Главная
АИ #36 (166)
Статьи журнала АИ #36 (166)
Доцентство как инструмент совершенствования вузовского образования в системе про...

Доцентство как инструмент совершенствования вузовского образования в системе производительных сил региона

Автор(-ы):

Кондрашихин Андрей Борисович

2 сентября 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

экономика
доцент
производительные силы
научно-технический потенциал
аттестация научных кадров

Аннотация статьи

Представлены результаты мониторинга персональных данных научно-педагогических работников образовательной организации высшего образования из открытого доступа. Показано, что научные исследования являются важным элементом совершенствования производительных сил и укрепления конкурентоспособности региона, а сведения о замещении штатных должностей доцента – инструментом для наращивания регионального производственного потенциала в международном разделении труда. Отмечена необходимость нормирования условий открытого размещения данных о научном потенциале для задач совершенствования производительных сил.

Текст статьи

Введение. Международная экономическая интеграция и вызываемые нею социально-экономические события в регионах способствуют дальнейшей реструктуризации производственных систем, комплексов, трансформации хозяйственных механизмов и динамике состояний производительных сил (ПС) регионов, стран, континентов, обуславливая задачи научного осмысления факторов эффективного использования региональных потенциалов в различных их формах и проявлениях. В условиях быстрого видоизменения внешних воздействий на экономику и общество, стохастических деформаций производственных единиц в регионах существенную роль на позитивность их функционирования могут оказывать научные исследования и коллективы учёных, задействованных в реорганизации ПС регионов [3, с.45]. Значительное место в структуре научно-исследовательских кадров отечественной науки сегодня отводится лицам с учёными степенями доктора наук, кандидата наук согласно номенклатуре научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации (РФ) [5], а также профессорствующим (доцентствующим) лицам – в отношении аттестованных на учёное звание либо занимающих соответствующие штатные должности [9, с.57-61].

Объекты и методы исследования. Кадровая политика образовательных организаций (ОО) высшего образования (ВО) и региональных научно-исследовательских учреждений (НИУ) нацелена на трудоустройство в региональные научные исследования лиц с учёными и научными степенями путём предоставления таковым рабочих мест (штатных, внештатных должностных единиц), организации их работы по совместительству, подбору иных форм вовлечения результата труда региональных исследователей и постановки ими задач с соответствующими трудовыми функциями. При этом каждый учёный-исследователь региона рассматривается в неразрывной связи с комплексной структурой ПС, является носителем интеллектуального потенциала для достижения новых научных результатов, а для региональных ОО ВО – ещё и исполнителем преподавательских задач – научно-педагогическим работником (НПР). Методами семантического анализа и компаративного сопоставления удаётся соблюдать принципы бережного (рачительного) обращения с носителями интеллектуального потенциала, уважения и поддержки их трудовых усилий в целях совершенствования вузовского образования и динамики научно-технического прогресса [2, с.24].

Экспериментальная часть. В мировой научно-преподавательской практике присвоение профессорских званий отмечено с XVI века (Оксфордский университет) [8, с.1086], а позднее – и доцента, например, в СССР для лиц с учёными степенями или без них [8, с. 414]. Наряду с отождествлением заданного уровня компетентности НПР, слово «доцент» также соответствует штатной должности, куда могут зачисляться лица и без учёной степени. Получение лицом аттестата (приобретение статуса) профессора трансформирует деятельность по выполнению его трудовой функции в ОО или НИУ в профессорство: «Професорство, професорское званіе, должность. Професорить, професорствовать, быть професоромъ, преподавать, учить какой либо наукѣ» [1, с.523]. Аналогично, доцентство в современной русскоязычной морфологии воспринимается как деятельность, ассоциируемая с лицом на должности либо в звании доцента, хотя словарь В.И. Даля толкований слову «доцент» не приводит.

В отечественной аттестационной практике учёные звания доцента (профессора) присваиваются согласно нормативным правовым требованиям/условиям, в частности, изложенным в Постановлении «О порядке присвоения учёных званий» Правительства РФ №1139 от 10.12.2013 г. [4], где отражены критерии и требования к лицу для прохождения аттестации, иные организационно-технологические характеристики процесса аттестации на учёное звание. ВАК в официальных документах публикует данные о присвоении учёных званий в последовательности издания соответствующих приказов, отражая прирост кадров высшей квалификации для региональных задач совершенствования ПС. Присвоение учёного звания сопровождается выдачей аттестата и, как правило, включает объективные параметры аттестуемого лица – персональные данные (ПД), в первую очередь, публикационную и преподавательскую (лекционную) активности, наличие ранее защищённой диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (доктора наук), связанность трудовыми отношениями с НИУ или ОО.

Новые тенденции в преобразованиях ПС регионов вызывают к жизни и обновлённые организационно-технологические приёмы трансформации хозяйственных комплексов, в частности, через инструменты региональной системы ОО ВО. Так, распространение получают бюджетные формы структуризации ВО, грантовая правительственная и региональная поддержки, целевое программирование, например, внедрение финансовых механизмов совершенствования вузовского образования в регионах [6]. Такие инструменты во многом расширяют традиционные (заскорузлые) рамки профессионально-кадровых требований к работнику и расширяют возможности вузовской администрации на заполнение штатных кадровых должностей доцента (профессора) лицами ещё до достижения ими соответствующих уровней учёной остепенённости. Эти рычаги вкупе с финансовыми инвестициями стимулируют индивидуальную научно-творческую активность, способствуют ускоренной деформации производственно-хозяйственных отношений внутри региональных комплексов ПС, нацелены на новое качество в задачах научно-технического прогресса, развитие технологического уклада и рост качества жизни населения.

Информацию и числовые характеристики для исследования потенциала доцентства в региональных ПС предоставляют сайты ОО ВО и НИУ с размещаемыми в открытом доступе ПД НПР (научных работников). В качестве базы для анализа взяты данные регионального вуза – Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования (ФГАОУ ВО) «Севастопольский государственный университет» (СевГУ), одного из восьми ОО ВО региона – крупнейшего эмитента бюджетного заказа на подготовку выпускников бакалавриата, магистратуры, специалитета, среднего профессионального образования, аспирантуры в приёмных кампаниях (от 90,0% регионального государственного заказа, начиная с 2015 г.). Так, размещённые в открытом доступе состоянием на 2021 г. ПД НПР, не только отражают состав лиц с наличием/отсутствием учёной степени/звания (вкладка «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» [7]), но и позволяют оценивать численные параметры НПР с учёными степенями и званиями. Например, количество лиц НПР в СевГУ выступает одним из шести ключевых показателей для привлечения обучающихся в вуз, проведения вузовских рекламных кампаний, обоснования расходования бюджетных средств на подготовку кадров, продолжения бюджетной и грантовой поддержки ОО ВО (см. рис.). Подобная дифференциация позволяет изучать вклад работников, усовершенствовавших свою персональную (индивидуальную) профессиональную коммуникацию до уровней учёной степени/звания, а также отделить их результаты от иных исполнителей трудовой функции профессора/доцента в совокупном научно-техническом багаже ОО ВО.

Рис. Титульная страница сайта ФГОАУ ВО «СевГУ» с отражением численности НПР с учёными степенями и званиями «доцент», «профессор» (Источник: скриншот страницы из открытого доступа информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.sevsu.ru)

Так, на дату фиксации результатов ОО ВО СевГУ разместила Перечень из 1568 должностей НПР, закреплённые за конкретными исполнителями трудовой функции профессора, доцента и других (помимо 15 лиц из числа администрации ОО, среди которых не менее 9 (60,0%) также отнесены к категории НПР с учёной степенью/званием), ПД которых имеются в открытом доступе как носителей соответствующих научных регалий, авторов кандидатских или докторских диссертационных исследований. Структура Перечня создаёт удобства для анализа ПД, где лица – носители учёной степени/звания размещены в алфавитном порядке с предоставлением необходимых первичных данных в открытом доступе для неограниченного круга лиц (в первую очередь – абитуриентам и их родителям, а также лицам, заинтересованным в подборе рабочего места доцента, исследователям научного потенциала региона и его системы ПС, другим пользователям).

В Перечне отражены данные о занимаемой НПР должности (3-й слева столбец ПД), а также необходимые для анализа сведения о наличии/отсутствии ученой степени (7-й слева столбец) и аттестации на учёное звание (8-й столбец). Наряду с должностью доцента в Перечне упомянуты такие штатные единицы (кроме 15 лиц административного состава): ассистент; ведущий научный сотрудник; главный научный сотрудник; директор; заведующий кафедрой; мастер производственного обучения; младший научный сотрудник; научный сотрудник; начальник В** учебного центра; начальник учебной части – заместитель начальник В** учебного центра; начальник цикла; преподаватель; профессор; старший научный сотрудник; старший преподаватель (всего 15 наименований должностной номенклатуры ОО ВО среди лиц НПР).

Всего удаётся идентифицировать не менее 619 штатных единиц доцента без учёта совместительства трудовой функции в пределах одного и того же подразделения (кафедры), с иной трудовой функцией административно-распорядительного свойства, а также наличие фактов совместительства в иной ОО ВО либо НИУ региона. Это составляет 39,48% от общей численности НПР в Перечне или 45,05% от общего числа остепенённых лиц региона, учитываемых по данным мониторинга к началу 2021 г. В целом обеспеченность региона научными кадрами с учеными степенями/званиями на указанную дату превышает потребность СевГУ в штатных единицах доцента в 2,22 раза (исключительно в численности кандидатов наук – 1,89 раза), инициируя поиск рабочих мест незанятых трудовыми обязанностями ученых-доцентов в иных ОО ВО либо НИУ (филиалах, дислоцированных в городе).

Особым образом в Перечне отражены лица из числа НПР, участвующие в развитии региона своими уникальными производственными способностями без достижения научной квалификации кандидата (доктора) наук и/или доцента (профессора). Состоянием на 2021 г. в кадровой структуре СевГУ обнаруживается не менее 102 лиц, оформленных на должность доцента (6,51% от общей численности НПР в Перечне), ПД которых не позволяют увидеть присвоенные им учёные звания/степени (или 87,18% общей численности лиц, учитываемых в системе ПС региона на должностях доцента без предварительной идентификации ученой степени/звания), что обуславливает необходимость использования дополнительных информационных ресурсов, баз данных, электронных библиотечных систем для утверждения персональных вкладов таких лиц в развитие структуры ОО ВО и системы ПС региона.

Вместе с тем, зачисление лица на должность доцента без превентивных мер по наращиванию его трудовой профессиональной квалификации (аттестации) до уровня кандидата (доктора) наук и/или профессора (доцента) традиционно выступает мощным толчком к самообразованию, самоорганизации, самовоспитанию, формирует повышенное стремление лица к достижению искомой ученой степени/звания и отражается на функционировании ПС региона. Такая традиция использовалась ещё в советский период развития ПС, позволила ряду работников вузов и НИУ довести собственные диссертационные исследования на соискание учёной степени кандидата наук, а в случае досрочного присвоения лицу звания «профессор» - завершить докторское исследование и получить степень доктора наук по специальности ВАК, что несравненно облегчает доступ к рабочему месту в структуре ОО ВО либо НИУ.

Выводы. Аттестация научных кадров и педагогических работников представляет сегодня сложную систему, к которой подключены не только ОО и НИУ, но и негосударственные организации хозяйственного комплекса региона, ВАК, Министерство науки и высшего образования РФ, иные ведомства, субъекты, институты интеллектуальной собственности, финансовые ресурсы. Современные программные комплексы и инвестиции способствуют наращиванию научного потенциала как отдельных индивидуумов, так и системы ПС региона в целом. Доцентство как процесс и статус пребывания лица в должности, необходимости выполнения трудовой функции с надлежащим качеством и квалификацией предполагает активное воздействие человека на систему ПС. Используемые в Севастополе инструменты зачисления лиц в качестве НПР на должности доцента обеспечивают не только освоение бюджетных средств, но и поступательное совершенствование городской системы ПС. Целесообразным видится в ближайшей перспективе нормирование процессов размещения ПД научных кадров в задачах открытого доступа неограниченному кругу лиц-пользователей региональными информационными базами данных.

Список литературы

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – Т. 3. – М.: «Русский язык», 1980. – 684 с.
  2. Леонтьев, В. К. О проблеме Фробениуса / В. К. Леонтьев // Дискретный анализ и исследование операций. – 2022. – Т. 29, № 2(152). – С. 24-37. – DOI 10.33048/daio.2022.29.728. – EDN QKUQNQ.
  3. Митько В.Б. Российская миссия в устойчивом развитии Арктики. Металлы Евразии. 2014. № 1(107). С. 45.
  4. О порядке присвоения учёных званий / Постановление Правительства РФ №1139 от 10.12.2013 г. (ред. от 18.03.2023 г.). – 6 с.
  5. О науке и государственной научно-технической политике / Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 (ред. от 17.02.2023).
  6. Приоритет 2030. Государственная программа поддержки университетов Российской Федерации / URL https://priority2030.ru .
  7. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав / сайт ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». – URL https://www.sevsu.ru/sveden/employees/ 01.10.2021 г. 07:39МСК.
  8. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская Энциклопедия», 1980. – 1600 с.
  9. Степанов-Егиянц, В. Г. К вопросу о криминализации занятия лицом высшего положения в преступной иерархии / В. Г. Степанов-Егиянц // Российский следователь. – 2019. – № 5. – С. 57-61. – EDN AKRFLP.

Поделиться

282

Кондрашихин А. Б. Доцентство как инструмент совершенствования вузовского образования в системе производительных сил региона // Актуальные исследования. 2023. №36 (166). С. 86-90. URL: https://apni.ru/article/6946-dotsentstvo-kak-instrument-sovershenstvovaniy

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля