Радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества с особой остротой проявились в культуре воинов. В этих условиях требуется настойчиво искать, сохранять и использовать позитивные составляющие культурного воздействия на духовный мир военнослужащих.
Главным носителем и хранителем традиций отечественной военной культуры, как показывает повседневная практика, являются офицеры, составляющие костяк военных профессионалов, выступающие в роли одного из основных субъектов военной культуры.
В воспитании воинов Российской армии большая роль всегда отводилась воинским традициям. Обусловлено это их направленностью на выработку у личного состава устойчивой мотивации к образцовому выполнению своих служебных обязанностей, формирование лучших нравственных качеств, патриотизма, гордости за принадлежность к воздушно-десантным войскам.
Слово «традиция» произошло от латинского traditic, что буквально переводится как «передача». В более широком плане традиции рассматривают как:
- исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;
- обычай, установившийся порядок поведения в быту;
- устный рассказ, передающийся от поколения к поколению, предание. Традиции иногда определяют как сгустки общественного мнения, сложившегося и существующего в прошлом.
Наиболее важными и существенными признаками традиций являются:
- преемственность, т.е. способность традиций передаваться от поколения к поколению;
- повторяемость. В данном случае повторяемость понимается не как бессмысленное повторение прошлого, а как необходимость обращения к прошлому опыту, чтобы найти ответы при решении проблем, возникших в новых условиях;
- устойчивость, которая определяется живучестью наиболее важных духовных ценностей в данной культурной среде;
- массовость их распространения (в форме, например, массовых привычек). Массовость распространения традиции определяется количеством носителей – представителей определенной социокультурной среды;
- эмоциональность проявления. Это значит, что для поддержания традиций необходимы не только их понимание и признание, но и ответные положительные эмоции у их носителей;
- социальная ценность, которая проявляется в том, что в любой традиции заложена определенная для общества, государства и отдельной личности социальная значимость, во многом определяющая мотив действий воина.
Традиции возникают и проявляются в различных масштабах и в различных сообществах, на различных уровнях общественной жизни. Они могут быть составной частью духовной культуры всего народа, нации, социальной группы (профессиональной, возрастной). В условиях воздушно-десантных войск формируются свои традиции. Воинские традиции – это устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в войсках в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнение учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.
Жизнеспособность традиций определяется их постоянным обогащением, непрерывным развитием последующими поколениями, широтой проявления в обществе, соответствием историческому сознанию народа, воинов воздушно-десантных войск. В этом смысле традиции можно рассматривать как прошлое, переходящее в будущее, активно развиваемое и своевременно обновляемое.
Содержание традиций включает различные компоненты, а именно: исторический, социальный, воспитательный, психологический, профессиональный и культурный. Между собой эти компоненты взаимосвязаны, однако каждый из них, взятый в отдельности, позволяет рассмотреть более детально одну интересующую нас грань. В данном случае мы акцентируем внимание на традициях как явлении отечественной военной культуры, которая в свою очередь выступает частью культуры общества.
Военная культура – продукт исторического развития, поскольку на протяжении всего периода существования общества у людей всегда была и продолжает оставаться потребность в сохранении, закреплении и распространении духовного опыта в военной сфере. Истоки военной культуры как социального явления уходят в далекое прошлое. Тогда же начали формироваться и воинские традиции. Само же понятие «военная культура» появилось сравнительно недавно – в конце XIX века. Сегодня в ее понимании можно выделить несколько точек зрения. Одни рассматривают ее в узком смысле как исключительно духовное явление; другие в более широком – как совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельность по созданию, распространению и усвоению этих ценностей в интересах обеспечения военной безопасности страны. Есть представители науки, которые склонны анализировать ее вне связи со всем обществом, а только как явление вооруженных сил.
Очевидно, взгляд на военную культуру нельзя сводить только к духовным ценностям и ограничивать ее существование воздушно-десантными войсками. Ее целесообразно рассматривать в более развернутом плане, выделяя в ее структуре военную культуру общества, военную культуру государства, военную культуру вооруженных сил и военную культуру личности военнослужащего. Военная культура призвана выполнять ряд жизненно важных для общества функций, а именно: обеспечивать социальное взаимодействие в военной сфере, национальную и военную безопасность общества, государства и личности; поддерживать в обществе социальную стабильность; накапливать опыт в военном деле, в обучении и воспитании воинов; осуществлять военную социализацию, передачу боевых навыков, умений, традиций от одного поколения к другому и т.д. Непосредственно реализация этих функций в обществе возложена на вооруженные силы государства, командиров и начальников.
В свою очередь значение воинских традиций в общей системе военной культуры определяется через функции, которые они выполняют в жизнедеятельности воинского коллектива, в воспитании воинов. Среди них: аккумулятивно-транслирующая, познавательно-информационная, нормативно-регулятивная, оценочная, побудительная, консолидирующая, нравственно-этическая, воспитательная.
Воинские традиции в воздушно-десантных войсках рождались на протяжении столетий, ковались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. На этом пути им порой противостояли косность, невежество, ложные ценности, бездуховность, идеологические штампы и т.д. Не секрет, что ряд традиций видоизменялся, некоторые подвергались деформации или размывались. В значительной степени это было обусловлено теми социальными, политическими, экономическими и духовными процессами, которые протекали и протекают сегодня в нашем обществе. Вот почему возрождение лучших традиций Воздушно-десантных войск представляет особую актуальность.
По основным сферам воинской деятельности, к числу которых относят боевую подготовку, процесс обучения и воспитания, воинский быт, воинские традиции делят на: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции обучения и воспитания; в) традиции воинского быта. Между собой эти традиции тесно связаны и не существуют изолированно друг от друга. Боевые традиции в общей системе воинских традиций занимают особое место. Они выступают в качестве их ядра. Поэтому очень часто боевые традиции отождествляют с воинскими традициями в целом.
По степени нормативного закрепления воинские традиции делят на юридически оформленные (в военной присяге, воинских уставах, наставлениях) и неформальные (не закрепленные законодательно). Закрепленные юридически воинские традиции приобретают не только моральную, но и юридическую значимость.
По степени общности воинские традиции можно классифицировать как общие, характерные для всех Вооруженных Сил России, выступающие частью духовной культуры армейской среды, и частные, отражающие специфику деятельности воинов в видах, родах, конкретных соединениях и частях.
В зависимости от роли в укреплении боеспособности различают традиции прогрессивные и реакционные. Последние тормозят развитие личности воина, воинских коллективов.
Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в воздушно-десантных войсках в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.
Традиции офицеров Воздушно-десантных войск сложились не сразу. Они не проникали в армию случайно и не были скопированы с готовых образцов, а имеют глубокие корни в военной истории нашего Отечества, рождались в течение многих веков, выковывались в тяжелом военном труде, на полях сражений, возникали и утверждались в походах Святослава, на льду Чудского озера, в страшной сече Куликовской битвы, под кровавым солнцем Полтавы, Измаила, на Бородинском поле, в окопах Сталинграда, на Курской дуге. Традиции стойкости воинов Российской армии нашли свое логическое развитие у стен Москвы, Бреста, Ленинград, Одессы и многих других городов в годы Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует незабываемый подвиг небольшого гарнизона солдат 7-й стрелковой роты 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии, который около двух месяцев удерживал четырехэтажный дом на площади 9 января в Сталинграде от яростных атак гитлеровцев.
Особая важность обычаев для войск заключается в том, что для офицера военная служба остается поприщем постоянной деятельности. От его навыков и умений, как командира и воспитателя, зависит в полной мере степень воинской и моральной подготовки личного состава частей и подразделений. Важным признаком офицерских традиций выступает их преемственность (повторяемость), то есть передача того, что сложилось и утвердилось ранее, последующим поколениям. Обычаи выступают как связь прошлого, настоящего и будущего. Этот признак в большей степени, чем другие, отражает патриотизм образа жизни, действия, мысли, чувства, поступки предыдущих поколений в борьбе с врагами своего Отечества. Необходимость преемственности офицерских традиций (обычаев) в Российской армии требует, чтобы лучшие из них сохранились в современных условиях.
Сейчас, когда уже в принципиально иных условиях ставятся вопросы о защите Отечества, о воинском долге, о воспитании воинов, об офицерской чести, развитии демократии, обращение к офицерским традициям России вполне оправдано и полезно. Следует бережно сохранять, упрочивать и развивать все что питало и обогащало военную культуру России.
Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально-духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.
Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Идеи патриотизма, боевые традиции русского офицерства постоянно обогащались и развивались. Комплекс традиций воздушно-десантных войск весьма разнообразен: от сложных нравственных качеств до элементов строевой выучки офицера. В современной историко-военной литературе предложено несколько оснований для классификации традиций: традиции в сфере боевой и учебно-боевой деятельности; традиции, отражающие повседневный воинский быт.
Традиции в сфере боевой деятельности – это верность боевому знамени и защита его в бою, при любых обстоятельствах воспрепятствование захвату его противником; верность военной присяге и воинскому долгу; достижение победы малой кровью; не обижать мирного жителя; пленному – пощада; драться до последней капли крови, предпочитая гибель сдаче в плен; внимательное отношение к подвигам и отличиям подчиненных в бою и забота о своевременном награждении героев; защита командира в бою, коллективная выработка решения в экстремальных ситуациях и другие. Эти традиции выражают беспредельную любовь и преданность офицеров Родине, братскую взаимопомощь и выручку.
Традиции в сфере учебно-боевой деятельности – это передача передового опыта, обучение на повышенном уровне трудностей; сохранение полковых реликвий и исторических предметов; верность отечественному оружию; отдание почестей местам сражений и захоронений воинов и другие. На этих традициях воспитываются высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в бою.
Традиции, отражающие повседневный воинский быт – есть уважение к старшему по чину; неукоснительное соблюдение уставных правил, требований воинского этикета; рыцарское отношение к женщине и другие. Все это служит развитию высоких нравственных качеств у офицеров.
Патриотизм, верность своему Отечеству почитались и почитаются выше всего в офицерской среде. Большинство офицеров воздушно-десантных войск видели смысл своего существования в служении Отечеству.
Анализ исторического опыта становления и развития традиций русского офицерства позволяет выявить и использовать в современном военном строительстве ряд рекомендаций:
Во-первых, во времена крутых перемен в политической жизни страны, бездумность и неосторожность государственного руководства в отношении традиционных устоев армии может привести к самым печальным последствиям. Поспешность и безоглядность новой военной политики Временного Правительства в 1917 г. стало одной из причин разложения одной из наиболее сильных армий мира. В результате при создании регулярной Красной Армии в июле 1918 г. вернулись к традиционным принципам строительства и функционирования Российских Вооруженных Сил. Следовательно, невозможно реформирование военной организации страны, без опоры на старые, испытанные временем, традиции.
Во-вторых, только те нововведения в войсках будут жизненны, которые соответствуют их национальному характеру, не противоречат народному духу воина и офицера. С другой стороны, многонациональность призывного контингента России требует внесения необходимых коррективов в практику подготовки офицеров с учетом соответствующих национальных традиций и обычаев.
Исторический опыт показывает, что важнейшие воинские традиции военнослужащих воздушно-десантных войск находили свое закрепление в системе военного законодательства. Это обстоятельство делало их обязательным к исполнению и во многом объясняло их действенность и высокую живучесть.
Исходя из этого, третьей рекомендацией является необходимость закрепления традиций, особенно зарождающихся, соответствующими нормативно-правовыми документами, с целью усиления их регулирующей воли в военных коллективах.
В-четвертых, для достижения высокой эффективности традиций армии, необходимо учитывать комплексный характер их влияния на сознание и психику военнослужащих. Это предполагает, наряду со всемерным развитием боевых традиций, постоянное внимание командиров и начальников к традициям обучения и воспитания войск и их повседневного быта.