Главная
АИ #35 (165)
Статьи журнала АИ #35 (165)
Функциональная грамотность в современной школе

Функциональная грамотность в современной школе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

функциональная грамотность
образование
школьники
педагогические подходы
начальная школа
учебный процесс
читательская грамотность

Аннотация статьи

Современное общество требует пересмотра педагогических методов в образовании школьников с упором на развитие функциональной грамотности. Эта статья исследует понятие функциональной грамотности и её ценность в жизни школьников.

Текст статьи

Современный мир требует переосмысление педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще мы слышим о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. В чем её ценность и какие инструменты применять педагогам.

Что такое функциональная грамотность?

Это особенность человека применять полученные в течение жизни знания для решения широкого спектра задач, где фундаментом является тот уровень образованности, который был достигнут за время школьного обучения.

Основными составляющими функциональной грамотности являются 6 направлений:

  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Естественнонаучная грамотность
  4. Финансовая и компьютерная грамотность
  5. Глобальные компетенции
  6. Креативное мышление

Основными критериями функциональной грамотности для учителей является способность широко применять знания на практике, умение находить и проверять достоверность новой полученной информации. На основе данной информации приобретать новые знания, заниматься саморазвитием и самообразование.

Что касается учеников, то к формированию их функциональной грамотности необходимо приступить уже в начальной школе. Именно там закладывается основа для формирования полноценной и всесторонне развитой личности.

Поэтому процесс формирования и развития функциональной грамотности учеников начальных классов является первостепенной задачей для педагога формирования навыков мышления.

В начальной стадии главное – развивать умение каждого ученика мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, сравнение, обобщение, умозаключение, отрицание, ограничения и прочих.

Функциональная грамотность подразумевает способность ребёнка использовать полученные навыки чтения и письма для получения информации из текста, в возможности передачи данной информации в живом общении, а также в общении при помощи текстов и сообщений, для последующего обучения и получения новой информации при изучении естественных наук и другого.

Поэтому идет интенсивное обучение детей различным видам речевой деятельности – умению говорить и слушать, письму и чтению, изучению различных предметов.

Очень важно то, чтобы ученики поняли как изучаемые предметы помогают им найти (обрести) профессию и занять своё место в этой жизни.

В средних и старших классах идёт постепенное увеличение, как объема знаний, так и сложности анализа полученной информации. С детьми говорят о серьёзных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты оцениваются по более строгим критериям. Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают соответствующие выводы на основе их взаимосвязей.

Для развития критического мышления анализируют различную информацию и учатся определять степень её достоверности.

Серьёзно усложняются задания и по финансовой грамотности учащихся основной школы.

Базовым навыкам функциональной грамотности является читательская грамотность.

Умение работать с информацией (читать, прежде всего) в современном мире становится обязательным условием успешности человека.

Основное внимание необходимо уделить развитию осознанности чтения.

Осознанное чтение – основа саморазвития личности, ведь грамотно читающий человек понимает суть текста, размышляет над его содержанием, анализирует, легко излагает свои мысли, непринужденно общается.

На уроках в обязательном порядке должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Такие занятия помогают пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность.

Это способность человека определять и понимать значение математики в современном мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения по тому или иному предмету.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся на основе уроков математики, где главной задачей является интеллектуальное развитие ребенка, его словесно-логического мышления.

Естественнонаучная грамотность.

Это один из компонентов функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять грамотную (правильную) общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественнонаучным фактам и идеям. Данная грамотность позволяет человеку принимать влияние естественных процессов, науки и технологии на мир, экономику и культуру. Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и составляет из модулей естественнонаучно и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение ОБЖ, где закрепляют признание ребенком здоровья как наиважнейший ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Очень помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде.

Финансовая и компьютерная грамотность.

Финансовая грамотность представляет собой совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Необходимо воспитание личности с развитым экономическим мышлением. Важно, чтобы ученик знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать выбор, представляя назначения денег, понимал, из чего складывается семейный бюджет. Это и способность не тратить лишних денег и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности педагоги моделируют для ученика ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями и другими инструментами финансового рынка.

Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность крайне необходима и заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сортировать их по степени достоверности;
  • пользоваться электронными сервисами, почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.

Глобальные компетенции.

К этой категории относится способность ученика самому или в группе использовать знания для решения глобальных задач.

Для развития этих способностей даются задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями.

Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экологии, экономики и других мировых проблем. Ребенок должен уметь управлять своим поведение, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Развивается критическое мышление, эмпатия, способность к сотрудничеству, формируется уважение к чужому мнению и культуре.

Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.

Креативное мышление.

Это все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и качественно улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения используя фантазию и воображение. Творческий потенциал помогает формированию нового знания, решению задач, с которыми человек не сталкивался ранее.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. И именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Немаловажно преодолеть разрыв теория – практика, это – одна из важных задач функциональной грамотности, которая возникла не сегодня, но и в наше время остается крайне актуальной.

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, умение адаптироваться к меняющимся требованиям и условиям.

Не стоит рассчитывать на полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр различных задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать.

Для успешного полноценного функционирования в обществе нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненного важных задач, самостоятельно мыслить и действовать в сложных ситуациях.

Все это и включается в понятие функциональной грамотности, которая жизненно необходима для человека.

Список литературы

  1. https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599
  2. https://domodsch1.edumsko.ru/attestation/pisa/post/1206164
  3. https://school66.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/matematicheskaya_gramotnost.html
  4. https://school67.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/formirovanie_fg_v_nachalnoy_34.html

Поделиться

1260

Копоткина Н. А. Функциональная грамотность в современной школе // Актуальные исследования. 2023. №35 (165). С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/6939-funktsionalnaya-gramotnost-v-sovremennoj-shko

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря