Введение. Морская профессиональная деятельность не только очень важный, но и очень сложный и связанный с риском вид деятельности, требующий основательной профессиональной компетентности морских специалистов, умения ориентироваться и оперативно грамотно действовать в любой сложной, аварийной, чрезвычайной и экстремальной ситуации. Для таких целей предусмотрена конвенционная подготовка учащихся морских образовательных организаций [1].
Актуальность рассматриваемой темы продиктовано следующими факторами:
- возрастанием требований к уровню профессионализма специалистов морского транспорта (изложены в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (МК ПДНВ-78) с поправками [2];
- усилением внимания судовладельческих компаний к уровню компетентности и конкурентоспособности выпускников морских учебных заведений;
- наличием серьезных проблем в комплектовании экипажей судов опытными и серьезно профессионально подготовленными специалистами;
- негативным проявлением человеческого фактора в катастрофах, авариях и инцидентах на море [5, 6, 7, 8];
- существенной ролью конвенционной подготовки и конвенционных дисциплин в профессиональной подготовке моряков и курсантов морских образовательных организаций [1];
- потребностью и значимостью самостоятельной работы в формировании компетентного специалиста морского транспорта.
Проведенный опрос курсантов морского университета (2022 г.) показал, что 55% респондентов выработали свой индивидуальный стиль самостоятельной подготовки и самостоятельной работы; 46% творчески, по-деловому подходят к самостоятельной работе, 43% заинтересовано выбирают темы заданий для самостоятельной работы по конвенционным дисциплинам.
В то же время более 50% полагают, что для конвенционной подготовки достаточно проведение лекций, практических и лабораторных занятий.
Следовательно, актуальность исследуемой темы неоспорима.
Сущность феномена «самостоятельная работа». Т. И. Гречухина и соавторы трактуют термин «самостоятельная работа» как форму «организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов» [4, с. 4]. Е. В. Щербакова позиционирует данный вид учебной деятельности как важнейшую составляющую организации учебного процесса в вузе, выработку навыков и умений обеспечивающие учащемуся высшей школы возможность самостоятельного приобретения новых научных знаний [9]. Ю. Н. Пак и соавторы, придерживаются точки зрения, что самостоятельная работа учащегося профессионального образования есть целеустремленная деятельность «по определенному перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов [3, с. 139].
Следовательно, самостоятельная работа курсантов морской образовательной организации – это специфическая, автономная форма индивидуальной учебной деятельности, направленная на активную индивидуальную деятельность по поиску и приобретению новых знаний, их расширение и обогащение в процессе профессиональной подготовке.
Самостоятельная работа студентов и курсантов предусмотрена Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными стандартами высшего и среднего профессионального образования (ФГОС), локальными нормативными документами.
Важнейшими особенностями самостоятельной работы являются:
- одним из обязательных видов образовательной деятельности;
- включает самостоятельное изучение материала;
- предусматривает разнообразные формы контроля;
- обеспечивает закрепление получаемых знаний в ходе разнообразных занятий и учебных ситуаций;
- содействует приобретению навыков осмысления и расширения профессиональных знаний;
- способствует более углубленной подготовки к семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, зачетам и экзаменам.
Специфика самостоятельной работы курсантов морских образовательных организаций в сфере конвенционной подготовки. С учетом вышеизложенного можем обоснованно утверждать, что самостоятельную работу курсантов морских учебных заведений следует понимать как комплекс аудиторных и внеаудиторных занятий и работ, содействующих конструктивному освоению образовательной программы морского профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе и конвенционных дисциплин.
Цели самостоятельной работы по овладению программами конвенционной подготовки курсантов:
- привитие желания и стремления к осмысленной и самостоятельной деятельности с учебным материалом, документами Международной морской организации (конвенции, кодексы, резолюции, циркуляры), разнообразной научно-технической информацией, относящейся к конвенционным дисциплинам;
- формирование навыков и умений поиска и добычи необходимой учебной и научной информации по конвенционной подготовке;
- развитие основ самоорганизации, самообучения и самовоспитания;
- привитие умения к систематическому и постоянному, непрерывному повышению своей профессиональной компетентности и профессиональной квалификации, готовности к аварийным и чрезвычайным ситуациям в морской профессиональной деятельности.
Задачи самостоятельной работы курсантов:
- овладение нормативно-правовой базой конвенционной подготовки;
- закрепление и расширение компетенций, знаний, навыков и умений в сфере конвенционной подготовки;
- получение дополнительных знаний, навыков и умений по конвенционным дисциплинам;
- привлечение курсантов к научно-исследовательской деятельности, способствующей формированию и развитию знаний, навыков и умений к эффективным действиям в любой аварийной ситуации на море;
- развитие навыков самоорганизации и самообразования;
- формирование аналитического и критического мышления, способности к самостоятельной выработке логически верных решений;
- отработка индивидуальной способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирование навыков ответственной, качественной и эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
В интересах активизации самостоятельной работы с курсантами были реализованы следующие мероприятия:
- в ходе вводной лекции акцентируется их внимание на сущность и специфику самостоятельной работы по конвенционной подготовке;
- в течение первых учебных недель проводятся беседы, вечер вопросов и ответов, встречи с преподавателями на которых обсуждается потребность и роль самостоятельной работы в овладении учебной программой, в становлении будущего специалиста морского транспорта;
- еженедельно проводятся консультации, позволяющие оказать помощь курсантам по любым учебным вопросам, в том числе по вопросам научной организации самостоятельной работы, самостоятельной подготовки.
Кроме того, курсантам предлагается тематика рефератов, проектов, докладов по конвенционной подготовке, что существенно повышает качество овладения учебной программы, обогащения своих знаний. Важным направлением работы с курсантами стало их вовлечение в научно-исследовательскую деятельность по конвенционным дисциплинам, с обязательным выступлением на научно-практической конференции «Наука – молодым», подготовка научных статей по исследуемой теме и др.
Систематизированная и целенаправленная самостоятельная работа по конвенционным дисциплинам дала свои ощутимые результаты.
К примеру, по дисциплине «Специалист по спасательным шлюпками и плотам, и дежурным шлюпками не являющиеся скоростными спасательными шлюпками» итоговое тестирование показало рост отличных и хороших оценок на 24% по сравнению с предыдущим учебным годом.
Заключение. На основе вышеизложенного можем резюмировать:
- Самостоятельная работа курсантов морской образовательной организации по конвенционной подготовке представляет собой специфическую форму учебной деятельности учащейся молодежи, направленную на творческий самостоятельный поиск, приобретение новых знаний, их расширение и обогащение в процессе овладение программами конвенционной дисциплины.
- Основными путями активизации самостоятельной подготовки курсантов морских образовательных организаций при изучении конвенционных дисциплин являются:
- уяснение курсантами цели, сущности и особенностей самостоятельной подготовки;
- разъяснение учащейся молодежи потребности и полезности выполнения творческих заданий, содействующих углублению знаний по конвенционной дисциплине;
- формирование у курсантов желания и стремления к поиску знаний, их постижению и закреплению;
- вырабатывание и развитие умений и навыков, самостоятельной работы по конвенционной подготовки;
- конструирование индивидуального стиля учения и самостоятельной работы как основы профессионального становления и профессионального роста;
- активная, постоянная и систематизированная самостоятельная деятельность каждого учащегося по программе конвенционных дисциплин.