К вопросу корректировки определения понятия «мировая политика» в контексте синергетики

В статье предпринята попытка дать определение понятию «мировая политика» с учетом современной международной обстановки.

Аннотация статьи
международные отношения
мировая политика
синергетический фактор
политические науки
Ключевые слова

Мир, становящийся сегодня более тесным, тем не менее, предоставляет беспрецедентные возможности для всех стран планеты –возможности добиться реального прогресса с большей безопасностью и процветанием, свободой и достоинством, справедливостью при верховенстве права, с правами человека и основными свободами, которые являются благом для всего человечества и его неотъемлемым правом.

В числе актуальных проблем современности – от экзистенциальной угрозы изменения климата до построения глобальной экономики, в которой никто не забыт, – проблемы, слишком серьезные для их решения какой-либо одной страной, и для реализации целей и преодоления вызовов современной эпохи необходимо действовать сообща.

Анализ всех, связанных с мировой политикой процессов требует синергетического междисциплинарного подхода. Такой подход необходим там, где мы имеем дело с вызовами, с теми различными проблемами, на которые ни одна современная конкретная наука уже не в состоянии дать адекватный ответ.

Мир, как показывает всеобщая практика, сталкивается с губительными последствиями изменения климата, природных бедствий и техногенных катастроф. Резкие климатические изменения, проблемы истощения водных и других природных ресурсов становятся серьезным вызовом, оказывают сильное негативное воздействие на устойчивое развитие.

Узбекистан в этих условиях выдвинул идею разработки совместной международной исследовательской программы на базе созданного в нашей стране Университета по изучению окружающей среды и изменения климата Центральной Азии. Ее цель – противодействие климатическим вызовам, противостояние реальной угрозе ускорения изменения климата. Речь идёт, прежде всего, о повышении устойчивости экосистем за счёт реализации целевых региональных проектов с применением передовых знаний и технологий.

Большое значение для понимания процессов мировой политики ныне приобретает также проблема расширения Североатлантического блока НАТО за счет новых членов и территорий (он, альянс, по заявлению руководства США, будет состоять из 32 государств). Ныне, напомним, запушен механизм по вступлению Финляндии и Швеции в НАТО, а Германия привела свои вооруженные силы в режим повышенной боеготовности и заявила о намерениях увеличить численность Бундесвера в составе контингента НАТО в Восточной Европе.

Деятельность Германии в указанном военно-политическом блоке представляет научный интерес в контексте степени самостоятельности этой страны на мировой арене. ФРГ в настоящее время видится как государство, которое стремится играть более активную роль в обеспечении безопасности в Европе. Одновременно с этим фиксируется повышенный интерес военно-политического руководства этой страны к участию в миссиях Альянса в Восточной Европе, где уровень военно-политической напряженности высок как никогда ранее [1, с.20].

Белый дом заявляет, что «альянс остается оплотом глобальной безопасности и стабильности», а с другой стороны – что блок представляет собой «оборонительный союз, и этот союз никогда не стремился к конфликту с Россией» [2].

В свою очередь, руководство РФ отмечает, что «страны – члены НАТО продолжают наращивать и модернизировать свои наступательные потенциалы, предпринимают попытки перенести военное противостояние в космическое и информационное пространство, использовать военные и невоенные средства давления. Причём всё это происходит на фоне разрушения системы контроля над вооружениями» [3].

Руководство НАТО признает, что хотя Украина стремится стать членом альянса, было бы разумно отложить дискуссию о сроках ее вступления на обозримое будущее, поскольку положительное решение, в свете специальной военной операции может привести к прямому конфликту указанной организации с Россией.

Мировая политика характеризуется также реализацией основополагающих принципов Устава Организации Объединенных Наций, под которыми все ее члены подписались, и, прежде всего, суверенитет, территориальная целостность.

Узбекистан в этих условиях заинтересован в дальнейшем расширении многопланового сотрудничества с институтами и центрами ООН в рамках реализации долгосрочных Целей устойчивого развития. В свою очередь, структуры ООН готовы и далее всемерно поддерживать программу необратимых реформ по строительству Нового Узбекистана.

В последние годы взаимовыгодное сотрудничество Нового Узбекистана с ООН достигло высокого уровня: реализуется около 140 программ и проектов; по инициативе Ташкента принято 6 резолюций Генеральной ассамблеи ООН. Страна активно участвует в деятельности Совета по правам человека, Комиссии Экономического и социального совета, Комитета ЮНЕСКО по культурному наследию и многих других структурах.

В 2023 г. запланировано проведение ряда значимых международных мероприятий в рамках ООН, в частности Конференции ФАО по продовольственной безопасности, XXV сессии Генассамблеи Всемирной туристской организации. Особое внимание уделяется вопросам углубления отношений добрососедства и партнерства в Центральной Азии и усиления роли в этом процессе Регионального центра ООН по превентивной дипломатии [4].

Китай в современных условиях последовательно выступает за формирование многополярного мирового порядка, построенного на принципах плюрализма интересов и цивилизационного разнообразия. Официальный Пекин активно выступает с инициативами по формированию нового миропорядка, беря за основу «Пять принципов мирного сосуществования», работает над созданием позитивного образа своей страны. Защита мира и противодействие вооруженным столкновениям – это историческая и культурная традиция Китая, которой он придерживается в ходе нынешних конфликтов [5, с.140].

Касаясь американо-китайского соперничества, следует сказать, Белый дом провозгласил «исторические инвестиции в исследования и инновации, в том числе в таких областях, как искусственный интеллект, биотехнологии, квантовые вычисления». Это области, в которых, как заявляет внешнеполитическое ведомство, «Пекин полон решимости лидировать, – но, учитывая преимущества Америки, мы в состоянии выиграть эту конкуренцию не только с точки зрения разработки новых технологий, но и с точки зрения формирования того, как они используются по всему миру, чтобы они основывались на демократических ценностях, а не на авторитарных» [6].

Понятно, что искусственный интеллект, и инженерные науки, биология и другие новейшие технологии должны использоваться для создания широких позитивных возможностей для всех стран мира. Кроме того, важной представляется задача создания более устойчивых и безопасных цепочек поставок. И, наконец, важно раскрыть огромный потенциал, который существует в странах с низким и средним уровнем дохода во всем мире.

Таким образом, мировая политика – тесно связанные между собой процессы становления, зарождения, становления и развития актуальных кратко-, средне-, долгосрочных парадигм, затрагивающих жизнь всего мирового сообщества. Среди актуальных проблем, нуждающихся в новаторских, синергетических подходах, – например, учет эволюции современных форм общемирового обустройства, изучение различных видов флуктуаций, преодоления роль хаоса в глобальных, региональных, локальных процессах, «точек бифуркации», нелинейных взаимодействий и многое другое.

Текст статьи
  1. Ломакин А.С. Анализ деятельности Федеративной Республики Германия в рамках НАТО // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2023. – №2. – С.19-38.
  2. Statement from President Biden on the Extraordinary NATO Summit. March 24, 2022 // The White House – whitehouse.gov.
  3. Видеообращение к участникам и гостям XI Московской конференции по международной безопасности. 15 августа 2023 г. // Официальный веб-сайт Президента РФ – kremlin.ru.
  4. Президент Узбекистана отметил важность дальнейшего расширения многопланового сотрудничества с институтами ООН. 18 августа 2023 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  5. Нечай А.А. Роль «пяти принципов мирного сосуществования» Китая в установлении многополярного мироустройства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2023. – Т.17. – №1(43). – С.139-147.
  6. The Administration’s Approach to the People’s Republic of China. Speech. Antony J. Blinken, Secretary of State. The George Washington University. Washington, D.C. May 26, 2022 // U.S. Department of State – state.gov.
Список литературы