Главная
Конференции
Перспективные направления научных исследований в XXI веке
Основные направления воспитательной работы с детьми с ОВЗ

Основные направления воспитательной работы с детьми с ОВЗ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дети с ОВЗ
внеклассная работа
трудовое
духовно-нравственное
гражданско-патриотическое воспитание
личностное развитие
формирование здорового образа жизни

Аннотация статьи

В статье говорится о направлениях воспитательной работы детей с ограниченными возможностями, о формах и методах, которые способствуют разностороннему развитию индивидуальных способностей детей.

Текст статьи

Школа-интернат для детей с ОВЗ – образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирование у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Внеклассная работа – это одна из форм свободного времени воспитанников, которая организуется с учетом удовлетворения потребностей детей в досуге, их участии в общественно полезной деятельности, способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей детей.

Формы и методы работы с воспитанниками коррекционной школы выбираются с учетом специфики жизни в школе-интернате: словесные, наглядные (использование иллюстраций, плакатов, проектора, компьютера), практические (экскурсии, игры, посещение музеев, храма).

Воспитательная работа с такими детьми строится на основе знаний психологии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его возрастных особенностей. Красочный наглядный материал, пособия, использование ИКТ (презентация, развивающие фильмы) разнообразные формы проведения внеклассных занятий позволяют активизировать познавательную деятельность детей.

Особое внимание в школе для детей с нарушением интеллекта уделяется взаимосвязи обучения с жизнью, трудовому, экологическому, нравственному, патриотическому воспитанию школьников, через возможности урока, внеклассной работы, различных видов общественно-полезного труда.

В процессе учебно-воспитательной деятельности складывается положительное отношение к труду, к людям и к себе, к обществу. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта в развитии находятся в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления ребенка как личности, подготовки его к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое воспитание

Особое место в воспитательном процессе коррекционной школы является трудовая деятельность. Труд является основным видом деятельности человека, играет важнейшую роль в коррекции и развитии психики ребенка с нарушением интеллекта.

При планировании работы по трудовому воспитанию решаются задачи:

  • развивать и корректировать – санитарно-гигиенические и трудовые навыки; воспитывать культуру труда, радость от выполненной работы, вырабатывать потребность и необходимость выполнять работу по самообслуживанию.
  • развивать систему трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.
  • готовить учащихся к активной трудовой и общественной жизни, используя разнообразие форм, методов и приемов общественно – полезного труда.

Задачи трудового воспитания направлены на то, чтобы сформировать у воспитанников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развивать на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. Наряду с этим учим детей трудовым умениям и навыкам, прививаем им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

Например, проводились такие внеклассные занятия: «Мой дом, наведу порядок в нем», «Поговорим о профессиях», «Уборка пришкольного участка», «Красота в моем доме» (оформление помещения к празднику), «О лени и лентяях», «Мой труд каждый день дома», практические занятия: «Учись гладить правильно», «Чистка обуви» (уговори себя, когда не хочется).

Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, спальных комнат, классного оборудования, уход за комнатными растениями, уборка классных помещений, спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды – таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта.

Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому они учатся на внеклассных занятиях, на уроках трудового обучения, социально-бытовой ориентировки.

Совместная деятельность учителей и воспитателей позволяет достичь желаемых результатов. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует трудовые навыки.

Все полученные умения и навыки ежедневно выполняются детьми под руководством воспитателя и учителя с помощью показа, сопровождаемые речью.

Личностное развитие

На внеклассных занятиях по личностному развитию воспитанников стараемся воспитывать: чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемости, соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости через систему внеклассных мероприятий: «Что такое хороши и что такое плохо», «Я и мои привычки», «Мой внешний вид», «Законы жизни класса».

Духовно-нравственное воспитание

На занятиях по эстетическому и духовно-нравственному воспитанию решаем задачи по формированию личности, познавательной деятельности детей данной категории через проведение индивидуальных бесед, классных часов, экскурсий, внеклассных занятий, общешкольных мероприятий. В результате таких мероприятий ребенок получает богатые впечатления, у него формируется характер и мировоззрение, эмоциональные переживания и отзывчивость.

Проводим такие мероприятия, как «Праздник у самовара», «Новый Оскол – лучший город земли» «Знай правила движения, как таблицу умножения», «День именинника», «Я приглашаю в дом гостей», «Рождественские встречи», «Масленица», «Пасхальная радость», на которых решаются следующие задачи:

  • закрепление знаний о народных православных праздниках, знакомство обучающихся с жизнью и творчеством знаменитых художников, композиторов, певцов, с изделиями народных мастеров;
  • развитие потребности узнать историю своей семьи, историю своего города индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, любознательность и самостоятельность, гражданственность и патриотизм, воспитывать;
  • воспитание у обучающихся уважение к знаменитым людям нашей страны, уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.

Гражданско-патриотическое воспитание

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей проводится в нашей школе комплексно, с учетом возрастных особенностей.

При планировании тематики занятий по теме ставятся следующие задачи:

  • формирование гражданского самосознания, развитие творческой активности, коммуникативных навыков;
  • создание эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине;
  • воспитание у детей чувство патриотизма, гражданственности.

Дети принимают активное участие в различных мероприятиях: «Что я знаю о Конституции РФ», «Россия – Родина моя», «Мы жители России», «Имею право но обязан», «Моя малая Родина».

Гражданско-патриотическое воспитание воспитанников через внеурочную деятельность помогает воспитать настоящего человека, уважающего законы своей страны, чувство долга и любви к своей Родине.

Воспитание здорового образа жизни

При планировании мероприятий уделяется особое внимание здоровому образу жизни.

Решаются следующие задачи:

  • Воспитываем положительные привычки у учащихся, бережное отношение к своему здоровью
  • Вырабатываем и закрепляем у детей целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности;
  • Проводим внеклассные мероприятия («Что значит здоровый образ жизни», «Человек продли свой век», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»), способствующие психофизическому развитию детей, соблюдение режима школы, прогулок, проветривание, упражнения для развития и укрепления мелкой моторики рук, дыхательную гимнастику, общеукрепляющие физкультминутки, оздоровительные игры.

В заключение хотелось бы сказать, что знания и умения, полученные детьми на уроках, внеклассных занятиях обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

Список литературы

  1. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.: Гос.НИИ семьи и воспитания, 2000.
  2. Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.
  3. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие / И. В.Цветкова. - М.: Просвещение, 2006.

Поделиться

2599

Кладиева Н. В., Лихачева Л. С. Основные направления воспитательной работы с детьми с ОВЗ // Перспективные направления научных исследований в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 сентября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 9-14. URL: https://apni.ru/article/6970-osnovnie-napravleniya-vospitatelnoj-raboti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря