Главная
АИ #36 (166)
Статьи журнала АИ #36 (166)
К вопросу о роли органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии а...

К вопросу о роли органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии актуальным террористическим угрозам

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

противодействие терроризму
органы внутренних дел
взаимодействие
подготовка сотрудников

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль органов внутренних дел в деятельности по противодействию террористическим угрозам. Акцент делается на актуальных в современных военно-политических условиях угрозах, связанных с организованными действиями диверсионно-разведывательных групп. Автором отмечается ограниченность возможностей подразделений органов внутренних дел в рассматриваемых обстоятельствах и необходимость уделения особого внимания индивидуальной и групповой подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях.

Текст статьи

Терроризм в различных его проявлениях остается сегодня одной из наиболее значимых угроз безопасности Российской Федерации. Террористическая угроза сегодня чрезвычайно актуализировалась в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины. Рейды диверсионно-разведывательных групп в приграничных российских регионах неоднократно фиксировались на протяжении 2022-2023 гг.

Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ [1] Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством профилактики и предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера. Борьба с терроризмом входит в число основных направлений деятельности ФСБ России согласно Федеральному закону «О федеральной службе безопасности» от 10.04.1995 № 15 [2].

Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

Войска национальной гвардии Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом и экстремизмом. При этом отметим, что в ходе реформ последних лет большая часть специальных «силовых» подразделений МВД России перешла именно под юрисдикцию ФСВНГ России.

Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

Подразделения МВД России участвуют в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан [3].

Еще 9 марта 2017 г. на расширенном заседании коллегии МВД России Президент РФ В. В. Путин отметил, что в МВД по-прежнему сохраняются структуры, призванные обеспечивать оперативную деятельность по противодействию терроризму, но значительный объем работы возложен на Росгвардию. Президент подчеркнул, что создание вторых внутренних войск не нужно, а нужно обеспечить эффективное взаимодействие между войсками Национальной гвардии и подразделениями МВД России. Именно во взаимодействии с иными профильными федеральными органами исполнительной власти отечественные авторы видят раскрытие роли органов внутренних дел по борьбе с терроризмом [4].

Взаимодействие подразделений МВД России с другими субъектами обеспечения безопасности выражается в ряде различных форм, к которым относятся: своевременное планирование совместной деятельности, включая действия в условиях проведения контртеррористической операции; планирование действий по охране и обороне вверенных объектов; систематический обмен значимой информацией, представляющей взаимный интерес; совместная разработка и издание документально оформленных  управленческих решений; проведение совместных совещаний, учений, инструктажей, учебно-практических занятий, тренировок; обмен передовым опытом; отработка совместных действий по противодействию терроризму; контроль мероприятий, осуществляемых исполнителями различных ведомств; обмен опытом среди участников взаимодействия [5].

Учитывая изложенное следует отметить, что согласно действующему законодательству основная нагрузка по противодействию терроризму ложится на федеральные органы исполнительной власти уполномоченные в сферах безопасности и обороны.  Роль МВД России проявляется во взаимодействии с данными органами. Но проблема заключается в том, что именно подразделения органов внутренних дел, и их отдельные сотрудники становятся зачастую первыми субъектами обеспечения безопасности, сталкивающимися с террористическими действиями на обслуживаемой территории. Одновременно, здания и сооружения органов внутренних дел могут выступать привлекательными целями террористических поползновений. Атака на такие объекты с одной стороны способна скомпрометировать в глазах граждан возможность правоохранительных органов к обеспечению безопасности, с другой стороны потенциально позволяет правонарушителям завладеть вооружением, специальными средствами, транспортом и т.п. То есть логика событий последних лет показывает, что первичный контакт органов внутренних дел с реальной террористической угрозой происходит в условиях, когда оперативное взаимодействие с иными субъектами обеспечения безопасности еще не установлено. На этом этапе среди важнейших задач органов внутренних дел следует отметить необходимость сохранения управления вверенными силами и средствами, оперативное информирование профильных органов власти, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан на обслуживаемой территории, жизни и здоровья самих сотрудников подразделений, безопасности охраняемых объектов.

С этой точки зрения современную готовность органов внутренних дел к отражению террористических атак не представляется возможным считать в полной мере достаточной. Если вопросы профилактической работы по противодействию терроризму и экстремизму, равно как и вопросы реагирования на свершившийся отдельный террористический акт достаточно хорошо проработаны как на уровне теоретического осмысления, так и на уровне нормативной документации, то действия сотрудников органов внутренних дел в условиях длящейся террористической атаки со стороны организованной и экипированной ДРГ остаются актуальным полем для теоретического осмысления и нормативно-правового регулирования.

Конечно, ни численность, ни экипировка сотрудников МВД России, обеспечивающих общественный порядок и безопасность не позволяют полноценно противостоять действиям террористических групп, в распоряжении которых может находиться, в том числе, и бронетехника, и современные средства связи, и новейшие образцы оружия. Эти функции выполняются силовыми подразделениями иных органов власти. То есть возможности органов внутренних дел в рассматриваемых условиях априорно ограничены. На взгляд автора при рассмотрении существующей проблемы основная возможность заключается в акцентировании внимания на готовности личного состава к подобным столкновениям с длящейся террористической угрозой. Не случайно авторы научных и аналитических работ из числа действующих сотрудников органов внутренних дел уделяют особое внимание именно подготовке кадров полиции, способных к эффективной деятельности в условиях противодействия террористической угрозе [6].

Анализ подходов, излагаемых в современной научной литературе по обеспечению готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях, к которым, несомненно, относятся и условия проводимой контртеррористической операции, показывает следующие перспективные подходы.

Во-первых, несомненно, следует уделять особое внимание практической направленности подготовки. В работе [7] предлагается использование сенсомотрного подхода к привитию обучающимся необходимых умений и навыков в ходе выполнения систематически прогрессирующих в сложности практических заданий. В ходе подобного рода учебно-практических занятий на взгляд автора важнейшим результатом должно являться привитие обучающимся психологической готовности к действиям в складывающихся обстоятельствах на базе повторяющихся и усложняющихся с каждой итерацией упражнений.

Во-вторых, следует проводить обучение и переобучение сотрудников в условиях максимально приближенных к реальным условиям прогнозируемых действий террористов. В этой связи актуальным представляется проведение регулярных выездных учебно-тренировочных занятий на специализированных полигонах и на местности. Такой подход отмечается в качестве весьма перспективного, например, при формировании навыков личной безопасности у обучающихся в работе [8].

В-третьих, что касается материально-технического обеспечения обучения, то отдельные авторы, например, в работе [9] прорабатывают вопрос о создании уже упоминавшихся выше специализированных полигонов. Такие учебные полигоны позволяют моделировать как действия нападающей стороны, так и различные сценарии развития событий и соответствующие им действия сотрудников правоохранительных органов, как во взаимодействии друг с другом, так и в самостоятельном порядке, в том числе индивидуальные действия сотрудников различных категорий.

Список литературы

  1. О противодействии терроризму. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СЗ РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
  2. О федеральной службе безопасности. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269.
  3. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
  4. Бецков А.В., Черторижский Н.В. О некоторых проблемах взаимодействия ОВД России с Федеральной службой войск национальной гвардии РФ в сфере противодействия терроризму // В сборнике: Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Академия управления МВД России. 2018. С. 69-73.
  5. Юров Н.Н. Взаимодействие ОВД и Войск национальной гвардии при противодействии терроризму // В сборнике: Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Академия управления МВД России. 2018. С. 316-317.
  6. Долбилова Я.А. Вопросы подготовки и перепоготовки кадров ОВД по противодействию терроризму // В книге: Проблемы совершенствования российского законодательства. Сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов. Барнаул, 2023. С. 559-561.
  7. Троян, Е.И., Силкин, Н.Н. Обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению физической силы на основе использования ситуационного метода // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4(88). С. 207 - 214.
  8. Павлов, И.М. Тактика действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя: методический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. С. 116-119.
  9. Койнов, М.Ю. К вопросу использования учебно-практического полигона «СКВЕР» в процессе обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции // Полицейская деятельность. 2021. №6(38). С. 1-9. DOI: 10.7256/2454-0692.2021.6.36828.

Поделиться

2381

Овчинников В. В. К вопросу о роли органов внутренних дел Российской Федерации в противодействии актуальным террористическим угрозам // Актуальные исследования. 2023. №36 (166). С. 59-62. URL: https://apni.ru/article/6952-k-voprosu-o-roli-organov-vnutrennikh-del-ross

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря