Сравнительный анализ уголовно-правовых норм о транспортной безопасности в России и Китае

В данной статье проводится сравнительный анализ уголовно-правовых норм, которые регулируют ответственность за преступления, связанные с безопасностью движения и эксплуатацией транспорта в России и Китае. Автор обращает внимание на различия в нормах, регулирующих транспортную безопасность в уголовных кодексах двух стран. В отличие от России, в Китае не существует самостоятельной главы, которая бы объединяла статьи, касающиеся транспортной безопасности. Вместо этого, ответственность за нарушения правил движения и эксплуатации транспорта регулируется тремя статьями, которые входят в главу "Преступления против общественной безопасности". Также отмечается, что в уголовном кодексе Китая статьи, которые предусматривают ответственность за нарушение правил и порядков на транспорте, содержат минимальное количество квалифицирующих признаков.

Аннотация статьи
транспортное право
уголовное право Китая
уголовно-правовые регулирование
УК КНР
участники транспортного движения
уголовное законодательство
транспортная безопасность
УК РФ
Ключевые слова

Современное общество характеризуется стремительным развитием всех видов транспорта, функционирование которого оказывает существенное воздействие на все стороны жизни населения. В любом государстве немаловажную роль в обеспечении безопасной работы транспорта играет наличие правового регулирования деятельности всех участников движения.

Сравнительно-правовое исследование законодательства Российской Федерации (далее РФ) и Китайской Народной Республики (далее КНР) в области транспортной безопасности обусловлено наличием развитой транспортной инфраструктуры, тесными экономическими отношениями, обширными и разнообразными связями между двумя дружескими соседними государствами.

Систематическое изучение механизма правового регулирования, на сравнительно-правовом научном уровне, позволило проанализировать особенности законодательной базы РФ и КНР в области обеспечения транспортной безопасности, возникающие при реализации данного вида отношений.

Применение сравнительного метода исследования позволило выявить сущностные признаки российского и китайского механизмов, в области реализации правового регулирования в области безопасности на транспорте.

Результаты сравнительного исследования позволили установить, что функционирование транспортной системы РФ и ее субъектов в условиях действия противоречащих друг другу правовых норм приводит к серьезным негативным последствиям, связанных с несоответствием безопасности транспортировки современным требованиям.

Основным механизмом достижения указанных целей можно признать введение в действие нормативных правовых актов с целью обеспечения безопасности движения, а также иные альтернативные способы, направленные на ее достижения и соблюдение требований законодательной, нормативно-технической и нормативно-экспертной базы.

Так, в ходе проведенного сравнительного анализа законодательных актов РФ и КНР в области транспортных рисков были определены общие признаки деятельности, при которой перевозка может привести к возникновению критической ситуации на транспорте, которая потребовала бы принятия защитных мер.

В отношении каждого из этих признаков были выявлены негативные черты российского и последующего китайского законодательных правовых актов в области транспортного обеспечения безопасности.

К числу таких черт относится:

  • неопределенность условий и обстоятельств, определяющих критическую ситуацию;
  • отсутствие четкого обозначения критических ситуаций и причин их возникновения.

В ходе сравнительного научного исследования законодательства РФ, КНР и некоторых стран СНГ в области транспортно-технической безопасности отмечаются общие принципы и понятия, которые, должны учитываться при законодательном обеспечении транспортной безопасности и разработке нормативно-правовых актов [3, с. 190-198].

Согласно международным документам:

  • международное право не предписывает каких-либо конкретных мер и механизмов обеспечения транспортной безопасностью;
  • Россия и КНР основываются в регулировании нормативных правовых отношений на собственной правовой базе, не учитывающей эти принципы.

Рассматривая источники законодательства в области повышения безопасности движения на транспорте и затраты на ее обеспечение, в российском праве отсутствуют отсылки к международным правовым документам. Вторым источником реализации транспортной безопасности на практике являются нормативно-технические документы.

Применение сравнительного метода исследования позволило выявить сущностные признаки российского и китайского механизмов, в области реализации правового регулирования в области безопасности на транспорте.

Результаты сравнительного исследования позволили установить, что функционирование транспортной системы России и ее субъектов в условиях действия противоречащих друг другу правовых норм приводит к серьезным негативным последствиям, связанных с несоответствием безопасности транспортировки современным требованиям.

Основным механизмом достижения указанных целей можно признать введение в действие нормативных правовых актов с целью обеспечения безопасности движения, а также иные альтернативные способы, направленные на ее достижения и соблюдение требований законодательной, нормативно-технической и нормативно-экспертной базы.

Так, в ходе проведенного сравнительного анализа законодательных актов России и Китае в области транспортных рисков были определены общие признаки деятельности, при которой перевозка может привести к возникновению критической ситуации на транспорте, которая потребовала бы принятия защитных мер [7].

В отношении каждого из этих признаков были выявлены негативные черты российского и последующего китайского законодательных правовых актов в области транспортного обеспечения безопасности.

К числу таких черт относится:

  • неопределенность условий и обстоятельств, определяющих критическую ситуацию;
  • отсутствие четкого обозначения критических ситуаций и причин их возникновения.

В Уголовном кодексе Российской Федерации преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта выделены в отдельную главу. В ней содержатся уголовно правовые нормы, в которых предусматривается ответственность должностных лиц, осуществляющих свои должностные задачи, а также иных участников движения. В рассматриваемой главе в Особенной части УК РФ находится девять самостоятельных составов преступлений в области транспортной безопасности [11].

В Уголовном законодательстве Китайской Народной Республики определяется уголовную ответственность за преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта в соответствии со статьями, включенными в главу особенной части Уголовного кодекса "преступления против общественной безопасности". Кроме того, отдельно не предусмотрена ответственность пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения за нарушение применимых правил безопасности дорожного движения.

Как показывает практика, следует дифференцировать ответственность за нарушения норм безопасности движения, эксплуатации транспорта на железнодорожном, водном, воздушном и внутреннем водном транспорте, а в отношении пассажиров, дорожно-транспортных происшествий и управления транспортным средством в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется сообщение.

Применительно к водному транспорту специальные правила и нормы особо выделены в законе КНР "Об обеспечении безопасности перевозок". В проекте Уголовного закона КНР, представленного на рассмотрение правительства КНР, содержатся положения об ответственности за нарушение правил безопасности на транспорте. В этом вопросе также велика роль судов и должностных лиц. Поэтому необходимо будет обратить особое внимание на законы "О безопасности на море" и "О деятельности в области водного транспорта", которые достаточно активно влияют на усовершенствование национального законодательства по сравнению с нормами, содержащимися в других странах.

Установление уголовной ответственности за преступления, указанные в статьях УК РФ, касающихся безопасности дорожного и водного транспорта, в основном представляется возможным путем введения соответствующих составов в уголовно-правовые нормы о преступлениях против безопасности воздушных, морских и речных перевозок.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики определяет ответственность работников гражданской авиации, нарушивших правила безопасности дорожного движения и эксплуатации воздушных судов, что привело к серьезному инциденту во время полета (ст. 131 УК КНР), работников железнодорожного транспорта, нарушивших установленных для железнодорожного транспорта правила безопасности движения и порядок эксплуатации транспортных средств, явившихся причиной аварии и наступление тяжких последствий (ст. 132 УК КНР).

Уголовную ответственность за нарушение закона в области управления водным и автомобильным транспортом, приведших к серьезным последствиям устанавливает (Ст. 133 УК КНР). Уголовно-правовая норма сформулирована, как нарушение правил транспортных перевозок, явившейся причиной серьезной аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы – смерть или тяжелые увечья, либо причинившей значительный ущерб государственному или частному имуществу.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики определяет ответственность работников гражданской авиации, нарушивших правила безопасности дорожного движения и эксплуатации воздушных судов, что привело к серьезному инциденту во время полета (ст. 131 УК КНР), работников железнодорожного транспорта, нарушивших установленных для железнодорожного транспорта правила безопасности движения и порядок эксплуатации транспортных средств, явившихся причиной аварии и наступление тяжких последствий (ст. 132 УК КНР).

Тяжесть наказания за вышеуказанные преступления определяется степенью вины, тяжестью причиненного ущерба и непосредственными последствиями совершения преступления, а также сроком, в течение которого должно быть возмещено причиненное потерпевшему ущерб [1].

Следует учитывать, что за нарушения в области безопасности движения железнодорожного транспорта и правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение тяжкого вреда, наказание может быть установлено в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а за нарушение правил безопасности дорожного движение и эксплуатации воздушного судна во время несения службы в качестве работников гражданской авиационной службы - в виде одного года лишения свободы, за нарушение Правил перевозок пассажиров и грузов, действующих на пассажирских и грузопассажирских воздушных судах в КНР (ст.133 УК КНР) – пожизненное лишение свободы [12].

Также, в целях совершенствования законодательства КНР о безопасности полетов гражданской авиации Китайскими авиационными властями приняты новые правила безопасности полетов. В частности, согласно новым правилам, в год должно быть выполнено не менее 225 полетов всех типов воздушного транспорта, а максимальная взлетная масса воздушных судов не должна превышать 3060 тонн.

Уголовно-правовая норма в УК КНР на авиации и на железнодорожном транспорте, предусматривает обязательное наличие в субъекте преступления работника транспортной отросли.

Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за нарушение правил транспортных перевозок предполагает наличие общего субъекта, к которому относятся прочие лица, фактически управляющие всеми видами механических транспортных средств.

Общим признаком уголовно-правовых норм в уголовных кодексах РФ и КНР является их закрепление в УК за деяниями, которые признаются преступными по российскому и китайскому УК. Таким образом, уголовно-правовые нормы в Китае представляют собой специальную часть в общей части УК, определяющую ее юридическую природу, методологию, признаки и методы правового регулирования. Они противостоят нормам уголовной ответственности и преступления, в связи с чем нельзя согласиться с идеей о том, что уголовно-правовые институты не имеют самостоятельного значения и не являются самостоятельными отраслями права. Напротив, уголовные нормы – это институт правовой системы, имеющий определённую специфику. В настоящее время в Китае в зависимости от рассматриваемого правового института выделяют более 80 видов уголовно-правовых норм. В китайском уголовном праве применяется уголовное право с различными теоретическими взглядами, что не способствует четкой классификации его норм [10]. Предметом изучения китайского уголовного права служат преступления и уголовно наказуемые деяния, подпадающие под действие уголовного закона. Право на защиту и невиновность в уголовном процессе связаны не только с объективными сторонами преступления, но и с субъективной стороной, юридическим лицом преступления.

Уголовная ответственность и уголовная ответственность за преступления и иные уголовно правонарушительные деяния по российскому законодательству. Отсутствие собственной нормативной базы в РФ, в ее уголовное законодательство, поставило задачу сформулировать свои правила поведения для общества, для каждого человека. Как результат – наиболее распространенные и в то же время спорные нормы уголовного законодательства до настоящего времени разрабатываются не только государственными институтами, но также учеными-юристами (советниками, конституционалистами, криминалистами, международниками и др.) и юридической общественностью.

Различия в уголовно-правовых нормах в уголовных кодексах РФ и КНР, регулирующих безопасность при использовании транспорта.

Так, в УК РФ предусмотрена ответственность за подобные преступления, предусматривается два их вида:

  • наказывается лишением свободы на срок до восьми лет,
  • наказываются лишением права занимать определенные должности,
  • заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

А в КНР к последним двум добавлена статья, предусматривающая пожизненный срок. На основании этого можно сделать вывод о том, что УК РФ и УК КНР различают понятие ответственности.

Таким образом, различия в уголовной системе РФ и КНР, регулирующей как безопасность при использовании транспортных средств, так и ответственность за ее нарушение, можно трактовать как новый вид отличий и проявлений многовекового сосуществования соседних государств.

Общим признаком уголовно-правовых норм в уголовных кодексах РФ и КНР, регулирующих безопасность при использовании транспорта, является наличие законодательной отсылки к другим нормативным документам и инструкциям при эксплуатации транспорта. Применение уголовно-правовых норм, сформулированных этим способом, отличаются в том, что в процессе поиска уголовно-правовой нормы, подлежащей применению, возникает необходимость установления конкретного нормативного акта (актов) иной отрасли права, являющейся ее источником наряду с уголовным законом; при квалификации преступления учитываются не только уголовно-правовые нормы, но и нормативно-правовые акты иных отраслей права.

В заключение следует отметить, что Уголовные кодексы РФ и КНР в достаточной мере обеспечивают правовое регулирование безопасности движения на транспорте и нормальное функционирование транспортной инфраструктуры. В дальнейшем, с активным развитием всех видов транспорта и, в большей части автомобильного, который является источником повышенной опасности, уголовно-правовые нормы, регулирующие транспортную безопасность, нуждаются в совершенствовании и правовой регламентации существующих на транспорте правил и порядков.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства РФ и КНР в области регулирования транспортной безопасности показал, что российское законодательство наиболее полно охватывает общественные отношения, возникающие в сфере деятельности всех видов транспорта.

Текст статьи
  1. Петров С.А. Уголовная ответственность за нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта по уголовному законодательству России и Китая: ОАО Мотор Сич. 2014 – С. 139–146.
  2. Иванов Н.В. Теория и практика применения бланкетных норм права (на примере уголовного законодательства) // Вестн. Нижегор. акад. МВД России. 2010. № 2. С. 305.
  3. Борзых С.С. Уголовная политика зарубежных стран в сфере безопасности дорожного движения // Вестник тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2015.
  4. Бохан А.П., Иванов В.Д. Управление транспортным средством в состоянии опьянения: уголовная или административная ответственность? // Юристъ-Правоведъ. – 2013. – № 5 (60).
  5. Ларина Л.Ю. Уголовная ответственность за причинение вреда беспилотным транспортом // Современное состояние и пути развития уголовной политики: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессоров В.А. Елеонского и Н.А. Огурцова. – Архангельск, 2019. С. 73-76.
  6. Медведев Е.В., Силакова Н.А. Автотранспортные преступления по уголовному законодательству зарубежных стран // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2020. – № 4. – С. 27-29.
  7. Ларина Л.Ю. Сравнительный анализ уголовного законодательства некоторых европейских государств и России в области обеспечения транспортной безопасности // Вопросы безопасности. – 2020. – № 4. DOI:10.25136/2409-7543.2020.4.34100
  8. Саркисова В.Г. Уголовно-правовое обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры: дисс. …канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2014. – 223 с.
  9. Симорот С.Ю., Егорова И.А., Путинцева Я.О. Уголовная ответственность за нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу автотранспорта, по уголовному законодательству России и Китая // Основные тенденции развития правовой науки: Матер. I Международной студенческой научно-практической конференции. – Хабаровск, 2020.
  10. Пан Дунмэй, Гао Минсюань Сравнительный анализ принципов уголовного права Китая и России // Брикс: Китайская Республика – 2018.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.03.2022).
  12. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под. ред. А.И. Коробеева ; пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб., 2001.
Список литературы