Терроризм в различных его проявлениях остается сегодня одной из наиболее значимых угроз безопасности Российской Федерации. Террористическая угроза сегодня чрезвычайно актуализировалась в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины. Рейды диверсионно-разведывательных групп в приграничных российских регионах неоднократно фиксировались на протяжении 2022-2023 гг.
Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ [1] Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством профилактики и предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера. Борьба с терроризмом входит в число основных направлений деятельности ФСБ России согласно Федеральному закону «О федеральной службе безопасности» от 10.04.1995 № 15 [2].
Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.
Войска национальной гвардии Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом и экстремизмом. При этом отметим, что в ходе реформ последних лет большая часть специальных «силовых» подразделений МВД России перешла именно под юрисдикцию ФСВНГ России.
Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.
Подразделения МВД России участвуют в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан [3].
Еще 9 марта 2017 г. на расширенном заседании коллегии МВД России Президент РФ В. В. Путин отметил, что в МВД по-прежнему сохраняются структуры, призванные обеспечивать оперативную деятельность по противодействию терроризму, но значительный объем работы возложен на Росгвардию. Президент подчеркнул, что создание вторых внутренних войск не нужно, а нужно обеспечить эффективное взаимодействие между войсками Национальной гвардии и подразделениями МВД России. Именно во взаимодействии с иными профильными федеральными органами исполнительной власти отечественные авторы видят раскрытие роли органов внутренних дел по борьбе с терроризмом [4].
Взаимодействие подразделений МВД России с другими субъектами обеспечения безопасности выражается в ряде различных форм, к которым относятся: своевременное планирование совместной деятельности, включая действия в условиях проведения контртеррористической операции; планирование действий по охране и обороне вверенных объектов; систематический обмен значимой информацией, представляющей взаимный интерес; совместная разработка и издание документально оформленных управленческих решений; проведение совместных совещаний, учений, инструктажей, учебно-практических занятий, тренировок; обмен передовым опытом; отработка совместных действий по противодействию терроризму; контроль мероприятий, осуществляемых исполнителями различных ведомств; обмен опытом среди участников взаимодействия [5].
Учитывая изложенное следует отметить, что согласно действующему законодательству основная нагрузка по противодействию терроризму ложится на федеральные органы исполнительной власти уполномоченные в сферах безопасности и обороны. Роль МВД России проявляется во взаимодействии с данными органами. Но проблема заключается в том, что именно подразделения органов внутренних дел, и их отдельные сотрудники становятся зачастую первыми субъектами обеспечения безопасности, сталкивающимися с террористическими действиями на обслуживаемой территории. Одновременно, здания и сооружения органов внутренних дел могут выступать привлекательными целями террористических поползновений. Атака на такие объекты с одной стороны способна скомпрометировать в глазах граждан возможность правоохранительных органов к обеспечению безопасности, с другой стороны потенциально позволяет правонарушителям завладеть вооружением, специальными средствами, транспортом и т.п. То есть логика событий последних лет показывает, что первичный контакт органов внутренних дел с реальной террористической угрозой происходит в условиях, когда оперативное взаимодействие с иными субъектами обеспечения безопасности еще не установлено. На этом этапе среди важнейших задач органов внутренних дел следует отметить необходимость сохранения управления вверенными силами и средствами, оперативное информирование профильных органов власти, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан на обслуживаемой территории, жизни и здоровья самих сотрудников подразделений, безопасности охраняемых объектов.
С этой точки зрения современную готовность органов внутренних дел к отражению террористических атак не представляется возможным считать в полной мере достаточной. Если вопросы профилактической работы по противодействию терроризму и экстремизму, равно как и вопросы реагирования на свершившийся отдельный террористический акт достаточно хорошо проработаны как на уровне теоретического осмысления, так и на уровне нормативной документации, то действия сотрудников органов внутренних дел в условиях длящейся террористической атаки со стороны организованной и экипированной ДРГ остаются актуальным полем для теоретического осмысления и нормативно-правового регулирования.
Конечно, ни численность, ни экипировка сотрудников МВД России, обеспечивающих общественный порядок и безопасность не позволяют полноценно противостоять действиям террористических групп, в распоряжении которых может находиться, в том числе, и бронетехника, и современные средства связи, и новейшие образцы оружия. Эти функции выполняются силовыми подразделениями иных органов власти. То есть возможности органов внутренних дел в рассматриваемых условиях априорно ограничены. На взгляд автора при рассмотрении существующей проблемы основная возможность заключается в акцентировании внимания на готовности личного состава к подобным столкновениям с длящейся террористической угрозой. Не случайно авторы научных и аналитических работ из числа действующих сотрудников органов внутренних дел уделяют особое внимание именно подготовке кадров полиции, способных к эффективной деятельности в условиях противодействия террористической угрозе [6].
Анализ подходов, излагаемых в современной научной литературе по обеспечению готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях, к которым, несомненно, относятся и условия проводимой контртеррористической операции, показывает следующие перспективные подходы.
Во-первых, несомненно, следует уделять особое внимание практической направленности подготовки. В работе [7] предлагается использование сенсомотрного подхода к привитию обучающимся необходимых умений и навыков в ходе выполнения систематически прогрессирующих в сложности практических заданий. В ходе подобного рода учебно-практических занятий на взгляд автора важнейшим результатом должно являться привитие обучающимся психологической готовности к действиям в складывающихся обстоятельствах на базе повторяющихся и усложняющихся с каждой итерацией упражнений.
Во-вторых, следует проводить обучение и переобучение сотрудников в условиях максимально приближенных к реальным условиям прогнозируемых действий террористов. В этой связи актуальным представляется проведение регулярных выездных учебно-тренировочных занятий на специализированных полигонах и на местности. Такой подход отмечается в качестве весьма перспективного, например, при формировании навыков личной безопасности у обучающихся в работе [8].
В-третьих, что касается материально-технического обеспечения обучения, то отдельные авторы, например, в работе [9] прорабатывают вопрос о создании уже упоминавшихся выше специализированных полигонов. Такие учебные полигоны позволяют моделировать как действия нападающей стороны, так и различные сценарии развития событий и соответствующие им действия сотрудников правоохранительных органов, как во взаимодействии друг с другом, так и в самостоятельном порядке, в том числе индивидуальные действия сотрудников различных категорий.