Автор(-ы):
Медведева Елена Николаевна
Кошелькова Ирина Викторовна
Баринова Наталья Владимировна
Гармашова Галина Арнольдовна
10 сентября 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования. Специфика дошкольной ступени уникальна, по-своему исключительна, поскольку дошкольное детство – единственный период, когда освоение основ человеческой культуры протекает вне учебной деятельности, требует совсем иной «дидактики», иного образа жизни в образовательном учреждении.
Текст статьи
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2014 года, учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в понимании обращенной речи, так как многие грамматические формы такие дети различают с трудом. Это доказывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, вербальное опосредование затруднено и имеется невысокий уровень развития словесно-логического мышления (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характерны не только системные отставания в развитии речи, но и нарушения нервно-психического развития. Это: нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. А также, недостаточная сформированность познавательной и социальной мотивации, что осложняет освоение детьми коррекционной программы.
Особенности в развитии детей с нарушениями речи требуют от педагогов специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социальной среды. Личностное развитие связано с наличием речевых нарушений и отрицательным влиянием микросоциальных факторов. Для этих детей необходима систематическая и целенаправленная коррекционная работа, учитывающая особенности формирования их личности.
Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.
Одна из важнейших методических задач образования – развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие логического мышления является одним из приоритетных направлений работы педагога. Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления выступают интеллект-карты.
Причиной использования метода интеллект-карт в практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи явилась необходимость оптимизации образовательного процесса.
Познакомилась с педагогической технологией кандидата педагогических наук, доцента В. М. Акименко, который предложил метод интеллект-карт в использовании развития понимания значения слов у детей. Метод интеллект-карт я адаптировала в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Данный метод (интеллект-карт) был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект-карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними.
Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в понимании обращенной речи, так как многие грамматические формы такие дети различают с трудом. Это доказывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, вербальное опосредование затруднено и имеется невысокий уровень развития словесно-логического мышления (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характерны не только системные отставания в развитии речи, но и нарушения нервно-психического развития. Это: нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. А также, недостаточная сформированность познавательной и социальной мотивации, что осложняет освоение детьми коррекционной программы.
Можно выделить примерные правила к составлению интеллект – карты:
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности.
По итогам изучения той или иной темы мы с детьми приступали к обобщению полученной информации и знаний (в ходе бесед, ситуативных разговоров, дидактических игр, затем собирали иллюстративный материал и только тогда выстраивали логические схемы по принципу интеллектуальных карт.
Этапы создания интеллект-карт:
1. Сбор материала о предмете или объекте.
Рассмотрим пример создания карты по теме «Грибы».
Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово – тему: «Грибы», вспоминаем, обсуждаем все, что знаем о грибах.
2. Составляем примерный план или схему будущей карты.
Вместе с детьми составляем интеллектуальную (умную) карту используя имеющиеся и дополненные знания и информацию по теме «Грибы». Получившийся рисунок демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к творческому поиску, а главное, знания, добытые таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.
При создании карт можно использовать игровой метод «Помогатор» (Вопросник).
Например, что мы знаем о грибах?
Сначала это были нарисованные детьми схемы, на которых дети самостоятельно изображали центральную картинку (тему интеллектуальной карты) и выстраивали информационные логические иллюстративные цепочки в данной теме.
А затем мы с детьми создавали уже итоговую коллективную интеллект-карту, используя как нарисованные самостоятельно предметные рисунки, так и готовые картинки, собранные в рамках той или иной темы, и у нас получились вот такие интеллектуальные карты:
Готовую карту предлагается «прочесть» коллективно, затем и индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.
По итогу работы над созданием интеллект-карт составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, созданной самим ребёнком. В этом случае разница, определённо, очевидна.
И так можно сделать вывод, что работа над созданием такой карты способствует закреплению и обобщению материала. Создание такой интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект-карты развивает у детей умение выделить главную мысль, припомнить изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивается способность составлять и распространять предложения.
При построении интеллект карт представления становятся более чёткими и глубокими, а процесс совместной деятельности сближает взрослого и ребенка, обеспечивая притом взаимопроникновение общими проблемами.
Список литературы
Поделиться
Медведева Е. Н., Кошелькова И. В., Баринова Н. В., Гармашова Г. А. Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности // Актуальные исследования. 2023. №37 (167). Ч.II.С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/6976-ispolzovanie-metoda-intellekt-kart-v-rabote