Главная
АИ #35 (165)
Статьи журнала АИ #35 (165)
Некоторые вопросы речевого развития у детей дошкольного возраста

Некоторые вопросы речевого развития у детей дошкольного возраста

Научный руководитель

Жумабаева Зайда Ефимовна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

детское речевое развитие
задержка развития речи
произношение
раннее детство
педагогическая запущенность
медицинские факторы

Аннотация статьи

Статья рассматривает роль первых лет жизни в формировании речевых навыков у детей и подчеркивает важность стимулирования этого процесса. В раннем детстве акцент делается на произношение различных звуков и постоянное общение с ребенком, способствующее развитию его речевых функций. Психологический контакт с матерью играет значимую роль.

Текст статьи

Прогрессирующее овладевание речью развивают у детей, память, воображение и внимание. В данной статье мы разберем особенности задержки развития речи и на какие моменты стоит обратить внимание.

Что это за диагноз? В научной литературе имеются факты, говорящие о задержке речевого развития. Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми. ЗРР характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой к 2 годам и связной речи к 3 годам. При ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо [6].

На официальном медицинском сайте были выделены следующие причины ЗРР:

Причины задержки развития речи у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные.

Органические причины

Медицинские факторы – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят:

  • последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности;
  • тяжелые и/или хронические заболевания, инфекционное поражение центральной нервной системы (менингит, энцефалит);
  • наследственность: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка;
  • тугоухость: речь формируется за счет подражания, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

Причинами ЗПРР у ребенка могут стать различные патологии, затрудняющие формирование артикуляционного аппарата, например, «заячья губа», «волчья пасть», недоразвитие нижней челюсти и т.д. 

Социальные причины

Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.

Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.

Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.

Смена страны проживания в раннем детском возрасте и билингвизм тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки, почему постепенно и развивается ЗПРР.

Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия, что связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то возникает синдром задержки речевого развития.

Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем [7].

Указываются в книге определённые симптомы и признаки задержки детского речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте: малый словарный запас, отсутствие простейших фраз из 2 слов («мама дай», «я бай-бай», «ляля спит») к 2 годам, отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, скудный активный словарный запас, когда ребенок не может внятно выразить с помощью речи свое желание или просьбу.

В 4-летнем возрасте существенно проявляется речевое отставание от нормы. При обнаружении отклонений от возрастных нормативов необходимо обязательно обратиться к ряду специалистов: логопеду, нейропсихологу, отоларингологу, неврологу, психиатру, которые проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи ребенка, и смогут построить план максимально эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами, полученными при диагностике. В большинстве случаев при устранении причин (если это возможно) и грамотно организованной коррекционной работе дети с ЗРР догоняют своих сверстников к старшему дошкольному возрасту. Здесь очень важным является включение в коррекционную работу не только специалистов, но и членов семьи. Несвоевременная или неправильная коррекция при ЗРР может послужить причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии и увеличения этой разницы с годами, привести ко множественным трудностям при обучении в школе.

Для того, чтобы предупредить данное нарушение, помимо посещения специальных занятий родителям следует больше общаться с ребенком, слушать его, относиться с уважением и интересом к его внутреннему миру, расширять кругозор малыша.

Если у ребенка заметна задержка в речевом развитии очень важно на ранних этапах провести диагностику и начать коррекцию, учитывая то, что задержка речевого развития может быть первостепенным показателем скрытой серьезной болезни.

Необходимо своевременно обратиться к специалистам и начать терапию. Вовремя проведенное обследование влияет на коммуникативную реабилитацию ребенка с отстающими речевыми навыками, а также позволит использовать все возможности сензитивных периодов, которые в будущем позитивно повлияют на динамику психоречевого развития малыша.

Для того, чтобы у ребенка появились первые слова необходимо соблюдать определенные условия: достаточная сформированность и функциональная полноценность органов артикуляционного аппарата; восприятие речи, эмоциональная и слуховая реакция на человеческую речь; на уровне сенсорики развитие различительной способности, сложившийся начальный навык первичных обобщений и сенсорных понятий; сформированные в достаточной степени и в соответствие с возрастом ребенка когнитивные функции, а также память, внимание, восприятие, которые необходимы для установления начальных причинно-следственных связей между явлениями, предметами и их словесными обозначениями; мотивированность речи взрослым посредством какого-либо действия, создания ситуации общения; желание к общению с окружающими и активное речевое подражание [5].

В рамках своего исследования по данной теме мы провели эксперимент задержки речевого развития у детей. В нем приняли участие 3 ребенка в возрасте от 4 до 5 лет.

Проводя исследовательский эксперимент за основу мы взяли методики изучения уровня речевой коммуникации, изучения уровня связной речи детей, грамматической стороны речи, звуковой стороны речи В.И. Яшиной.

Автором разработаны критерии оценки речевых умений детей, в соответствии с которыми определяется уровень овладения каждым из показателей.

Таблица 1

№ п/п

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входят в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.

3

Высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользовать формами речевого этикета

2

Средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание

1

Низкий

Для изучения связной речи используется методика «пересказа текста». Пересказы детей анализируются по следующим шести показателям: понимание текста; его структурирование; полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными; правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения; плавность речи; самостоятельность пересказа. Каждый показатель оценивается отдельно: 2 балла – правильное воспроизведение, 1 – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, небольшое количество подсказок, - неверное воспроизведение, нужда в подсказках. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов. Оценка свыше 6 баллов соответствует среднему уровню воспроизведения, меньше 6 баллов – низкому.

Изучение грамматической стороны речи в методике В.И. Яшиной осуществляется путем выявления уровня овладения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений (например, образование названий детенышей животных в форме множественного числа именительного и родительного падежей: у лисы – лисята, у лисы много лисят).

Таблица 2 

№ п/п

Критерии оценки звуковой стороны речи

баллы

Уровень развития звуковой стороны речи

1

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки на слух и при произношении. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания

3

Высокий

2

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков

2

Средний

3

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания

1

Низкий

Наконец, изучение уровня практического осознания элементов языка осуществляется в ходе выполнения детьми задания типа: скажи одно слово, произнеси один звук, сколько звуков в слове дом, назови звуки в этом слове, скажи одно предложение и т.п.

Вывод об уровне общей речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. При итоговой оценке речевой готовности ребенок может обладать одним из пяти уровней речевой готовности: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего или низким [8].

Проводя эксперимент по вышеуказанной методике, мы получили такие результаты:

Таблица 3

Дети, участвующие в эксперименте в ходе исследования

Арлан (5 лет)

Арслан (5лет)

Айлин (4 года)

уровень речевой коммуникации, (1-3)

1

2

3

уровень связной речи детей, (1-12)

5

7

10

грамматическая сторона речи

Ниже среднего

Средний

Высокий

звуковая сторона речи (1-3)

2

3

3

уровень практического осознания элементов языка

низкий

Выше среднего

Высокий

общая речевая готовность

Ниже среднего

Выше среднего

Высокий

В заключение хочется отметить, что на развитие речи дошкольников важно обращать внимание с раннего возраста. Нужно проводить определенные диагностики. Во многих трудах ученых можно заметить имеющиеся отклонения в речи детей дошкольного возраста. Ранняя постановка вопроса помогает более в ускоренном режиме устранить имеющиеся специфические особенности.

В процессе проведения эксперимента данной статьи, было выявлено, что 33.33% детей, участвующих в эксперименте, показали низкие результаты, остальные 66.33% показали выше среднего и высокие результаты. Исходя из результатов выявлено, что у 33.33% задержка речевого развития.

В наше время, нередко встречающейся проблемой в педагогике является задержка речевого развития у детей раннего возраста. Однако, радует тот факт, что это обратимо, если своевременно приложить усилия специалистов и родителей.

Список литературы

  1. Прохоренко В. А. Статья на тему "Задержка речевого развития ребенка" https://infourok.ru/statya-na-temu-zaderzhka-rechevogo-razvitiya-rebenka-4492771.html
  2. Жулина Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. – Н. Новгород: НГПУ, 2018. – 143 с.
  3. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 2013.
  4. Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни. / Ю.В. Герасименко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 110 с.
  5. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М., 2014.
  6. https://www.detki-psy.ru/glossarij/zrr.html
  7. https://www.smdoctor.ru/disease/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/
  8. https://bspu.by/blog/starzhynskaya/article/publish/diagnostika-rechevogo-razvitiya-detej-doshkol-nogo-vozrasta

Поделиться

806

Ибраева Р. А., Бактыбаева Д. А. Некоторые вопросы речевого развития у детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №35 (165). С. 64-68. URL: https://apni.ru/article/6933-nekotorie-voprosi-rechevogo-razvitiya-u-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря