне дошкольных учреждений находить к ним правильный подход. На сегодняшний деть на просторах интернета появилось множество обучающих сайтов для родителей.

Важность дошкольного образования заключается в том, что в дошкольном возрасте дети не только исследуют окружающую среду, но и развивают навыки физической координации. Занятия, связанные с бегом, скалолазанием, плетением бисера, искусством и ремеслом, помогают развивать зрительно-моторную координацию, а также мелкую и крупную моторику.

Как однажды сказал Альберт Эйнштейн, «Игра – это высшая форма исследования» особенно подходит для детей дошкольного возраста, потому что они учатся находить ответы на свои многочисленные вопросы с помощью исследований, экспериментов и бесед во время управляемой и организованной игры, созданной взрослые люди. Этот опыт питает естественную любознательность молодых умов, и они всегда стремятся познать что-то новое.

Сейчас так же важное значение придают символическому мышлению детей. Символическое мышление – важное когнитивное развитие, происходящее в дошкольном возрасте. Символическое мышление – это способность мысленно или символически представлять конкретные объекты, действия и события. Примерами могут служить притворная игра или воображаемая игровая деятельность, рисование или представление предметов и разговоры о предметах.

Большинство наших теоретиков детского развития также подчеркивали важность социального, поведенческого и когнитивного развития в раннем возрасте. Было проведено исследование, согласно которому, ранний возраст является положительным для эмоционального и в будущем он оказывает положительное влияние на развитие детей и их готовность учиться.

Ребенок, который испытывает радость от обучения, открытий и успешного выполнения соответствующих возрасту задач в юном возрасте, с большей вероятностью будет получать удовольствие от школы в более позднем возрасте и будет лучше успевать в учебе.

Исследователи раннего образования также показали важность дошкольного образования, заявив, что дети, которых обучают в раннем возрасте, обычно имеют улучшенные социальные навыки, меньше поведенческих проблем и более высокие оценки без особого внимания. Уверенность в себе, приобретаемая путем обучения в игровой форме, способствует развитию личности ребенка.

Качественное дошкольное образование дает детям когнитивные, поведенческие и социальные навыки, которым они не могут научиться дома. Поэтому для формирования готовности к обучению ребенка ключевую роль играет дошкольное образование.

Текст статьи
  1. Методические рекомендации по реализации новой модели дошкольного образования Режим доступа: http://irrd.kz/
  2. Проблемы дошкольного образования в Казахстане [электронный ресурс] Режим доступа: https://cabar.asia/ru/problemy-v-doshkolnom-obrazovanii-v-kazahstane
Список литературы