Автор(-ы):
Томилин Александр Николаевич
Томилина Светлана Николаевна
Туктаров Ринат Равильневич
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Введение. Морская профессиональная деятельность не только очень важный, но и очень сложный и связанный с риском вид деятельности, требующий основательной профессиональной компетентности морских специалистов, умения ориентироваться и оперативно грамотно действовать в любой сложной, аварийной, чрезвычайной и экстремальной ситуации. Для таких целей предусмотрена конвенционная подготовка учащихся морских образовательных организаций [1].
Актуальность рассматриваемой темы продиктовано следующими факторами:
Проведенный опрос курсантов морского университета (2022 г.) показал, что 55% респондентов выработали свой индивидуальный стиль самостоятельной подготовки и самостоятельной работы; 46% творчески, по-деловому подходят к самостоятельной работе, 43% заинтересовано выбирают темы заданий для самостоятельной работы по конвенционным дисциплинам.
В то же время более 50% полагают, что для конвенционной подготовки достаточно проведение лекций, практических и лабораторных занятий.
Следовательно, актуальность исследуемой темы неоспорима.
Сущность феномена «самостоятельная работа». Т. И. Гречухина и соавторы трактуют термин «самостоятельная работа» как форму «организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов» [4, с. 4]. Е. В. Щербакова позиционирует данный вид учебной деятельности как важнейшую составляющую организации учебного процесса в вузе, выработку навыков и умений обеспечивающие учащемуся высшей школы возможность самостоятельного приобретения новых научных знаний [9]. Ю. Н. Пак и соавторы, придерживаются точки зрения, что самостоятельная работа учащегося профессионального образования есть целеустремленная деятельность «по определенному перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов [3, с. 139].
Следовательно, самостоятельная работа курсантов морской образовательной организации – это специфическая, автономная форма индивидуальной учебной деятельности, направленная на активную индивидуальную деятельность по поиску и приобретению новых знаний, их расширение и обогащение в процессе профессиональной подготовке.
Самостоятельная работа студентов и курсантов предусмотрена Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными стандартами высшего и среднего профессионального образования (ФГОС), локальными нормативными документами.
Важнейшими особенностями самостоятельной работы являются:
Специфика самостоятельной работы курсантов морских образовательных организаций в сфере конвенционной подготовки. С учетом вышеизложенного можем обоснованно утверждать, что самостоятельную работу курсантов морских учебных заведений следует понимать как комплекс аудиторных и внеаудиторных занятий и работ, содействующих конструктивному освоению образовательной программы морского профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе и конвенционных дисциплин.
Цели самостоятельной работы по овладению программами конвенционной подготовки курсантов:
Задачи самостоятельной работы курсантов:
В интересах активизации самостоятельной работы с курсантами были реализованы следующие мероприятия:
Кроме того, курсантам предлагается тематика рефератов, проектов, докладов по конвенционной подготовке, что существенно повышает качество овладения учебной программы, обогащения своих знаний. Важным направлением работы с курсантами стало их вовлечение в научно-исследовательскую деятельность по конвенционным дисциплинам, с обязательным выступлением на научно-практической конференции «Наука – молодым», подготовка научных статей по исследуемой теме и др.
Систематизированная и целенаправленная самостоятельная работа по конвенционным дисциплинам дала свои ощутимые результаты.
К примеру, по дисциплине «Специалист по спасательным шлюпками и плотам, и дежурным шлюпками не являющиеся скоростными спасательными шлюпками» итоговое тестирование показало рост отличных и хороших оценок на 24% по сравнению с предыдущим учебным годом.
Заключение. На основе вышеизложенного можем резюмировать:
Список литературы
Поделиться
Томилин А. Н., Томилина С. Н., Туктаров Р. Р. Активная самостоятельная работа курсантов – важнейший фактор качественной конвенционной подготовки к будущей профессиональной деятельности // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 авг. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 51-57. URL: https://apni.ru/article/6936-aktivnaya-samostoyatelnaya-rabota-kursantov