Главная
АИ #36 (166)
Статьи журнала АИ #36 (166)
Психологические аспекты киберпреступности

Психологические аспекты киберпреступности

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

юридическая психология
киберпреступления
эффект онлайн дезингибиции
анонимность
киберпространство
психология киберпреступников
расследование киберпреступлений
социальное взаимодействие

Аннотация статьи

Научная статья обсуждает важность применения юридической психологии в расследовании киберпреступлений. Статья выявляет несколько ключевых аспектов, делающих психологический анализ неотъемлемой частью борьбы с киберпреступлениями. Особое внимание уделяется изменению психологических взаимосвязей в киберпространстве и понятию "эффект онлайн дезингибиции", которое объясняет, как среда совершения киберпреступлений влияет на поведение киберпреступников.

Текст статьи

Применение юридической психологии в расследовании киберпреступлений важно по целому ряду причин:

  • отсутствие достаточного количества материальных следов преступника,
  • широкое разнообразие возможных мотивов некоторых категорий киберпреступлений
  • неограниченный круг лиц, имевших возможность совершить преступление
  • потенциально большой вред, который может нанести киберпреступление

Кроме того, знание основ психологии киберпреступников поможет при разработке средств противодействия им, поскольку злоумышленники достаточно часто используют психологические приемы в своей деятельности.

Основной особенностью киберпреступлений является среда их совершения - образованное электронным устройством и их сетями киберпространство (или виртуальное пространство).

В условиях киберпространства существенно меняется психологическое содержание взаимосвязей преступник - предмет преступления, а также преступник - потерпевший, которые из прямых превращаются в опосредованные: преступник - электронное устройство (Сеть) - потерпевший (предмет преступления), что ведет к устранению материальной составляющей как действий человека, так и социального взаимодействия.

Профессор Джон Шулер для обозначения эффекта, который киберпространство оказывает на человека, делая возможным действовать более свободно, нежели в реальном социуме, ввел понятие «эффект онлайн дезингибиции». Основу этого эффекта, по мнению Шулера, составляют:

  1. дисассоциативная анонимность (то есть «ты меня не знаешь»), сущность которой состоит в том, что в условиях анонимности люди могут отделить свои действия в киберпространстве от реального мира и реальной личности, в таком случае человек полагает, что может не брать на себя ответственность за свои действия;
  2. невидимость (то есть «ты меня не видишь») - позволяет избегать установления психологического контакта; + это также обеспечивает невозможность определения преступником вреда, который он причинил, то есть киберпреступники не имеют возможности адекватно оценивать нанесенный ими вред, следовательно, они не могут испытывать в полной мере возможное раскаяние.
  3. асинхронность (то есть «увидимся позже») - возможность общаться в отдельных случаях без необходимости немедленной реакции на слова или действия собеседника, что является немаловажным дезингибирующим фактором;
  4. солиптическая интроекция («это все в моей голове») - вероятность того, что при онлайн-общении может возникнуть ощущение, что все происходит исключительно в нашем собственном воображении;
  5. минимизация власти («мы равны») – возникает из-за опосредованного восприятия атрибутов более высокого социального положения, а также возможности их игнорировать. Тем не менее необходимо учитывать, что в киберсоциуме можно говорить о существовании качественно другой, но все-таки иерархии.

Тем не менее основным криминогенным фактором психологического характера, присущим киберпространству, является возможность сохранения полной анонимности пользователя устройства или Сети (за исключением технической информации о подключении к Сети, способы сокрытия которой также существуют). Анонимность позволяет не только не быть идентифицированным в определенный момент времени, но также, как следствие, предоставлять о себе ложную информацию, вступать в социальное взаимодействие, представляясь другим лицом. В условиях анонимности любой человек ощущает возможность безнаказанно совершать поступки отрицательного характера, при этом отсутствие эффективных механизмов порицания только усиливает желание совершать негативные действия, особенно, если первопричина таких действий лежит в реальном мире.

В то же время подобное ощущение безнаказанности влияет не только на отдельных лиц, но и создает атмосферу вседозволенности, которая способствует дальнейшему распространению и развитию общественнопасных идей. Пример: позиция адвоката Андреаса Брейвика (Андреас Брейвик был активным посетителем различных праворадикальных интернет-ресурсов).

Как решить эту проблему?

Опыт зарубежных стран: для преодоления негативных последствий анонимности в некоторых городах Китая было введено требование по обязательному использованию реальных данных при регистрации в сервисах микроблогов. В целях предотвращения так называемой «романтической» киберпреступности (совершение преступления посредством сайтов для знакомств) ввели обязательное использование реальных данных на сайтах знакомств, обосновывая это тем, что «...интернет-анонимность открывает дверь для киберпреступлений, в частности мошенничества...».

Типология киберпреступников (основные типы кибрепреступников):

1. Корыстный тип (с целью получения специфических предметов, имеющих особую ценность в киберпространстве, например игровых предметов, без цели их дальнейшей продажи, так и с целью получения обычных предметов, имущественных благ, что и при классических имущественных преступлениях).

2. Насильственный тип.

Особенность – как такого физического контакта нет из-за киберпространства.

Но такие насильственные преступления, как доведение до самоубийства или угроза убийством, могут быть совершены при помощи электронных устройств и сетей.

В связи с рядом самоубийств несовершеннолетних, совершенных в том числе под воздействием оскорблений или угроз, сделанных с помощью различных онлайн-сервисов, в США обсуждается возможность введения уголовной ответственности за киберзапугивание (cyberbullying) и киберпреследование (cyberstalking) для предотвращения трагических последствий.

3. Сексуальный тип.

Для данного типа преступников характерно совершение таких преступлений, как незаконное распространение порнографических материалов или предметов, без цели наживы, понуждение к действиям сексуального характера, развратные действия.

4. Политически мотивированный тип.

В последнее время совершение специальных киберпреступлений становится распространенной формой протеста и политической или идеологической борьбы. В связи с этим появился новый термин «хактивист» для обозначения преступников специально киберпреступного типа, совершающих преступления по политическим или идеологическим убеждениям.

Список литературы

  1. Бондаренко С.В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения. - URL: http://cyberpsy.ru/2011/06/ bondarenko-s-v-virtualnye-setevye-soobshhestva-deviantnogo-povedeniya/
  2. Кравченко А.И. Общая психология : учеб. пособие. - М., 2011. - С. 399.
  3. Стенограмма Национальной конференции США по киберэтике. - URL: http://connect.marymount.edu/ethics/cyberethics/sessions/gensession3.PDF
  4. Федоренко Д. Криминологические аспекты урбанизации // Юридичний вюник. - 2000. - №1. - С. 95–99.
  5. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. – 2-е изд., доп. – М., 2001. - С. 208.

Поделиться

1476

Овчаренко М. С., Беспарточный А. Д. Психологические аспекты киберпреступности // Актуальные исследования. 2023. №36 (166). С. 97-99. URL: https://apni.ru/article/6969-psikhologicheskie-aspekti-kiberprestupnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля