Современный урок литературы преследует несколько целей и задач, которые можно разделить на предметные, метапредметные и личностные. Каждая из этих целей, несомненно, важна в формировании грамотного читающего индивида. Такие задачи, как воспитание межкультурной коммуникации, развитие кругозора, приобщение ко всемирному литературоведческому опыту важны в современных условиях. Однако, не всегда эти стремления можно реализовать в условиях школы.
С одной стороны, сегодняшние учащиеся проявляют повышенный интерес к зарубежной культуре, что продиктовано огромным количеством художественных экранизаций и интерпретаций известных литературных произведений. С другой, именно это обстоятельство снижает интерес подростков к процессу чтения. В этом контексте приобщение школьников к классической зарубежной литературе стоит в выигрышной позиции: грамотное изучение художественных текстов способно обогатить как интеллект, так и внутренний мир подростков.
Основной проблемой преподавания зарубежной литературы в школе является то малое время, которое даётся на её изучение. Даже ФГОС III поколения ещё не смог решить эту задачу. В календарно-тематическом планировании по дисциплине «Литература» до сих пор в ряде учебников на изучение зарубежных произведений даётся в среднем 5 часов, в некоторых школьных программах зарубежная литература не предусмотрена вообще.
Таким образом, изучение зарубежной литературы несёт факультативный характер и зависит от возможностей самого педагога-филолога.
Современное образование вынуждает учителей входить в определённые установленные рамки, границы которых сложно нарушить. Для того, чтобы определить проблемы современной школы в изучении курса зарубежной литературы, мы проанализировали ряд учебников по этой дисциплине с целью определения оптимального количества часов (по мнению их авторов) на изучение зарубежных текстов. Сущность нашего выбора определяет Федеральный перечень учебников по литературе, которые, следовательно, являются самыми популярными среди школ.
Одним из учебников, структура которых считается наиболее последовательной и систематизированной, является учебное пособие В.Я. Коровиной. Стоит отметить, что на каждой последующей ступени образования время, отведённое на изучение зарубежной литературы, уменьшается. Так, в 5 классе на изучение даётся 15 часов, а к 9 классу это время снижается до 6 часов.
В 9 классе изучение зарубежной литературы начинается с античной лирики Катулла, Горация, упоминается обращение к этим мыслителям русских писателей – А.С. Пушкина, А.А. Фета, Г.Р. Державина.
Далее учащиеся знакомятся с творчеством Данте Алигьери, У. Шекспира, И.В. Гёте, причём изучение это несёт обзорный характер: изучаются отдельные мотивы и образы, произведение в целом не анализируется.
Ещё один популярный учебник среди подмосковных школ – учебник-хрестоматия в двух частях Т.Ф. Курдюмовой. По новому календарно-тематическому планированию, вышедшему в конце этого года, изучению зарубежной литературы в этом учебнике отводится 4 часа. Хрестоматия дублирует список произведений, который вошёл в перечень для учебного пособия В.Я. Коровиной. Таким образом, учебник под авторством Т.Ф. Курдюмовой не может предложить обновлённый список литературы для учеников, стремящихся повысить свой уровень знаний по дисциплине зарубежная литература.
Обновлённая рабочая программа по учебнику В.Ф. Чертова также рассчитана на 4 часа занятий. К уже устоявшемуся списку литературы прибавляются комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф». Выбор этого писателя обусловлен тем, что ученики знакомятся с ним в 8 классе, анализируя «Мещанина во дворянстве», таким образом, 9 класс продолжает изучение творчества французского писателя и повторяет уже пройденное.
В общей Федеральной рабочей программе по литературе на изучение зарубежных произведений даётся 10 часов. За это время ученики должны ознакомиться с несколькими фрагментами «Божественной комедии» Данте, трагедии У. Шекспира «Гамлет», изучить одно стихотворение Дж. Г. Байрона и выбрать одно произведение Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго или В. Скотта.
Важно упомянуть, что речь здесь идёт не о качественном анализе, как мы говорили выше, а об ознакомлении с фрагментами произведений, т.е., в процессе урока разбирается не всё художественное полотно, а несколько наиболее запоминающихся для учеников эпизодов. При этом предполагается, что ученики знают содержание текстов, поскольку после окончания 8 класса каждому выдаётся список обязательной литературы на лето. Конечно, при таких условиях говорить о глубоком, интенсивном изучении зарубежной литературы не приходится. Учителя и ученики вынуждены мельком касаться таких пластов, на изучение которых должно выделяться несколько уроков (развитие литературного течения, авторская рецепция истории, эстетика эпохи – к примеру).
Из этой ситуации мы видим только один выход: организация и управление факультативными занятиями для одарённых детей, которые мотивированы и нацелены на поступление в филологические или журналистские ВУЗы, требующие от школьников повышенных знаний в литературе и, как следствие, сдачу ЕГЭ по этой дисциплине.
Создание факультативов по предметам – сравнительно недавнее нововведение в практику школ, стремящихся повысить свой престиж за счёт выпуска конкурентоспособных школьников [1, с. 6]. Сущность их организации заключается в том, что в течение года учитель-словесник проводит дополнительные внеурочные занятия для небольшой группы учеников. Зачастую в такие группы входят мотивированные ученики, – 9-11 классов – которые уже определились с выбором дисциплины для экзамена или высшего учебного заведения.
Именно для такого контингента учащихся мы предлагаем разрабатывать дополнительные образовательные программы по зарубежной литературе, чтобы повысить качество их знаний как в самом предмете, так и в истории, культурологии, философии, религиоведении, поскольку литература является особым предметом, затрагивающим большое количество дисциплин.
Формируя дополнительные занятия по зарубежной литературе для 9 класса, мы преследуем главную цель: показать на примере произведений, не входящих в школьную программу, развитие литературоведческой мысли в Европе и её влияние на отечественную литературу. Более того, только занятия под руководством педагога-наставника могут помочь заинтересованному, но ещё мало знающему школьнику, не ошибиться в интерпретации произведения, правильно расшифровать авторский замысел и сформулировать свою собственную взрослую точку зрения.
Факультативные занятия по зарубежной литературе также призваны пополнить словарный запас старшеклассников новыми литературоведческими терминами [2, с. 49], которые могут продемонстрировать их интеллект при написании сочинений, олимпиад, сдачи внутренних экзаменов.
Для современной школы участие её учеников в олимпиадах – престижное и почётное предприятие. Однако, чтобы выйти на региональный уровень ВСОШ (Всероссийская олимпиада школьников) или всероссийский, нужно обладать повышенным коэффициентом знаний. Ни один урок, длительностью в 45 минут, не может подготовить олимпиадника. Для эффективной и грамотной подготовки школьника требуется большое количество времени, которое могут гарантировать факультативные занятия. Проводимые два раза в неделю с сентября месяца до февраля – времени, когда ученики выходят на региональный этап – факультативы способны за 22-24 часа подготовить школьника, который уже обладает внушительной теоретической базой по предмету литература.