Актуальность исследования
Актуальность данного исследования обоснована потребностью в улучшении работы органов прокуратуры в усилении соблюдения законности в сфере выполнения судебными приставами-исполнителями своих функциональных обязанностей.
Частые обращения к органам прокуратуры со стороны истцов и других лиц о непрофессиональных или незаконных действиях судебных приставов-исполнителей в ходе исполнительных процедур подчеркивают важность усиления воздействия прокуроров для обеспечения соблюдения законности в данной области. Также необходимо, чтобы прокуроры своевременно вмешивались в ситуации, когда истцам оказывается давление с целью заставить их отказаться от претензий, и когда не принимаются должные меры для принудительного исполнения решений, вынесенных в пользу истцов.
Надзор за исполнением законов судебными приставами является одной из наиболее новых сфер деятельности прокуратуры, однако суть работы прокуроров в данной области заключается в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за юридической защитой в рамках судебных процессов, преимущественно в области гражданского судопроизводства.
Цель исследования
Целью исследования является анализ и выявление основных аспектов и проблем, связанных с прокурорским надзором за деятельностью судебных приставов в части исполнения законов, с целью разработки предложений по совершенствованию надзорной деятельности в этой сфере.
Материал и методы исследования
Изучением вопросов, посвященных прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами, занимались такие ученые как И.М. Возняк, Т.Е. Сушина, И.С. Викторов, Н.В. Трошина, В.Т. Азизова, М.М. Гамидова и др.
Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.
Результаты исследования
Т.Е. Сушина отмечает, что прокурор при осуществлении надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей анализирует не только соблюдение ими законов, но и соответствие подзаконных нормативных актов. Это подтверждается данными из правоприменительной практики. Однако в ходе своей работы по контролю за исполнением законов судебными приставами, прокуратура также выполняет важную функцию в обеспечении соблюдения прав человека и гражданина, а также защиты законных интересов общества и государства.
Статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определен предмет прокурорского надзора за исполнением законов – это «надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций» [1, c. 201].
Для увеличения эффективности осуществления прокурорского надзора над соблюдением законодательства, регулирующего деятельность судебных приставов, особенно в контексте вступления в силу Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», следует обратить внимание на указание Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 года, которое определяет ключевые методологические аспекты прокурорского надзора в этой сфере. Однако при анализе данного нормативного акта становится очевидным, что его положения выражены в достаточно сжатой форме и в настоящее время требуют корректировок.
Прокурорский надзор охватывает сферу общественных отношений, возникающих в процессе исполнительного производства, а также оценивает законность принимаемых судебными приставами-исполнителями мер и принимаемых нормативных правовых актов.
Актами прокурорского реагирования являются представление и протест.
В случае выявления нарушений законодательства, прокурор формулирует представление, в котором требует устранить обнаруженные нарушения. Этот вид прокурорского реагирования включает обязательное требование о привлечении ответственных лиц к судебной ответственности.
Протест, с другой стороны, представляет собой более значимый акт прокурорского реагирования. Этот акт следует более строгому процедурному порядку и влечет за собой рассмотрение и ответ со стороны органов, на которые это направлено, в течение десяти дней с момента получения протеста. Прокуроры могут направлять протесты либо главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, либо главному судебному приставу Российской Федерации. В исключительных случаях прокурор может установить более короткий срок для рассмотрения протеста. Тем не менее по мнению Г.Г. Непеина, законность применения этой меры реагирования вызывает сомнения, поскольку законодательство не предусматривает возможности подачи протеста в случае действий судебных приставов-исполнителей. Кроме того, закон также не устанавливает право прокурора быть инициатором подачи протестов относительно действий приставов-исполнителей, так как право на обжалование принадлежит взыскателю, должнику и третьим лицам, чьи интересы были нарушены решением судебного пристава-исполнителя [2, c. 68].
Поднадзорными органами и должностными лицами, на которые распространяется прокурорский надзор, являются: Главный судебный пристав России, ФССП России, управления и отделы службы судебных приставов в субъектах Федерации, районные и межрайонные подразделения службы судебных приставов.
Задачи, стоящие перед органами прокуратуры в контексте надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей, вытекают из их главной миссии, которая заключается в обеспечении соблюдения Конституции Российской Федерации и соблюдении действующего законодательства на всей территории страны [3, c. 53].
По мнению А.Ю. Винокурова, «основная задача прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами состоит в обеспечении законности в их деятельности, а также защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в орбиту исполнительного производства» [4, c. 162].
Выводы
Прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей направлен на защиту прав и законных интересов граждан, обеспечивая восстановление нарушенных прав на основе решений судов и других государственных органов. Действия прокуратуры в данной области, в рамках обеспечения соблюдения единства законности, способствуют повышению доверия общества как к органам исполнительной власти, таким как Федеральная служба судебных приставов, так и к надзорной деятельности, проводимой прокуратурой.