Современное общество характеризуется стремительным развитием всех видов транспорта, функционирование которого оказывает существенное воздействие на все стороны жизни населения. В любом государстве немаловажную роль в обеспечении безопасной работы транспорта играет наличие правового регулирования деятельности всех участников движения.
Сравнительно-правовое исследование законодательства Российской Федерации (далее РФ) и Китайской Народной Республики (далее КНР) в области транспортной безопасности обусловлено наличием развитой транспортной инфраструктуры, тесными экономическими отношениями, обширными и разнообразными связями между двумя дружескими соседними государствами.
Систематическое изучение механизма правового регулирования, на сравнительно-правовом научном уровне, позволило проанализировать особенности законодательной базы РФ и КНР в области обеспечения транспортной безопасности, возникающие при реализации данного вида отношений.
Применение сравнительного метода исследования позволило выявить сущностные признаки российского и китайского механизмов, в области реализации правового регулирования в области безопасности на транспорте.
Результаты сравнительного исследования позволили установить, что функционирование транспортной системы РФ и ее субъектов в условиях действия противоречащих друг другу правовых норм приводит к серьезным негативным последствиям, связанных с несоответствием безопасности транспортировки современным требованиям.
Основным механизмом достижения указанных целей можно признать введение в действие нормативных правовых актов с целью обеспечения безопасности движения, а также иные альтернативные способы, направленные на ее достижения и соблюдение требований законодательной, нормативно-технической и нормативно-экспертной базы.
Так, в ходе проведенного сравнительного анализа законодательных актов РФ и КНР в области транспортных рисков были определены общие признаки деятельности, при которой перевозка может привести к возникновению критической ситуации на транспорте, которая потребовала бы принятия защитных мер.
В отношении каждого из этих признаков были выявлены негативные черты российского и последующего китайского законодательных правовых актов в области транспортного обеспечения безопасности.
К числу таких черт относится:
- неопределенность условий и обстоятельств, определяющих критическую ситуацию;
- отсутствие четкого обозначения критических ситуаций и причин их возникновения.
В ходе сравнительного научного исследования законодательства РФ, КНР и некоторых стран СНГ в области транспортно-технической безопасности отмечаются общие принципы и понятия, которые, должны учитываться при законодательном обеспечении транспортной безопасности и разработке нормативно-правовых актов [3, с. 190-198].
Согласно международным документам:
- международное право не предписывает каких-либо конкретных мер и механизмов обеспечения транспортной безопасностью;
- Россия и КНР основываются в регулировании нормативных правовых отношений на собственной правовой базе, не учитывающей эти принципы.
Рассматривая источники законодательства в области повышения безопасности движения на транспорте и затраты на ее обеспечение, в российском праве отсутствуют отсылки к международным правовым документам. Вторым источником реализации транспортной безопасности на практике являются нормативно-технические документы.
Применение сравнительного метода исследования позволило выявить сущностные признаки российского и китайского механизмов, в области реализации правового регулирования в области безопасности на транспорте.
Результаты сравнительного исследования позволили установить, что функционирование транспортной системы России и ее субъектов в условиях действия противоречащих друг другу правовых норм приводит к серьезным негативным последствиям, связанных с несоответствием безопасности транспортировки современным требованиям.
Основным механизмом достижения указанных целей можно признать введение в действие нормативных правовых актов с целью обеспечения безопасности движения, а также иные альтернативные способы, направленные на ее достижения и соблюдение требований законодательной, нормативно-технической и нормативно-экспертной базы.
Так, в ходе проведенного сравнительного анализа законодательных актов России и Китае в области транспортных рисков были определены общие признаки деятельности, при которой перевозка может привести к возникновению критической ситуации на транспорте, которая потребовала бы принятия защитных мер [7].
В отношении каждого из этих признаков были выявлены негативные черты российского и последующего китайского законодательных правовых актов в области транспортного обеспечения безопасности.
К числу таких черт относится:
- неопределенность условий и обстоятельств, определяющих критическую ситуацию;
- отсутствие четкого обозначения критических ситуаций и причин их возникновения.
В Уголовном кодексе Российской Федерации преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта выделены в отдельную главу. В ней содержатся уголовно правовые нормы, в которых предусматривается ответственность должностных лиц, осуществляющих свои должностные задачи, а также иных участников движения. В рассматриваемой главе в Особенной части УК РФ находится девять самостоятельных составов преступлений в области транспортной безопасности [11].
В Уголовном законодательстве Китайской Народной Республики определяется уголовную ответственность за преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта в соответствии со статьями, включенными в главу особенной части Уголовного кодекса "преступления против общественной безопасности". Кроме того, отдельно не предусмотрена ответственность пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения за нарушение применимых правил безопасности дорожного движения.
Как показывает практика, следует дифференцировать ответственность за нарушения норм безопасности движения, эксплуатации транспорта на железнодорожном, водном, воздушном и внутреннем водном транспорте, а в отношении пассажиров, дорожно-транспортных происшествий и управления транспортным средством в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется сообщение.
Применительно к водному транспорту специальные правила и нормы особо выделены в законе КНР "Об обеспечении безопасности перевозок". В проекте Уголовного закона КНР, представленного на рассмотрение правительства КНР, содержатся положения об ответственности за нарушение правил безопасности на транспорте. В этом вопросе также велика роль судов и должностных лиц. Поэтому необходимо будет обратить особое внимание на законы "О безопасности на море" и "О деятельности в области водного транспорта", которые достаточно активно влияют на усовершенствование национального законодательства по сравнению с нормами, содержащимися в других странах.
Установление уголовной ответственности за преступления, указанные в статьях УК РФ, касающихся безопасности дорожного и водного транспорта, в основном представляется возможным путем введения соответствующих составов в уголовно-правовые нормы о преступлениях против безопасности воздушных, морских и речных перевозок.
Уголовный кодекс Китайской Народной Республики определяет ответственность работников гражданской авиации, нарушивших правила безопасности дорожного движения и эксплуатации воздушных судов, что привело к серьезному инциденту во время полета (ст. 131 УК КНР), работников железнодорожного транспорта, нарушивших установленных для железнодорожного транспорта правила безопасности движения и порядок эксплуатации транспортных средств, явившихся причиной аварии и наступление тяжких последствий (ст. 132 УК КНР).
Уголовную ответственность за нарушение закона в области управления водным и автомобильным транспортом, приведших к серьезным последствиям устанавливает (Ст. 133 УК КНР). Уголовно-правовая норма сформулирована, как нарушение правил транспортных перевозок, явившейся причиной серьезной аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы – смерть или тяжелые увечья, либо причинившей значительный ущерб государственному или частному имуществу.
Уголовный кодекс Китайской Народной Республики определяет ответственность работников гражданской авиации, нарушивших правила безопасности дорожного движения и эксплуатации воздушных судов, что привело к серьезному инциденту во время полета (ст. 131 УК КНР), работников железнодорожного транспорта, нарушивших установленных для железнодорожного транспорта правила безопасности движения и порядок эксплуатации транспортных средств, явившихся причиной аварии и наступление тяжких последствий (ст. 132 УК КНР).
Тяжесть наказания за вышеуказанные преступления определяется степенью вины, тяжестью причиненного ущерба и непосредственными последствиями совершения преступления, а также сроком, в течение которого должно быть возмещено причиненное потерпевшему ущерб [1].
Следует учитывать, что за нарушения в области безопасности движения железнодорожного транспорта и правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение тяжкого вреда, наказание может быть установлено в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а за нарушение правил безопасности дорожного движение и эксплуатации воздушного судна во время несения службы в качестве работников гражданской авиационной службы - в виде одного года лишения свободы, за нарушение Правил перевозок пассажиров и грузов, действующих на пассажирских и грузопассажирских воздушных судах в КНР (ст.133 УК КНР) – пожизненное лишение свободы [12].
Также, в целях совершенствования законодательства КНР о безопасности полетов гражданской авиации Китайскими авиационными властями приняты новые правила безопасности полетов. В частности, согласно новым правилам, в год должно быть выполнено не менее 225 полетов всех типов воздушного транспорта, а максимальная взлетная масса воздушных судов не должна превышать 3060 тонн.
Уголовно-правовая норма в УК КНР на авиации и на железнодорожном транспорте, предусматривает обязательное наличие в субъекте преступления работника транспортной отросли.
Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за нарушение правил транспортных перевозок предполагает наличие общего субъекта, к которому относятся прочие лица, фактически управляющие всеми видами механических транспортных средств.
Общим признаком уголовно-правовых норм в уголовных кодексах РФ и КНР является их закрепление в УК за деяниями, которые признаются преступными по российскому и китайскому УК. Таким образом, уголовно-правовые нормы в Китае представляют собой специальную часть в общей части УК, определяющую ее юридическую природу, методологию, признаки и методы правового регулирования. Они противостоят нормам уголовной ответственности и преступления, в связи с чем нельзя согласиться с идеей о том, что уголовно-правовые институты не имеют самостоятельного значения и не являются самостоятельными отраслями права. Напротив, уголовные нормы – это институт правовой системы, имеющий определённую специфику. В настоящее время в Китае в зависимости от рассматриваемого правового института выделяют более 80 видов уголовно-правовых норм. В китайском уголовном праве применяется уголовное право с различными теоретическими взглядами, что не способствует четкой классификации его норм [10]. Предметом изучения китайского уголовного права служат преступления и уголовно наказуемые деяния, подпадающие под действие уголовного закона. Право на защиту и невиновность в уголовном процессе связаны не только с объективными сторонами преступления, но и с субъективной стороной, юридическим лицом преступления.
Уголовная ответственность и уголовная ответственность за преступления и иные уголовно правонарушительные деяния по российскому законодательству. Отсутствие собственной нормативной базы в РФ, в ее уголовное законодательство, поставило задачу сформулировать свои правила поведения для общества, для каждого человека. Как результат – наиболее распространенные и в то же время спорные нормы уголовного законодательства до настоящего времени разрабатываются не только государственными институтами, но также учеными-юристами (советниками, конституционалистами, криминалистами, международниками и др.) и юридической общественностью.
Различия в уголовно-правовых нормах в уголовных кодексах РФ и КНР, регулирующих безопасность при использовании транспорта.
Так, в УК РФ предусмотрена ответственность за подобные преступления, предусматривается два их вида:
- наказывается лишением свободы на срок до восьми лет,
- наказываются лишением права занимать определенные должности,
- заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
А в КНР к последним двум добавлена статья, предусматривающая пожизненный срок. На основании этого можно сделать вывод о том, что УК РФ и УК КНР различают понятие ответственности.
Таким образом, различия в уголовной системе РФ и КНР, регулирующей как безопасность при использовании транспортных средств, так и ответственность за ее нарушение, можно трактовать как новый вид отличий и проявлений многовекового сосуществования соседних государств.
Общим признаком уголовно-правовых норм в уголовных кодексах РФ и КНР, регулирующих безопасность при использовании транспорта, является наличие законодательной отсылки к другим нормативным документам и инструкциям при эксплуатации транспорта. Применение уголовно-правовых норм, сформулированных этим способом, отличаются в том, что в процессе поиска уголовно-правовой нормы, подлежащей применению, возникает необходимость установления конкретного нормативного акта (актов) иной отрасли права, являющейся ее источником наряду с уголовным законом; при квалификации преступления учитываются не только уголовно-правовые нормы, но и нормативно-правовые акты иных отраслей права.
В заключение следует отметить, что Уголовные кодексы РФ и КНР в достаточной мере обеспечивают правовое регулирование безопасности движения на транспорте и нормальное функционирование транспортной инфраструктуры. В дальнейшем, с активным развитием всех видов транспорта и, в большей части автомобильного, который является источником повышенной опасности, уголовно-правовые нормы, регулирующие транспортную безопасность, нуждаются в совершенствовании и правовой регламентации существующих на транспорте правил и порядков.
Таким образом, сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства РФ и КНР в области регулирования транспортной безопасности показал, что российское законодательство наиболее полно охватывает общественные отношения, возникающие в сфере деятельности всех видов транспорта.