Главная
АИ #35 (165)
Статьи журнала АИ #35 (165)
Сравнительный анализ уголовно-правовых норм о транспортной безопасности в России...

Сравнительный анализ уголовно-правовых норм о транспортной безопасности в России и Китае

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

транспортное право
уголовное право Китая
транспортная безопасность
уголовно-правовые регулирование
уголовное законодательство
УК РФ
УК КНР
участники транспортного движения

Аннотация статьи

В данной статье проводится сравнительный анализ уголовно-правовых норм, которые регулируют ответственность за преступления, связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта в России и Китае. Автор обращает внимание на различия в нормах, регулирующих транспортную безопасность в уголовных кодексах двух стран. В отличие от России, в Китае не существует самостоятельной главы, которая бы объединяла статьи, касающиеся транспортной безопасности. Вместо этого, ответственность за нарушения правил движения и эксплуатации транспорта регулируется тремя статьями, которые входят в главу "Преступления против общественной безопасности". Также отмечается, что в уголовном кодексе Китая статьи, которые предусматривают ответственность за нарушение правил и порядков на транспорте, содержат минимальное количество квалифицирующих признаков.

Текст статьи

Современное общество характеризуется стремительным развитием всех видов транспорта, функционирование которого оказывает существенное воздействие на все стороны жизни населения. В любом государстве немаловажную роль в обеспечении безопасной работы транспорта играет наличие правового регулирования деятельности всех участников движения.

Сравнительно-правовое исследование законодательства Российской Федерации (далее РФ) и Китайской Народной Республики (далее КНР) в области транспортной безопасности обусловлено наличием развитой транспортной инфраструктуры, тесными экономическими отношениями, обширными и разнообразными связями между двумя дружескими соседними государствами.

Систематическое изучение механизма правового регулирования, на сравнительно-правовом научном уровне, позволило проанализировать особенности законодательной базы РФ и КНР в области обеспечения транспортной безопасности, возникающие при реализации данного вида отношений.

Применение сравнительного метода исследования позволило выявить сущностные признаки российского и китайского механизмов, в области реализации правового регулирования в области безопасности на транспорте.

Результаты сравнительного исследования позволили установить, что функционирование транспортной системы РФ и ее субъектов в условиях действия противоречащих друг другу правовых норм приводит к серьезным негативным последствиям, связанных с несоответствием безопасности транспортировки современным требованиям.

Основным механизмом достижения указанных целей можно признать введение в действие нормативных правовых актов с целью обеспечения безопасности движения, а также иные альтернативные способы, направленные на ее достижения и соблюдение требований законодательной, нормативно-технической и нормативно-экспертной базы.

Так, в ходе проведенного сравнительного анализа законодательных актов РФ и КНР в области транспортных рисков были определены общие признаки деятельности, при которой перевозка может привести к возникновению критической ситуации на транспорте, которая потребовала бы принятия защитных мер.

В отношении каждого из этих признаков были выявлены негативные черты российского и последующего китайского законодательных правовых актов в области транспортного обеспечения безопасности.

К числу таких черт относится:

  • неопределенность условий и обстоятельств, определяющих критическую ситуацию;
  • отсутствие четкого обозначения критических ситуаций и причин их возникновения.

В ходе сравнительного научного исследования законодательства РФ, КНР и некоторых стран СНГ в области транспортно-технической безопасности отмечаются общие принципы и понятия, которые, должны учитываться при законодательном обеспечении транспортной безопасности и разработке нормативно-правовых актов [3, с. 190-198].

Согласно международным документам:

  • международное право не предписывает каких-либо конкретных мер и механизмов обеспечения транспортной безопасностью;
  • Россия и КНР основываются в регулировании нормативных правовых отношений на собственной правовой базе, не учитывающей эти принципы.

Рассматривая источники законодательства в области повышения безопасности движения на транспорте и затраты на ее обеспечение, в российском праве отсутствуют отсылки к международным правовым документам. Вторым источником реализации транспортной безопасности на практике являются нормативно-технические документы.

Применение сравнительного метода исследования позволило выявить сущностные признаки российского и китайского механизмов, в области реализации правового регулирования в области безопасности на транспорте.

Результаты сравнительного исследования позволили установить, что функционирование транспортной системы России и ее субъектов в условиях действия противоречащих друг другу правовых норм приводит к серьезным негативным последствиям, связанных с несоответствием безопасности транспортировки современным требованиям.

Основным механизмом достижения указанных целей можно признать введение в действие нормативных правовых актов с целью обеспечения безопасности движения, а также иные альтернативные способы, направленные на ее достижения и соблюдение требований законодательной, нормативно-технической и нормативно-экспертной базы.

Так, в ходе проведенного сравнительного анализа законодательных актов России и Китае в области транспортных рисков были определены общие признаки деятельности, при которой перевозка может привести к возникновению критической ситуации на транспорте, которая потребовала бы принятия защитных мер [7].

В отношении каждого из этих признаков были выявлены негативные черты российского и последующего китайского законодательных правовых актов в области транспортного обеспечения безопасности.

К числу таких черт относится:

  • неопределенность условий и обстоятельств, определяющих критическую ситуацию;
  • отсутствие четкого обозначения критических ситуаций и причин их возникновения.

В Уголовном кодексе Российской Федерации преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта выделены в отдельную главу. В ней содержатся уголовно правовые нормы, в которых предусматривается ответственность должностных лиц, осуществляющих свои должностные задачи, а также иных участников движения. В рассматриваемой главе в Особенной части УК РФ находится девять самостоятельных составов преступлений в области транспортной безопасности [11].

В Уголовном законодательстве Китайской Народной Республики определяется уголовную ответственность за преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта в соответствии со статьями, включенными в главу особенной части Уголовного кодекса "преступления против общественной безопасности". Кроме того, отдельно не предусмотрена ответственность пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения за нарушение применимых правил безопасности дорожного движения.

Как показывает практика, следует дифференцировать ответственность за нарушения норм безопасности движения, эксплуатации транспорта на железнодорожном, водном, воздушном и внутреннем водном транспорте, а в отношении пассажиров, дорожно-транспортных происшествий и управления транспортным средством в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется сообщение.

Применительно к водному транспорту специальные правила и нормы особо выделены в законе КНР "Об обеспечении безопасности перевозок". В проекте Уголовного закона КНР, представленного на рассмотрение правительства КНР, содержатся положения об ответственности за нарушение правил безопасности на транспорте. В этом вопросе также велика роль судов и должностных лиц. Поэтому необходимо будет обратить особое внимание на законы "О безопасности на море" и "О деятельности в области водного транспорта", которые достаточно активно влияют на усовершенствование национального законодательства по сравнению с нормами, содержащимися в других странах.

Установление уголовной ответственности за преступления, указанные в статьях УК РФ, касающихся безопасности дорожного и водного транспорта, в основном представляется возможным путем введения соответствующих составов в уголовно-правовые нормы о преступлениях против безопасности воздушных, морских и речных перевозок.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики определяет ответственность работников гражданской авиации, нарушивших правила безопасности дорожного движения и эксплуатации воздушных судов, что привело к серьезному инциденту во время полета (ст. 131 УК КНР), работников железнодорожного транспорта, нарушивших установленных для железнодорожного транспорта правила безопасности движения и порядок эксплуатации транспортных средств, явившихся причиной аварии и наступление тяжких последствий (ст. 132 УК КНР).

Уголовную ответственность за нарушение закона в области управления водным и автомобильным транспортом, приведших к серьезным последствиям устанавливает (Ст. 133 УК КНР). Уголовно-правовая норма сформулирована, как нарушение правил транспортных перевозок, явившейся причиной серьезной аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы – смерть или тяжелые увечья, либо причинившей значительный ущерб государственному или частному имуществу.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики определяет ответственность работников гражданской авиации, нарушивших правила безопасности дорожного движения и эксплуатации воздушных судов, что привело к серьезному инциденту во время полета (ст. 131 УК КНР), работников железнодорожного транспорта, нарушивших установленных для железнодорожного транспорта правила безопасности движения и порядок эксплуатации транспортных средств, явившихся причиной аварии и наступление тяжких последствий (ст. 132 УК КНР).

Тяжесть наказания за вышеуказанные преступления определяется степенью вины, тяжестью причиненного ущерба и непосредственными последствиями совершения преступления, а также сроком, в течение которого должно быть возмещено причиненное потерпевшему ущерб [1].

Следует учитывать, что за нарушения в области безопасности движения железнодорожного транспорта и правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение тяжкого вреда, наказание может быть установлено в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а за нарушение правил безопасности дорожного движение и эксплуатации воздушного судна во время несения службы в качестве работников гражданской авиационной службы - в виде одного года лишения свободы, за нарушение Правил перевозок пассажиров и грузов, действующих на пассажирских и грузопассажирских воздушных судах в КНР (ст.133 УК КНР) – пожизненное лишение свободы [12].

Также, в целях совершенствования законодательства КНР о безопасности полетов гражданской авиации Китайскими авиационными властями приняты новые правила безопасности полетов. В частности, согласно новым правилам, в год должно быть выполнено не менее 225 полетов всех типов воздушного транспорта, а максимальная взлетная масса воздушных судов не должна превышать 3060 тонн.

Уголовно-правовая норма в УК КНР на авиации и на железнодорожном транспорте, предусматривает обязательное наличие в субъекте преступления работника транспортной отросли.

Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за нарушение правил транспортных перевозок предполагает наличие общего субъекта, к которому относятся прочие лица, фактически управляющие всеми видами механических транспортных средств.

Общим признаком уголовно-правовых норм в уголовных кодексах РФ и КНР является их закрепление в УК за деяниями, которые признаются преступными по российскому и китайскому УК. Таким образом, уголовно-правовые нормы в Китае представляют собой специальную часть в общей части УК, определяющую ее юридическую природу, методологию, признаки и методы правового регулирования. Они противостоят нормам уголовной ответственности и преступления, в связи с чем нельзя согласиться с идеей о том, что уголовно-правовые институты не имеют самостоятельного значения и не являются самостоятельными отраслями права. Напротив, уголовные нормы – это институт правовой системы, имеющий определённую специфику. В настоящее время в Китае в зависимости от рассматриваемого правового института выделяют более 80 видов уголовно-правовых норм. В китайском уголовном праве применяется уголовное право с различными теоретическими взглядами, что не способствует четкой классификации его норм [10]. Предметом изучения китайского уголовного права служат преступления и уголовно наказуемые деяния, подпадающие под действие уголовного закона. Право на защиту и невиновность в уголовном процессе связаны не только с объективными сторонами преступления, но и с субъективной стороной, юридическим лицом преступления.

Уголовная ответственность и уголовная ответственность за преступления и иные уголовно правонарушительные деяния по российскому законодательству. Отсутствие собственной нормативной базы в РФ, в ее уголовное законодательство, поставило задачу сформулировать свои правила поведения для общества, для каждого человека. Как результат – наиболее распространенные и в то же время спорные нормы уголовного законодательства до настоящего времени разрабатываются не только государственными институтами, но также учеными-юристами (советниками, конституционалистами, криминалистами, международниками и др.) и юридической общественностью.

Различия в уголовно-правовых нормах в уголовных кодексах РФ и КНР, регулирующих безопасность при использовании транспорта.

Так, в УК РФ предусмотрена ответственность за подобные преступления, предусматривается два их вида:

  • наказывается лишением свободы на срок до восьми лет,
  • наказываются лишением права занимать определенные должности,
  • заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

А в КНР к последним двум добавлена статья, предусматривающая пожизненный срок. На основании этого можно сделать вывод о том, что УК РФ и УК КНР различают понятие ответственности.

Таким образом, различия в уголовной системе РФ и КНР, регулирующей как безопасность при использовании транспортных средств, так и ответственность за ее нарушение, можно трактовать как новый вид отличий и проявлений многовекового сосуществования соседних государств.

Общим признаком уголовно-правовых норм в уголовных кодексах РФ и КНР, регулирующих безопасность при использовании транспорта, является наличие законодательной отсылки к другим нормативным документам и инструкциям при эксплуатации транспорта. Применение уголовно-правовых норм, сформулированных этим способом, отличаются в том, что в процессе поиска уголовно-правовой нормы, подлежащей применению, возникает необходимость установления конкретного нормативного акта (актов) иной отрасли права, являющейся ее источником наряду с уголовным законом; при квалификации преступления учитываются не только уголовно-правовые нормы, но и нормативно-правовые акты иных отраслей права.

В заключение следует отметить, что Уголовные кодексы РФ и КНР в достаточной мере обеспечивают правовое регулирование безопасности движения на транспорте и нормальное функционирование транспортной инфраструктуры. В дальнейшем, с активным развитием всех видов транспорта и, в большей части автомобильного, который является источником повышенной опасности, уголовно-правовые нормы, регулирующие транспортную безопасность, нуждаются в совершенствовании и правовой регламентации существующих на транспорте правил и порядков.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства РФ и КНР в области регулирования транспортной безопасности показал, что российское законодательство наиболее полно охватывает общественные отношения, возникающие в сфере деятельности всех видов транспорта.

Список литературы

  1. Петров С.А. Уголовная ответственность за нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта по уголовному законодательству России и Китая: ОАО Мотор Сич. 2014 – С. 139–146.
  2. Иванов Н.В. Теория и практика применения бланкетных норм права (на примере уголовного законодательства) // Вестн. Нижегор. акад. МВД России. 2010. № 2. С. 305.
  3. Борзых С.С. Уголовная политика зарубежных стран в сфере безопасности дорожного движения // Вестник тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2015.
  4. Бохан А.П., Иванов В.Д. Управление транспортным средством в состоянии опьянения: уголовная или административная ответственность? // Юристъ-Правоведъ. – 2013. – № 5 (60).
  5. Ларина Л.Ю. Уголовная ответственность за причинение вреда беспилотным транспортом // Современное состояние и пути развития уголовной политики: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессоров В.А. Елеонского и Н.А. Огурцова. – Архангельск, 2019. С. 73-76.
  6. Медведев Е.В., Силакова Н.А. Автотранспортные преступления по уголовному законодательству зарубежных стран // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2020. – № 4. – С. 27-29.
  7. Ларина Л.Ю. Сравнительный анализ уголовного законодательства некоторых европейских государств и России в области обеспечения транспортной безопасности // Вопросы безопасности. – 2020. – № 4. DOI:10.25136/2409-7543.2020.4.34100
  8. Саркисова В.Г. Уголовно-правовое обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры: дисс. …канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2014. – 223 с.
  9. Симорот С.Ю., Егорова И.А., Путинцева Я.О. Уголовная ответственность за нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу автотранспорта, по уголовному законодательству России и Китая // Основные тенденции развития правовой науки: Матер. I Международной студенческой научно-практической конференции. – Хабаровск, 2020.
  10. Пан Дунмэй, Гао Минсюань Сравнительный анализ принципов уголовного права Китая и России // Брикс: Китайская Республика – 2018.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.03.2022).
  12. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под. ред. А.И. Коробеева ; пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб., 2001.

Поделиться

395

Горба Е. А. Сравнительный анализ уголовно-правовых норм о транспортной безопасности в России и Китае // Актуальные исследования. 2023. №35 (165). С. 34-38. URL: https://apni.ru/article/6941-sravnitelnij-analiz-ugolovno-pravovikh-norm

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа