Главная
АИ #36 (166)
Статьи журнала АИ #36 (166)
Особенности утилизации химических источников электрического тока и возможности д...

Особенности утилизации химических источников электрического тока и возможности дальнейшего использования

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

химический источник электрической энергии
аккумуляторная батарея
электролит
утилизация

Аннотация статьи

В статье рассмотрены причины утилизации аккумуляторных батарей, составляющие процесса утилизации, опасности, связанные его с нарушением, а также возможности по использованию аккумуляторных батарей, потерявших заданные технические характеристики.

Текст статьи

Химические источники тока условно делятся на 2 большие группы: первичные (не требуют предварительного заряда, но допускают только одноканатное использование) и вторичные (перед использованием необходимо зарядить, но имеется возможность многоразового применения). К первой группе относятся гальванические элементы («батарейки»), ко второй аккумуляторы и аккумуляторные батареи.

Очень часто при указании на любой вид (тип) аккумуляторной батареи мы ошибочно используем сокращение «АКБ», хотя на самом деле полное название этого сокращения - аккумуляторная кислотная батарея, в которой именно раствор кислоты выступает в качестве электролита. Основные части аккумуляторной батареи – это электролиты и активные вещества. В качестве первого в различных состояниях выступает раствор кислоты, щелочь, органические электролиты. Второй – активные вещества, вступающие в химическую реакцию анод и катод (в зависимости от вида: свинец, диоксид свинца, цинк, диоксид марганца, гидроксида калия, литий и т.д.).

Средний срок службы аккумуляторной батареи составляет 5 лет и определяется конструктивными и эксплуатационными характеристиками (хранение, использование по назначению, крепление, транспортировка др.).

Использование неисправной аккумуляторной батареи запрещено. В связи с этим возникает необходимость перехода в очередную стадию жизненного цикла изделия – утилизация. Каким будет этот процесс и с какими особенностями можем столкнуться, поговорим в этой статье.

Под утилизацией аккумуляторных батарей понимается технологический процесс переработки негодных к дальнейшему использованию аккумуляторных батарей, заключающийся в нейтрализации электролитов и переработке (дальнейшем использовании) активных веществ и других его частей.

В настоящее время в абсолютном большинстве используются свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Воинские части и подразделения Росгвардии не является исключением, где процесс утилизации в соответствии с требованиями руководящих документов возложен на предприятия промышленности после оформления (подписания) соответствующих документов. Негодная к дальнейшей эксплуатации аккумуляторная батарея вместе с электролитом сдается на перерабатывающее предприятие. Вместе с тем не менее важным процессом является организация их хранения до момента реализации (передачи на перерабатывающее предприятие), а кроме этого процесс обслуживания аккумуляторных батарей, установленных (устанавливаемых) на вооружении, военной и специальной технике на время ее эксплуатации, а значит и процедуры связанные с использованием и хранением кислот и электролита. И не всегда после процедур обслуживания остатки электролита утилизируются установленным порядком, что может нести крайне негативные последствия.

В первую очередь необходимо затронуть экологическую опасность, связанную с процессом демонтажа различных электролитов и активных веществ.

Для изготовления средней небольшой емкости аккумуляторной батареи (до 60 А*ч) требуется около 15 кг. свинца и до 45% объема занимает кислота. Можно представить, что будет, если каждый водитель хотя бы один раз выльет в землю по 15-20 л. электролита. В 2023 году в Российской Федерации зарегистрировано около 55,9 млн. автомобилей для каждого из которых будет необходима утилизация аккумуляторной батареи, поэтому рассмотрение данного процесса имеет актуальный характер.

На законодательном уровне запрещается оставление аккумуляторных батарей в бытовых контейнерах для мусора. Отработавшие электролиты категорически запрещено сливать на землю, канализацию, водоемы. Хранение должно быть организовано на специальных поддонах, исключающее попадание электролита на поверхность грунта, в специально отведенном помещении с навесом и твердым полом.

Технологический процесс утилизации проводится на специализированных предприятиях ручным и конвейерным способом, естественно, что способ конвейерной переработки является более безопасным для человека, где все трудоемкие процессы автоматизированы. Обобщенный автоматизированный процесс состоит из следующих стадий:

  • подготовительные операции, связанные со сбором и хранением на поддонах, доставка к месту переработки;
  • извлечение электролита, промывка, удаленный электролит с помощью химических реакций разделяется на воду, кислоту или щелочь;
  • дробление;
  • помещение дробленых компонентов в водный раствор, где легкий пластик всплывает на поверхность и отправляются на переработку;
  • переработка (промывка) оставшейся массы свинца;
  • обогащение очищенным углем и сушка для удаления влаги;
  • плавление свинца в печах и разливка по формам.

Основными элементами полученные и используемые после переработки кислотных аккумуляторных батарей: свинец, полимеры, кислота.

Полученные в результате вышеуказанного процесса материалы (полимеры, металлы) используются для повторного производства аккумуляторных батарей.

Немаловажным остается вопрос повторного использования электролита в изготовлении бытовой химии, удобрений, а также восстановлении чистой серной кислоты для дальнейшего использования.

Развитие современных технологий предоставит возможность развивать сразу несколько направлений: экономию ресурсов, экологическую защиту, экономическую выгоду.

На сегодняшний день в России функционируют 9 основополагающих аккумуляторных заводов, которые занимаются как выпуском АКБ, так и их утилизацией. Крупнейшими предприятиями отрасли являются АО «Тюменский аккумуляторный завод», ООО «Курский аккумуляторный завод», АО «Электроисточник», ООО «Вологодский аккумуляторный завод», ООО «Аккумуляторные технологии». Соответственно, данные предприятия располагаются в следующих городах: Тюмень, Курск, Саратов, Вологда, Свирск [1, с. 108].

Еще один аспект на который необходимо обратить внимание, развитие электрических автомобилей, сегодня уже никто не сомневается в развитии данной отрасли автомобилестроения, кроме того с учетом задач поставленных Правительством Российской Федерации (увеличение электромобилей к 2030 году до 80 %) стало ясно, что их количество будет увеличиваться, поэтому концепцию по утилизации тяговых аккумуляторных батарей необходимо продумать уже сейчас.

Но не все аккумуляторные батареи не соответствующие установленным требованиям определенных в технической документации не могут быть использованы в дальнейшем. У ряда аккумуляторных батарей существует возможность использования в других устройства требующих меньших емкостных характеристик, а также в качестве буферной группы.

Хотелось бы не оставить в стороне перспективную возможность использования тяговых аккумуляторных батарей, не пригодных для эксплуатации на транспортном средстве, но имеющих возможность использования для хранения электрической энергии и в других сферах в том числе возобновляемой энергии, что в крупных масштабах позволит получить значительную эффективность. Переработанные материалы аккумуляторных батарей могут быть использованы также в других сферах: медицине, электроэнергетике, сельском хозяйстве, химической промышленности.

Таким образом утилизация аккумуляторных батарей представляет собой важную составляющую стадии жизненного цикла, требующую заблаговременного планирования (при масштабном использовании), в сочетании с заботой об экологической безопасности и способностях в высококачественной технологичной многократной переработке.

Список литературы

  1. Мардарьев, С. Н. Проблемы и перспективы утилизации автомобильных аккумуляторных батарей / С. Н. Мардарьев, А. В. Верещак // Вестник Чувашского государственного аграрного университета. – 2023. – № 1(24). – С. 108-112.
  2. Процесс утилизации и переработки аккумуляторов разных типов. [Электронный ресурс]. URL: http://https://priem-akkumulyatora.ru/wp-content/uploads/2018/12/logo-pak-msk.png (дата обращения: 24.08.2023).
  3. В российском автопарке – почти 56 млн. транспортных средств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.autostat.ru/news/53953 (дата обращения: 24.05.2023).
  4. Как утилизировать электролит из аккумулятора. [Электронный ресурс]. URL: http://bioso.ru/ (дата обращения: 24.08.2023).
  5. Как происходит утилизация и переработка аккумуляторов разных типов. [Электронный ресурс]. URL: http://xlom.ru/na-mettallom/akkumulyatornye-batarei-utilizaciya-i-pererabotka/ (дата обращения: 24.08.2023).
  6. Процесс утилизации и переработки аккумуляторов разных типов. [Электронный ресурс]. URL: https://priem-akkumulyatora.ru/wp-content/uploads/2018/12/logo-pak-msk.png/ (дата обращения: 24.08.2023).

Поделиться

701

Шатов А. С., Кислов Д. В. Особенности утилизации химических источников электрического тока и возможности дальнейшего использования // Актуальные исследования. 2023. №36 (166). С. 15-17. URL: https://apni.ru/article/6961-osobennosti-utilizatsii-khimicheskikh-istochn

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября