Главная
АИ #36 (166)
Статьи журнала АИ #36 (166)
К вопросу о понятии муниципально-территориального деления: проблема отграничения...

К вопросу о понятии муниципально-территориального деления: проблема отграничения от административно-территориального деления

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

муниципально-территориальное деление
административно-территориальное деление
граждане
государство
акты
территория

Аннотация статьи

В настоящей статье рассматривается вопрос о понятии муниципально-территориального деления. Также автором исследуется проблема отграничения муниципально-территориального деления от административно-территориального деления.

Текст статьи

Вопросы территориального деления государства по сей день отличаются своей чрезвычайной важностью и актуальностью. Объясняется это тем, что их разрешение способствует не только совершенствованию законотворческого процесса в данной области, но и повышению качества правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, закрепляющих границы муниципальных образований, участие населения в управлении государством и решении вопросов местного значения.

Вместе с тем термин «муниципально-территориальное деление» является достаточно новой правовой дефиницией. В частности, в нормативных правовых актах, которые создавали и закрепляли основу для местного самоуправления, муниципально-территориальное деление напрямую привязывалась к административно-территориальному [1]. Только со временем принятия Конституции РФ, а также иных Федеральных Законов вместо административно-территориальных единиц стал использоваться термин «муниципальное образование». В такой связи, полагаем, что анализ проблемы соотношения муниципально-территориального и административно-территориального деления представляется необходимым и целесообразным решением в целях понимания сущности исследуемого в данном параграфе понятия.

Как справедливо указывала Л.В. Овчинникова, анализируя соотношение институтов административно-территориального устройства и муниципально-территориального устройства, «нечеткость дефиниций, определяющих административно-территориальное деление субъекта Федерации и территориальное устройство муниципального образования, привела к фактическому смешиванию этих двух различных явлений» [2].

Более того, В.И. Васильев отмечает, что существующая путаница между муниципально-территориальным и административно-территориальным делением приводит к нарушению прав граждан на осуществление местного самоуправления в некоторых субъектах Российской Федерации, разбирательствам спорных вопросов в судах, в том числе и Конституционном Суде Российской Федерации [3].

И действительно, вопрос соотношения элементов административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта федерации на настоящий момент считать детально проработанным не представляется возможным. Более того, отсутствие общепринятых определений таких понятий как «муниципально-территориальное деление», «административно-территориальное деление», «административно-территориальная единица» негативно отражается как на нормах российского законодательства, так и на деятельности государственных органов в целом.

Между тем, институты муниципально-территориального и административно-территориального деления теснейшим образом связаны между собой. Так очевидным становится тот факт, что данные институты в первую очередь выступают в качестве форм территориального деления.

При этом важно подчеркнуть, что такое деление всегда носит политико-географический характер, поскольку деление территории государства на определенные составные части способствует установлению четких территориальных границ, в пределах которых осуществляется деятельность местных органов власти.

Иными словами, при административном, муниципальном делении территории государства образуются территориальные единицы, представляющие собой некоторые пределы, в которых осуществляется деятельность представительных органов власти и исполнительно-распорядительных органов общей компетенции [4], т.е. местных органов власти, решающих общие задачи [5].

Однако институты административно-территориального и муниципально-территориального деления имеют самостоятельное значение. Полагаем, чтобы определить признаки и отличия каждого из них, необходимо понять, что в целом представляют собой данные понятия.

Е.М. Подмарькова считает, под административно-территориальным делением следует понимать систему территориальной организации, «на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления» [6].

А.Н. Максимов дает следующее определение административно-территориальному делению: это «система административно-территориальных единиц, формирующая территориальную основу для создания и функционирования региональных органов государственной власти» [7].

А.С. Саломаткин определяет административно-территориальное деление как разделение территории государства на составные части, являющиеся пределами «распространения власти функционирующих» на них «органов государства и органов местного самоуправления» [8].

А.В. Сошенко определяет административно-территориальное деление как разделение территории субъекта Федерации на составные части в «целях выполнения отдельных полномочий исполнительных органов государственной власти» [9].

Таким образом, административно-территориальное деление есть разделение территории государства на составные части, являющиеся пределами распространения власти функционирующих на них органов государства и органов местного самоуправления.

Вместе с тем юрисдикция органов местного самоуправления распространяется только на муниципальные образования, поскольку для создания правовой основы деятельности на той же территории для органов государственной власти необходимо установление административно-территориального деления.

Так, Конституционный Суд РФ указал, что создание представительных и исполнительных органов государственной власти возможно только на тех территориях, которые имеют статус административно-территориальных единиц [10].

В то же время, по мнению Конституционного Суда РФ, муниципально-территориальное устройство не имеет жесткой привязки к административно-территориальному делению субъекта Российской Федерации. Перечень муниципальных образований может меняться, а значит и существующая привязка территориальной организации местного самоуправления к административно-территориальному делению не является абсолютной и границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц [11].

Поэтому основное отличие административно-территориальных единиц и муниципалитетов заключается в их назначении. В частности, назначение административно-территориального устройства состоит в организации деятельности органов государственной власти, муниципально-территориального устройства – в организации местного самоуправления, осуществляемого непосредственно населением или через органы местного самоуправления на территориях муниципальных образований.

Важно отметить, что вопрос о соотношении административно-территориального и муниципально-территориального деления в разных регионах решался по-разному. Так, например, в Пермской области административно-территориальное устройство совмещалось с муниципальными образованиями, в то время как в Свердловской области было полное разделение административно-территориального устройства и муниципальных образований [4].

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно прийти к выводу, что административно-территориальное и муниципально-территориальное деление – это две самостоятельных и независимых друг от друга формы территориальной организации государственной власти. Это не исключает возможности в административно-территориальных границах осуществлять местное самоуправления. Однако взаимосвязь административно-территориального и муниципально-территориального деления не означает, что границы административно-территориальных единиц и муниципальных образований идентичны. Наоборот, как отмечает С.В. Нарутто, «на территории крупного городского округа может существовать несколько территориальных единиц (поселки городского типа, сельсоветы и др.). Например, территория города Екатеринбурга включает 7 городских районов, 18 сельских населенных пунктов» [12].

Итак, позиция современной российской юридической науки, а также отечественного права в вопросе определения и закрепления соотношения таких элементов территориальной организации субъектов Российской Федерации, как административно-территориальное и муниципально-территориальное деление не может быть охарактеризована как окончательно сформированная.

Между тем разрешению озвученной проблематики в дальнейшем, на наш взгляд, может способствовать осмысление и оценка ряда базовых категорий территориального устройства, а также введение в научный оборот следующих определений: административно-территориальное деление есть разделение территории государства на составные части, являющиеся пределами распространения власти функционирующих на них органов государства и органов местного самоуправления; муниципально-территориальное деление есть разделение территории государства на составные части, в пределах которых функционируют органы местного самоуправления.

Муниципально-территориальное и административно-территориальное деление играют важную роль в обеспечении эффективного управления и развития территории. Правильное соотношение между ними способствует улучшению качества жизни граждан, обеспечивает эффективное использование ресурсов и экономическое развитие регионов.

Между тем разрешению озвученной проблематики в дальнейшем, на наш взгляд, может способствовать осмысление и оценка ряда базовых категорий территориального устройства, а также введение в научный оборот следующих определений: административно-территориальное деление есть разделение территории государства на составные части, являющиеся пределами распространения власти функционирующих на них органов государства и органов местного самоуправления; муниципально-территориальное деление есть разделение территории государства на составные части, в пределах которых функционируют органы местного самоуправления.

В целом, муниципально-территориальное деление – это система разделения территории государства на муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты и т.д.) с целью рационального использования территории и ресурсов, обеспечения эффективности государственного управления и учета местных потребностей населения.

Научная новизна понятия муниципально-территориального деления заключается в том, что оно позволяет отграничить административно-территориальное деление от муниципального управления и учета местных потребностей, что способствует более эффективному управлению и развитию регионов. Более того, муниципально-территориальное деление предоставляет возможность местным органам власти принимать решения, ориентированные на конкретные потребности и особенности населения, что в свою очередь способствует развитию территорий и повышению жизненного уровня населения.

Также муниципально-территориальное деление позволяет более точно определить границы территорий и установить правила использования и защиты природных ресурсов, что способствует экологической безопасности регионов.

Таким образом, понятие муниципально-территориальное деление представляет собой значимое явление, исследование которого позволяет более эффективно управлять регионами и учитывать местные потребности населения, что является важным фактором для устойчивого развития и благополучия регионов.

Список литературы

  1. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
  2. Овчинникова Л.В. Конституционные основы реализации интересов населения и публичной власти в сфере территориальной организации местного самоуправления, градостроительства и землепользования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8.
  3. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. С. 642.
  4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999. С. 322. С. 114.
  5. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. III. Органы местного управления. Ч. 1. СПб., 1883. С. 26. С. 174.
  6. Подмарькова Е.М. Применение информационно-аналитической системы реструктуризации административно-территориального деления регионов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2013. № 1 (25). С. 26-34.
  7. Максимов А.Н. Административнотерриториальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 4. С. 70-79.
  8. Саломаткин А.С. Государственно-правовые проблемы территориальной организации Российской Федерации (конституционно-правовой аспект) // Конституция Российской Федерации и проблемы ее реализации: сб. науч. тр. Челябинск, 1999. С. 22-23.
  9. Сошенко А.В. Проблемы административно–территориального устройства субъектов Федерации во взаимосвязи с осуществлением местного самоуправления на разных территориях (на примере Калужской области) // Актуальные проблемы правовой реформы в России: материалы науч.-практ. конф. Май 2000 г. Калуга, 2001. Вып. 2. С. 120.
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 708.
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 г. №15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда». Российская газета. 1997. № 17.
  12. Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А. Территория в публичном праве. М.: Инфра-М, 2013. С. 70.

Поделиться

2652

Чочаев З. А. К вопросу о понятии муниципально-территориального деления: проблема отграничения от административно-территориального деления // Актуальные исследования. 2023. №36 (166). С. 72-75. URL: https://apni.ru/article/6959-k-voprosu-o-ponyatii-munitsipalno-territorial

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря