Главная
АИ #36 (166)
Статьи журнала АИ #36 (166)
Особенности работы учителя с одаренными детьми

Особенности работы учителя с одаренными детьми

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

одаренные дети
уникальные способности
внеурочная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема работы с одаренными детьми. Отмечается необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также об особенностях работы с одаренными детьми.

Текст статьи

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Таким образом, основной целью работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областям науки, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полностью раскрыть свои способности [1, с. 97].

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Одаренные дети имеют ряд особенностей:

  • любознательны, настойчивы в поиске ответов, отличаются хорошей памятью;
  • высокий уровень мышления и интеллекта;
  • хорошо развитая речь и большой словарный запас;
  • стремление к лидерству, повышенное требование к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём;
  • способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 Определив одаренных ребят, учителя стараются глубже заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, учат их логически мыслить, обогащают их познаниями, словарным запасом, занимают их творческими, проблемными заданиями, дают толчок творчеству и пробуждают воображение, предпринимают все возможное для развития их одаренности.

Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Это ответственная и сложная работа. В настоящее время, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника. Практически каждый предмет школьной программы может быть использован, как площадка для выявления и поддержки способных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменяя тактику преподавания учебных дисциплин можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не выходя при этом за рамки учебного плана [3, с.123].

Проблема работы с одаренными обучающимися – одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача общества состоит задачи и в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

При воспитании и обучении одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, которые способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Задача современного учителя – создать условия, правильно организовать систему урочной и внеурочной работы для раскрытия потенциала одаренного ребенка.

Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь делать на своих уроках.

Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. Одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке.

Задачи развития и обучения детей и подростков с признаками одаренности заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по предмету, но и в том, чтобы продвинуть детей в развитии. Важно отметить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития.

В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям. Возможны случаи, что они становятся нарушителями спокойствия на уроке. Поэтому необходим глубокий индивидуальный подход к такому ребенку, важно чтобы он, потеряв интерес, не стал простым бездельником. В то же время необходимо учесть, что у одаренных детей может быть слишком высокая самооценка. Т.е. необходимо выбирать ситуации благоприятного воздействия на ребенка.

Одаренные дети стремятся проникнуть в суть вещей и явлений, они задают множество вопросов, урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод. Они могут «действовать на нервы» учителю, потому что хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации, умеют быстро выделить значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.

Как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Основными формами которой являются предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Следовательно, для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:

  1. Исследовательский;
  2. Частично-поисковый;
  3. Проблемный.

Формы работы с одаренными учащимися:

  1. групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  2. кружки;
  3. конкурсы;
  4. интеллектуальный марафон;
  5. участие в олимпиадах;
  6. работа по индивидуальным планам;
  7. научно-исследовательские конференции;
  8. использование элементов современных технологий.

Внеурочная деятельность

Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

  1. факультативы;
  2. кружки;
  3. конкурсы;
  4. привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы;
  5. система внеурочной исследовательской работы учащихся [4, с. 45].

Работа с одарёнными детьми прежде всего включает формирование интереса к учебному предмету. Задача учителя – добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Но, как известно, обучение – длительный процесс и интерес учащихся к учебному предмету постепенно падает. Использование интересных, эффективных приёмов, активных форм работы позволяет добиться успехов в поддержании и повышении интереса к изучению иностранного языка.

Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество – они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

Другое – одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все общеобразовательные учреждения. Отсюда следуют неизбежные вопросы, на которые очень трудно дать однозначный ответ: возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, кто-нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.

Список литературы

  1. Акимова Е.А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка // Учитель в школе. – 2019.
  2. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей. - 3-е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2019. - 144 с.
  3. Научно-методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2015 г.
  4. Одарённый ребёнок: особенности в обучении: пособие для учителя / Н.Б. Шумякова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлёва и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой - М.; Просвещение, 2016.

Поделиться

1101

Горнастаева А. С., Матыцина С. С. Особенности работы учителя с одаренными детьми // Актуальные исследования. 2023. №36 (166). С. 91-94. URL: https://apni.ru/article/6954-osobennosti-raboti-uchitelya-s-odarennimi-det

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря