Современный мир требует переосмысление педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще мы слышим о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. В чем её ценность и какие инструменты применять педагогам.
Что такое функциональная грамотность?
Это особенность человека применять полученные в течение жизни знания для решения широкого спектра задач, где фундаментом является тот уровень образованности, который был достигнут за время школьного обучения.
Основными составляющими функциональной грамотности являются 6 направлений:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая и компьютерная грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Основными критериями функциональной грамотности для учителей является способность широко применять знания на практике, умение находить и проверять достоверность новой полученной информации. На основе данной информации приобретать новые знания, заниматься саморазвитием и самообразование.
Что касается учеников, то к формированию их функциональной грамотности необходимо приступить уже в начальной школе. Именно там закладывается основа для формирования полноценной и всесторонне развитой личности.
Поэтому процесс формирования и развития функциональной грамотности учеников начальных классов является первостепенной задачей для педагога формирования навыков мышления.
В начальной стадии главное – развивать умение каждого ученика мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, сравнение, обобщение, умозаключение, отрицание, ограничения и прочих.
Функциональная грамотность подразумевает способность ребёнка использовать полученные навыки чтения и письма для получения информации из текста, в возможности передачи данной информации в живом общении, а также в общении при помощи текстов и сообщений, для последующего обучения и получения новой информации при изучении естественных наук и другого.
Поэтому идет интенсивное обучение детей различным видам речевой деятельности – умению говорить и слушать, письму и чтению, изучению различных предметов.
Очень важно то, чтобы ученики поняли как изучаемые предметы помогают им найти (обрести) профессию и занять своё место в этой жизни.
В средних и старших классах идёт постепенное увеличение, как объема знаний, так и сложности анализа полученной информации. С детьми говорят о серьёзных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты оцениваются по более строгим критериям. Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают соответствующие выводы на основе их взаимосвязей.
Для развития критического мышления анализируют различную информацию и учатся определять степень её достоверности.
Серьёзно усложняются задания и по финансовой грамотности учащихся основной школы.
Базовым навыкам функциональной грамотности является читательская грамотность.
Умение работать с информацией (читать, прежде всего) в современном мире становится обязательным условием успешности человека.
Основное внимание необходимо уделить развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение – основа саморазвития личности, ведь грамотно читающий человек понимает суть текста, размышляет над его содержанием, анализирует, легко излагает свои мысли, непринужденно общается.
На уроках в обязательном порядке должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Такие занятия помогают пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Математическая грамотность.
Это способность человека определять и понимать значение математики в современном мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения по тому или иному предмету.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся на основе уроков математики, где главной задачей является интеллектуальное развитие ребенка, его словесно-логического мышления.
Естественнонаучная грамотность.
Это один из компонентов функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять грамотную (правильную) общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественнонаучным фактам и идеям. Данная грамотность позволяет человеку принимать влияние естественных процессов, науки и технологии на мир, экономику и культуру. Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и составляет из модулей естественнонаучно и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение ОБЖ, где закрепляют признание ребенком здоровья как наиважнейший ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Очень помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде.
Финансовая и компьютерная грамотность.
Финансовая грамотность представляет собой совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Необходимо воспитание личности с развитым экономическим мышлением. Важно, чтобы ученик знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать выбор, представляя назначения денег, понимал, из чего складывается семейный бюджет. Это и способность не тратить лишних денег и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать.
Для того чтобы освоить этот вид грамотности педагоги моделируют для ученика ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями и другими инструментами финансового рынка.
Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.
Компьютерная грамотность крайне необходима и заключается в умениях:
- работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сортировать их по степени достоверности;
- пользоваться электронными сервисами, почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
- знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Глобальные компетенции.
К этой категории относится способность ученика самому или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
Для развития этих способностей даются задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями.
Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экологии, экономики и других мировых проблем. Ребенок должен уметь управлять своим поведение, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Развивается критическое мышление, эмпатия, способность к сотрудничеству, формируется уважение к чужому мнению и культуре.
Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.
Креативное мышление.
Это все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и качественно улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения используя фантазию и воображение. Творческий потенциал помогает формированию нового знания, решению задач, с которыми человек не сталкивался ранее.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. И именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Немаловажно преодолеть разрыв теория – практика, это – одна из важных задач функциональной грамотности, которая возникла не сегодня, но и в наше время остается крайне актуальной.
Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, умение адаптироваться к меняющимся требованиям и условиям.
Не стоит рассчитывать на полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр различных задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать.
Для успешного полноценного функционирования в обществе нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненного важных задач, самостоятельно мыслить и действовать в сложных ситуациях.
Все это и включается в понятие функциональной грамотности, которая жизненно необходима для человека.