Главная
АИ #9 (12)
Статьи журнала АИ #9 (12)
Особенности ландшафтного проектирования автодорог на территории лесопарка «Кумыс...

Особенности ландшафтного проектирования автодорог на территории лесопарка «Кумысная поляна» на примере улиц Новоузенская, Кумысная и Большого Дачного проспекта

Автор(-ы):

Бурова Юлия Викторовна

Секция

Науки о Земле, экология, природопользование

Ключевые слова

ландшафтное проектирование автодорог
лесопарк «Кумысная поляна
эдафическая сетка Погребняка

Аннотация статьи

В работе раскрываются особенности ландшафтного проектирования дорог на территории лесопарка «Кумысная поляна» с архитектурно-планировочной и географической стороны.

Текст статьи

Основным принципом архитектурно-ландшафтного проектирования автодорог является согласование всех элементов дорожного покрытия с окружающим ландшафтом.

С архитектурно-планировочной стороны согласованием дороги с ландшафтом считается сочетание всех элементов ландшафта с соотношением размера дорожного покрытия. Автодорожное покрытие должна иметь определенные параметры в плане, продольным и поперечном профиле, также немаловажным фактором является визуальное восприятие ландшафта при движении автотранспорта. Таким образом, природная составляющая должна оказывать благоприятное воздействие, акцентируя внимание водителя при длительном движении.

С другой стороны, сочетание дорожного покрытия с ландшафтом требует рационального подхода, с целью минимизации негативных воздействий на окружающую среду. Основным отрицательным воздействием является уничтожение природного ландшафта, изъятие части природной среды и придание ей антропогенного характера. При строительстве автодорог происходит уничтожение части растительного покрова, изъятие и изменение почвенного покрова и нарушению уровня подземных вод. Как следствие, прокладка транспортных коммуникаций приводит к эрозии почв, нарушению баланса поверхностного и подземного стока, загрязнению воздуха и нарушению естественного растительного покрова [1-4].

В настоящее время природный ландшафт рассматривается как важное звено в экологическом равновесии. Естественный ландшафт лесопарка «Кумысная поляна» является сильнейшим физически и психически оздоровляющим и эстетически благоприятным фактором для населения г. Саратова. В то же время, на природу лесопарка оказывает влияние наличие важных транспортных коммуникаций, соединяющих окраины города.

Известно, что при строительстве автомобильных дорог происходит деформация ландшафта и его компонентов. Автодороги являются экологическим барьером для естественных процессов окружающей среды.

Главные транспортные артерии, насквозь пронизывающие лесопарк «Кумысная поляна» представлены ул. Новоузенская, ул. Кумысная и Большим Дачным проспектом. При анализе территорий автодорог были выявлены проблемы утраты ценных природных компонентов природного парка. Территория автодороги ул. Новоузенская располагается на стыке двух водосборных бассейнов бассейна Белоглинского оврага и бассейна оврагов Дегтярный и Кладбищенский, стоки которых оказывают непосредственное влияние на центральную часть города.

Анализ лесорастительных условий лесопарка «Кумысная поляна» показал, что строительство автодорог повлекло за собой изъятие наиболее ценных почвенных покровов и древесных растительных сообществ. На территории лесопарка выделяются следующие лесорастительные условия по эдафические сетки П.С. Погребняка [5]:

1) по трофотопам: С – сложные субори, D – дубравы, в который вошли и груды;

2) по гигротопам: 0 - крайне сухие местообитания, 1 – сухие, 2 – свежие, 3 – влажные, 4 – сырые.

На всем протяжении ул. Новоузенская, ул. Кумысная лесорастительные условия представлены Сухая дубрава (D1) – занимает верхние части склонов. Древостой II класса бонитета, смешанные по составу и сложные по форме. В 1-м ярусе – дуб и ясень, во 2-м – клен остролистный, полевой, липа, груша, яблоня. В подлеске - лещина, боярышник, бересклет бородавчатый, кизильник и др. В живом напочвенном покрове - осока волосистая, перловник, типчак. Имеет большое водоохранное и защитное значение.

Свежая дубрава (D2) – занимает ровные плато и пологие преимущественно северные склоны. Древостой I-II классов бонитета, смешанные по составу и сложные по форме. В 1-м ярусе – дуб и ясень, во 2-м клен, ильм, липа, груша, яблоня, иногда граб. Подлесок редкий или отсутствует из-за недостатка света. В живом напочвенном покрове – ветренница, подснежник, сныть, ясменник. Имеет водоохранное, почвозащитное и промышленное значение.

Лишь на юго-восточных и юго-западных склонах преобладают:

Сухие сложные субори (С1) – занимают склоны южной экспозиции. В 1-м ярусе – дуб и клен, во 2-м – липа и сосна. В подлеске – ксерофильные кустарники. В живом напочвенном покрове – звездчатка, типчак. Имеет большое водоохранное и защитное значение.

Сухие и свежие сложные субори (С1-2) – занимают пологие склоны южной экспозиции. В 1-м ярусе – клен, во 2-м – береза и липа. В подлеске – мезофильные кустарники, ясменник и медуница.

На протяжении с юга на север по Большому Дачному проспекту идет смена сухих и свежих сложных суборей на свежие дубравы, вплоть до сырых дубрав на северном склоне в районе 10-ой Дачной (рис. 1).

Рис. 1. Карта лесорастительных условий территории лесопарка «Кумысная поляна» по П.С. Погребняку

Одной из проблем, выявленных при анализе природных компонентов лесопарка «Кумысная поляна» было изменение в наибольшей степени ценного почвенного покрова, представленного мощными и среднемощными черноземами обыкновенными. В меньшей степени при прокладке автодорог были затронуты ул. Новоузенской – черноземы южные маломощные и неполноразвитые и Большим Дачным проспектом в районе остановки 10-ой Дачной - почвы балок и оврагов. Второй проблемой является изъятие больших массивов естественных дубрав и липняков.

Проектирование автодорог со стороны архитектуры в увязке с ландшафтом включает в себя несколько задач:

  • плавное сочетание между собой элементов трассы для обеспечения удобства и безопасности движения автомобилей на высоких скоростях;
  • ясность направления автодороги на больших расстояниях для избежание неожиданных дорожных условий;
  • отсутствие зрительных искажений на отдельных участках в перспективе, которые воспринимаются как крутые изломы трассы;
  • гармоничное включение дороги и ее элементов в ландшафт местности для раскрытия красоты природы и предотвращения нарушения
  • дорожным покрытием закономерностей природного ландшафта и привлечение к достопримечательным местам;
  • снижение вредного влияния дороги и движения автомобилей на население, растительный и животный мир;
  • дополнение и улучшение природного ландшафта в пределах обозреваемой полосы с дороги, посадками деревьев, оборудованием мест для стоянки и т.д.

Проведя анализ статистических данных аварийных ситуаций, зарегистрированных в СМИ, в период с 2014 по 2018 гг. на территории лесопарка «Кумысная поляна» показал три наиболее аварийных участков:

  1. Прямой участок автодороги по ул. Кумысная от поворота на ул. Лесная до поворота на ул. Загородная – 5 аварийных случаев;
  2. Подъем на ул. Новоузенская между Смирновским и Октябрьским ущельями – 3 аварийных ситуации;
  3. Прямой участок вдоль ДОЛ «Родничок» и спуск к 10-ой Дачной по Большому Дачному проспекту – 2 аварийных случая (рис.2).

Рис. 2. Схема аварийных участков на территории лесопарка «Кумысная поляна»

Большое количество аварийных ситуаций связано с проблемой увязки ландшафта с дорожным полотном. Например, большое количество аварий на подъеме на «Кумысную поляну» по ул. Новоузенской и в районе 10-ой Дачной по Большому Дачному проспекту связано с высокой степенью расчленённости рельефа – углы наклона местности здесь составляют от 5 до 15 градусов, что в свою очередь затрудняет видимость поворотов трассы (рис.3, рис.4).

Рис. 3. Сложность обзора на подъеме по ул. Новоузенской на территорию лесопарка «Кумысная поляна»

Рис. 4. Сложность обзора на подъеме по Большому Дачному проспекту на территорию лесопарка «Кумысная поляна»

С другой стороны, прямые участки дороги также создают условия для аварийных ситуаций в следствие неграмотной увязки автодорог с существующим ландшафтом. Так, например, по ул. Кумысной аварийные ситуации возникают в следствие однообразности ландшафта, так как данная автодорога располагается на плоском и слабовыпуклом участке Лысогорского плато, с однообразной растительностью без участков, способных акцентировать внимание водителя (рис. 5).

Рис. 5. Ландшафтная однообразность на прямом участке автодороги по ул. Кумысная от поворота на ул. Лесная до поворота на ул. Загородная

В ходе анализа ландшафтных компонентов и статистических материалов было выявлено, что при строительстве автодорог на территории лесопарка «Кумысная поляна» не был произведен достаточный анализ всех показателей, что привело к потере ценных природных участков с наиболее благоприятными лесорастительными условиями с одной стороны, а с другой неграмотность включения автодороги в ландшафт приводит к большому количеству аварийных ситуаций ежегодно.

Список литературы

  1. Сардаров А. С. Архитектура автомобильных дорог. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1993. – 272 с.
  2. Ткаченко, М. Е. Общее лесоводство. - М. Лесорастительные условия, 1955.
  3. Ремезов, Н. П., Погребняк, П. С. Лесное почвоведение. – М., 1965.
  4. Лир, X., Польстер, Г., Фидлер, Г. И. Физиология древесных растений. – М., 1974.
  5. Указания по архитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог. Минавтодор. М. 1985 г.
  6. Учебно-краеведческий атлас Саратовской области. / В.В. Аникин, Е.В. Акифьева, А.Н. Афанасьева и др. / Главный редактор А.Н. Чумаченко. Ответственный редактор В.З. Макаров. Саратов: Издательство Саратовского университета. 2013. - 144 с.

Поделиться

1600

Бурова Ю. В. Особенности ландшафтного проектирования автодорог на территории лесопарка «Кумысная поляна» на примере улиц Новоузенская, Кумысная и Большого Дачного проспекта // Актуальные исследования. 2020. №9 (12). Ч.I.С. 54-59. URL: https://apni.ru/article/695-osobennosti-landshaftnogo-proektirovaniya-avto

Другие статьи из раздела «Науки о Земле, экология, природопользование»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля