Главная
АИ #35 (165)
Статьи журнала АИ #35 (165)
К вопросу корректировки определения понятия «мировая политика» в контексте синер...

К вопросу корректировки определения понятия «мировая политика» в контексте синергетики

Рубрика

Политология

Ключевые слова

мировая политика
международные отношения
синергетический фактор
политические науки

Аннотация статьи

В статье предпринята попытка дать определение понятию «мировая политика» с учетом современной международной обстановки.

Текст статьи

Мир, становящийся сегодня более тесным, тем не менее, предоставляет беспрецедентные возможности для всех стран планеты –возможности добиться реального прогресса с большей безопасностью и процветанием, свободой и достоинством, справедливостью при верховенстве права, с правами человека и основными свободами, которые являются благом для всего человечества и его неотъемлемым правом.

В числе актуальных проблем современности – от экзистенциальной угрозы изменения климата до построения глобальной экономики, в которой никто не забыт, – проблемы, слишком серьезные для их решения какой-либо одной страной, и для реализации целей и преодоления вызовов современной эпохи необходимо действовать сообща.

Анализ всех, связанных с мировой политикой процессов требует синергетического междисциплинарного подхода. Такой подход необходим там, где мы имеем дело с вызовами, с теми различными проблемами, на которые ни одна современная конкретная наука уже не в состоянии дать адекватный ответ.

Мир, как показывает всеобщая практика, сталкивается с губительными последствиями изменения климата, природных бедствий и техногенных катастроф. Резкие климатические изменения, проблемы истощения водных и других природных ресурсов становятся серьезным вызовом, оказывают сильное негативное воздействие на устойчивое развитие.

Узбекистан в этих условиях выдвинул идею разработки совместной международной исследовательской программы на базе созданного в нашей стране Университета по изучению окружающей среды и изменения климата Центральной Азии. Ее цель – противодействие климатическим вызовам, противостояние реальной угрозе ускорения изменения климата. Речь идёт, прежде всего, о повышении устойчивости экосистем за счёт реализации целевых региональных проектов с применением передовых знаний и технологий.

Большое значение для понимания процессов мировой политики ныне приобретает также проблема расширения Североатлантического блока НАТО за счет новых членов и территорий (он, альянс, по заявлению руководства США, будет состоять из 32 государств). Ныне, напомним, запушен механизм по вступлению Финляндии и Швеции в НАТО, а Германия привела свои вооруженные силы в режим повышенной боеготовности и заявила о намерениях увеличить численность Бундесвера в составе контингента НАТО в Восточной Европе.

Деятельность Германии в указанном военно-политическом блоке представляет научный интерес в контексте степени самостоятельности этой страны на мировой арене. ФРГ в настоящее время видится как государство, которое стремится играть более активную роль в обеспечении безопасности в Европе. Одновременно с этим фиксируется повышенный интерес военно-политического руководства этой страны к участию в миссиях Альянса в Восточной Европе, где уровень военно-политической напряженности высок как никогда ранее [1, с.20].

Белый дом заявляет, что «альянс остается оплотом глобальной безопасности и стабильности», а с другой стороны – что блок представляет собой «оборонительный союз, и этот союз никогда не стремился к конфликту с Россией» [2].

В свою очередь, руководство РФ отмечает, что «страны – члены НАТО продолжают наращивать и модернизировать свои наступательные потенциалы, предпринимают попытки перенести военное противостояние в космическое и информационное пространство, использовать военные и невоенные средства давления. Причём всё это происходит на фоне разрушения системы контроля над вооружениями» [3].

Руководство НАТО признает, что хотя Украина стремится стать членом альянса, было бы разумно отложить дискуссию о сроках ее вступления на обозримое будущее, поскольку положительное решение, в свете специальной военной операции может привести к прямому конфликту указанной организации с Россией.

Мировая политика характеризуется также реализацией основополагающих принципов Устава Организации Объединенных Наций, под которыми все ее члены подписались, и, прежде всего, суверенитет, территориальная целостность.

Узбекистан в этих условиях заинтересован в дальнейшем расширении многопланового сотрудничества с институтами и центрами ООН в рамках реализации долгосрочных Целей устойчивого развития. В свою очередь, структуры ООН готовы и далее всемерно поддерживать программу необратимых реформ по строительству Нового Узбекистана.

В последние годы взаимовыгодное сотрудничество Нового Узбекистана с ООН достигло высокого уровня: реализуется около 140 программ и проектов; по инициативе Ташкента принято 6 резолюций Генеральной ассамблеи ООН. Страна активно участвует в деятельности Совета по правам человека, Комиссии Экономического и социального совета, Комитета ЮНЕСКО по культурному наследию и многих других структурах.

В 2023 г. запланировано проведение ряда значимых международных мероприятий в рамках ООН, в частности Конференции ФАО по продовольственной безопасности, XXV сессии Генассамблеи Всемирной туристской организации. Особое внимание уделяется вопросам углубления отношений добрососедства и партнерства в Центральной Азии и усиления роли в этом процессе Регионального центра ООН по превентивной дипломатии [4].

Китай в современных условиях последовательно выступает за формирование многополярного мирового порядка, построенного на принципах плюрализма интересов и цивилизационного разнообразия. Официальный Пекин активно выступает с инициативами по формированию нового миропорядка, беря за основу «Пять принципов мирного сосуществования», работает над созданием позитивного образа своей страны. Защита мира и противодействие вооруженным столкновениям – это историческая и культурная традиция Китая, которой он придерживается в ходе нынешних конфликтов [5, с.140].

Касаясь американо-китайского соперничества, следует сказать, Белый дом провозгласил «исторические инвестиции в исследования и инновации, в том числе в таких областях, как искусственный интеллект, биотехнологии, квантовые вычисления». Это области, в которых, как заявляет внешнеполитическое ведомство, «Пекин полон решимости лидировать, – но, учитывая преимущества Америки, мы в состоянии выиграть эту конкуренцию не только с точки зрения разработки новых технологий, но и с точки зрения формирования того, как они используются по всему миру, чтобы они основывались на демократических ценностях, а не на авторитарных» [6].

Понятно, что искусственный интеллект, и инженерные науки, биология и другие новейшие технологии должны использоваться для создания широких позитивных возможностей для всех стран мира. Кроме того, важной представляется задача создания более устойчивых и безопасных цепочек поставок. И, наконец, важно раскрыть огромный потенциал, который существует в странах с низким и средним уровнем дохода во всем мире.

Таким образом, мировая политика – тесно связанные между собой процессы становления, зарождения, становления и развития актуальных кратко-, средне-, долгосрочных парадигм, затрагивающих жизнь всего мирового сообщества. Среди актуальных проблем, нуждающихся в новаторских, синергетических подходах, – например, учет эволюции современных форм общемирового обустройства, изучение различных видов флуктуаций, преодоления роль хаоса в глобальных, региональных, локальных процессах, «точек бифуркации», нелинейных взаимодействий и многое другое.

Список литературы

  1. Ломакин А.С. Анализ деятельности Федеративной Республики Германия в рамках НАТО // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2023. – №2. – С.19-38.
  2. Statement from President Biden on the Extraordinary NATO Summit. March 24, 2022 // The White House – whitehouse.gov.
  3. Видеообращение к участникам и гостям XI Московской конференции по международной безопасности. 15 августа 2023 г. // Официальный веб-сайт Президента РФ – kremlin.ru.
  4. Президент Узбекистана отметил важность дальнейшего расширения многопланового сотрудничества с институтами ООН. 18 августа 2023 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  5. Нечай А.А. Роль «пяти принципов мирного сосуществования» Китая в установлении многополярного мироустройства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2023. – Т.17. – №1(43). – С.139-147.
  6. The Administration’s Approach to the People’s Republic of China. Speech. Antony J. Blinken, Secretary of State. The George Washington University. Washington, D.C. May 26, 2022 // U.S. Department of State – state.gov.

Поделиться

629

Бафоев Ф. М. К вопросу корректировки определения понятия «мировая политика» в контексте синергетики // Актуальные исследования. 2023. №35 (165). С. 31-33. URL: https://apni.ru/article/6940-k-voprosu-korrektirovki-opredeleniya-ponyatiy

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября