Педагогическая характеристика боевых традиций воздушно-десантных войск

Данная статья рассматривает роль и значение традиций в современной российской военной культуре. В условиях радикальных изменений в обществе и культуре воинов, особое внимание уделяется сохранению и использованию позитивных аспектов культурного воздействия на духовный мир военнослужащих.

Аннотация статьи
патриотизм
воспитание воинов
социальная ценность
военная культура
офицеры
традиции
Ключевые слова

Радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества с особой остротой проявились в культуре воинов. В этих условиях требуется настойчиво искать, сохранять и использовать позитивные составляющие культурного воздействия на духовный мир военнослужащих.

Главным носителем и хранителем традиций отечественной военной культуры, как показывает повседневная практика, являются офицеры, составляющие костяк военных профессионалов, выступающие в роли одного из основных субъектов военной культуры.

В воспитании воинов Российской армии большая роль всегда отводилась воинским традициям. Обусловлено это их направленностью на выработку у личного состава устойчивой мотивации к образцовому выполнению своих служебных обязанностей, формирование лучших нравственных качеств, патриотизма, гордости за принадлежность к воздушно-десантным войскам.

Слово «традиция» произошло от латинского traditic, что буквально переводится как «передача». В более широком плане традиции рассматривают как:

  1. исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;
  2. обычай, установившийся порядок поведения в быту;
  3. устный рассказ, передающийся от поколения к поколению, предание. Традиции иногда определяют как сгустки общественного мнения, сложившегося и существующего в прошлом.

Наиболее важными и существенными признаками традиций являются:

  1. преемственность, т.е. способность традиций передаваться от поколения к поколению;
  2. повторяемость. В данном случае повторяемость понимается не как бессмысленное повторение прошлого, а как необходимость обращения к прошлому опыту, чтобы найти ответы при решении проблем, возникших в новых условиях;
  3. устойчивость, которая определяется живучестью наиболее важных духовных ценностей в данной культурной среде;
  4. массовость их распространения (в форме, например, массовых привычек). Массовость распространения традиции определяется количеством носителей – представителей определенной социокультурной среды;
  5. эмоциональность проявления. Это значит, что для поддержания традиций необходимы не только их понимание и признание, но и ответные положительные эмоции у их носителей;
  6. социальная ценность, которая проявляется в том, что в любой традиции заложена определенная для общества, государства и отдельной личности социальная значимость, во многом определяющая мотив действий воина.

Традиции возникают и проявляются в различных масштабах и в различных сообществах, на различных уровнях общественной жизни. Они могут быть составной частью духовной культуры всего народа, нации, социальной группы (профессиональной, возрастной). В условиях воздушно-десантных войск формируются свои традиции. Воинские традиции – это устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в войсках в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнение учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

Жизнеспособность традиций определяется их постоянным обогащением, непрерывным развитием последующими поколениями, широтой проявления в обществе, соответствием историческому сознанию народа, воинов воздушно-десантных войск. В этом смысле традиции можно рассматривать как прошлое, переходящее в будущее, активно развиваемое и своевременно обновляемое.

Содержание традиций включает различные компоненты, а именно: исторический, социальный, воспитательный, психологический, профессиональный и культурный. Между собой эти компоненты взаимосвязаны, однако каждый из них, взятый в отдельности, позволяет рассмотреть более детально одну интересующую нас грань. В данном случае мы акцентируем внимание на традициях как явлении отечественной военной культуры, которая в свою очередь выступает частью культуры общества.

Военная культура – продукт исторического развития, поскольку на протяжении всего периода существования общества у людей всегда была и продолжает оставаться потребность в сохранении, закреплении и распространении духовного опыта в военной сфере. Истоки военной культуры как социального явления уходят в далекое прошлое. Тогда же начали формироваться и воинские традиции. Само же понятие «военная культура» появилось сравнительно недавно – в конце XIX века. Сегодня в ее понимании можно выделить несколько точек зрения. Одни рассматривают ее в узком смысле как исключительно духовное явление; другие в более широком – как совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельность по созданию, распространению и усвоению этих ценностей в интересах обеспечения военной безопасности страны. Есть представители науки, которые склонны анализировать ее вне связи со всем обществом, а только как явление вооруженных сил.

Очевидно, взгляд на военную культуру нельзя сводить только к духовным ценностям и ограничивать ее существование воздушно-десантными войсками. Ее целесообразно рассматривать в более развернутом плане, выделяя в ее структуре военную культуру общества, военную культуру государства, военную культуру вооруженных сил и военную культуру личности военнослужащего. Военная культура призвана выполнять ряд жизненно важных для общества функций, а именно: обеспечивать социальное взаимодействие в военной сфере, национальную и военную безопасность общества, государства и личности; поддерживать в обществе социальную стабильность; накапливать опыт в военном деле, в обучении и воспитании воинов; осуществлять военную социализацию, передачу боевых навыков, умений, традиций от одного поколения к другому и т.д. Непосредственно реализация этих функций в обществе возложена на вооруженные силы государства, командиров и начальников.

В свою очередь значение воинских традиций в общей системе военной культуры определяется через функции, которые они выполняют в жизнедеятельности воинского коллектива, в воспитании воинов. Среди них: аккумулятивно-транслирующая, познавательно-информационная, нормативно-регулятивная, оценочная, побудительная, консолидирующая, нравственно-этическая, воспитательная.

Воинские традиции в воздушно-десантных войсках рождались на протяжении столетий, ковались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. На этом пути им порой противостояли косность, невежество, ложные ценности, бездуховность, идеологические штампы и т.д. Не секрет, что ряд традиций видоизменялся, некоторые подвергались деформации или размывались. В значительной степени это было обусловлено теми социальными, политическими, экономическими и духовными процессами, которые протекали и протекают сегодня в нашем обществе. Вот почему возрождение лучших традиций Воздушно-десантных войск представляет особую актуальность.

По основным сферам воинской деятельности, к числу которых относят боевую подготовку, процесс обучения и воспитания, воинский быт, воинские традиции делят на: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции обучения и воспитания; в) традиции воинского быта. Между собой эти традиции тесно связаны и не существуют изолированно друг от друга. Боевые традиции в общей системе воинских традиций занимают особое место. Они выступают в качестве их ядра. Поэтому очень часто боевые традиции отождествляют с воинскими традициями в целом.

По степени нормативного закрепления воинские традиции делят на юридически оформленные (в военной присяге, воинских уставах, наставлениях) и неформальные (не закрепленные законодательно). Закрепленные юридически воинские традиции приобретают не только моральную, но и юридическую значимость.

По степени общности воинские традиции можно классифицировать как общие, характерные для всех Вооруженных Сил России, выступающие частью духовной культуры армейской среды, и частные, отражающие специфику деятельности воинов в видах, родах, конкретных соединениях и частях.

В зависимости от роли в укреплении боеспособности различают традиции прогрессивные и реакционные. Последние тормозят развитие личности воина, воинских коллективов.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в воздушно-десантных войсках в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

Традиции офицеров Воздушно-десантных войск сложились не сразу. Они не проникали в армию случайно и не были скопированы с готовых образцов, а имеют глубокие корни в военной истории нашего Отечества, рождались в течение многих веков, выковывались в тяжелом военном труде, на полях сражений, возникали и утверждались в походах Святослава, на льду Чудского озера, в страшной сече Куликовской битвы, под кровавым солнцем Полтавы, Измаила, на Бородинском поле, в окопах Сталинграда, на Курской дуге. Традиции стойкости воинов Российской армии нашли свое логическое развитие у стен Москвы, Бреста, Ленинград, Одессы и многих других городов в годы Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует незабываемый подвиг небольшого гарнизона солдат 7-й стрелковой роты 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии, который около двух месяцев удерживал четырехэтажный дом на площади 9 января в Сталинграде от яростных атак гитлеровцев.

Особая важность обычаев для войск заключается в том, что для офицера военная служба остается поприщем постоянной деятельности. От его навыков и умений, как командира и воспитателя, зависит в полной мере степень воинской и моральной подготовки личного состава частей и подразделений. Важным признаком офицерских традиций выступает их преемственность (повторяемость), то есть передача того, что сложилось и утвердилось ранее, последующим поколениям. Обычаи выступают как связь прошлого, настоящего и будущего. Этот признак в большей степени, чем другие, отражает патриотизм образа жизни, действия, мысли, чувства, поступки предыдущих поколений в борьбе с врагами своего Отечества. Необходимость преемственности офицерских традиций (обычаев) в Российской армии требует, чтобы лучшие из них сохранились в современных условиях.

Сейчас, когда уже в принципиально иных условиях ставятся вопросы о защите Отечества, о воинском долге, о воспитании воинов, об офицерской чести, развитии демократии, обращение к офицерским традициям России вполне оправдано и полезно. Следует бережно сохранять, упрочивать и развивать все что питало и обогащало военную культуру России.

Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально-духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.

Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Идеи патриотизма, боевые традиции русского офицерства постоянно обогащались и развивались. Комплекс традиций воздушно-десантных войск весьма разнообразен: от сложных нравственных качеств до элементов строевой выучки офицера. В современной историко-военной литературе предложено несколько оснований для классификации традиций: традиции в сфере боевой и учебно-боевой деятельности; традиции, отражающие повседневный воинский быт.

Традиции в сфере боевой деятельности – это верность боевому знамени и защита его в бою, при любых обстоятельствах воспрепятствование захвату его противником; верность военной присяге и воинскому долгу; достижение победы малой кровью; не обижать мирного жителя; пленному – пощада; драться до последней капли крови, предпочитая гибель сдаче в плен; внимательное отношение к подвигам и отличиям подчиненных в бою и забота о своевременном награждении героев; защита командира в бою, коллективная выработка решения в экстремальных ситуациях и другие. Эти традиции выражают беспредельную любовь и преданность офицеров Родине, братскую взаимопомощь и выручку.

Традиции в сфере учебно-боевой деятельности – это передача передового опыта, обучение на повышенном уровне трудностей; сохранение полковых реликвий и исторических предметов; верность отечественному оружию; отдание почестей местам сражений и захоронений воинов и другие. На этих традициях воспитываются высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в бою.

Традиции, отражающие повседневный воинский быт – есть уважение к старшему по чину; неукоснительное соблюдение уставных правил, требований воинского этикета; рыцарское отношение к женщине и другие. Все это служит развитию высоких нравственных качеств у офицеров.

Патриотизм, верность своему Отечеству почитались и почитаются выше всего в офицерской среде. Большинство офицеров воздушно-десантных войск видели смысл своего существования в служении Отечеству.

Анализ исторического опыта становления и развития традиций русского офицерства позволяет выявить и использовать в современном военном строительстве ряд рекомендаций:

Во-первых, во времена крутых перемен в политической жизни страны, бездумность и неосторожность государственного руководства в отношении традиционных устоев армии может привести к самым печальным последствиям. Поспешность и безоглядность новой военной политики Временного Правительства в 1917 г. стало одной из причин разложения одной из наиболее сильных армий мира. В результате при создании регулярной Красной Армии в июле 1918 г. вернулись к традиционным принципам строительства и функционирования Российских Вооруженных Сил. Следовательно, невозможно реформирование военной организации страны, без опоры на старые, испытанные временем, традиции.

Во-вторых, только те нововведения в войсках будут жизненны, которые соответствуют их национальному характеру, не противоречат народному духу воина и офицера. С другой стороны, многонациональность призывного контингента России требует внесения необходимых коррективов в практику подготовки офицеров с учетом соответствующих национальных традиций и обычаев.

Исторический опыт показывает, что важнейшие воинские традиции военнослужащих воздушно-десантных войск находили свое закрепление в системе военного законодательства. Это обстоятельство делало их обязательным к исполнению и во многом объясняло их действенность и высокую живучесть.

Исходя из этого, третьей рекомендацией является необходимость закрепления традиций, особенно зарождающихся, соответствующими нормативно-правовыми документами, с целью усиления их регулирующей воли в военных коллективах.

В-четвертых, для достижения высокой эффективности традиций армии, необходимо учитывать комплексный характер их влияния на сознание и психику военнослужащих. Это предполагает, наряду со всемерным развитием боевых традиций, постоянное внимание командиров и начальников к традициям обучения и воспитания войск и их повседневного быта.

Текст статьи
  1. «Вопросы воинского воспитания», Сборник статей, Москва, Воениздат -1985 г. -178 с.
  2. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва - 1990 г.
  3. «Проблемы воинского воспитания», Воениздат, Москва. - 1979 г. - 273 с.
Список литературы