Главная
АИ #37 (167)
Статьи журнала АИ #37 (167)
Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушени...

Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности

Рецензент

Бахшиян Ирина Юрьевна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольная ступень
тяжелые нарушения речи
инклюзивное образование
интеллект-карты
коррекция речи
педагогическая методика

Аннотация статьи

В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования. Специфика дошкольной ступени уникальна, по-своему исключительна, поскольку дошкольное детство – единственный период, когда освоение основ человеческой культуры протекает вне учебной деятельности, требует совсем иной «дидактики», иного образа жизни в образовательном учреждении.

Текст статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2014 года, учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в понимании обращенной речи, так как многие грамматические формы такие дети различают с трудом. Это доказывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, вербальное опосредование затруднено и имеется невысокий уровень развития словесно-логического мышления (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характерны не только системные отставания в развитии речи, но и нарушения нервно-психического развития. Это: нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. А также, недостаточная сформированность познавательной и социальной мотивации, что осложняет освоение детьми коррекционной программы.

Особенности в развитии детей с нарушениями речи требуют от педагогов специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социальной среды. Личностное развитие связано с наличием речевых нарушений и отрицательным влиянием микросоциальных факторов. Для этих детей необходима систематическая и целенаправленная коррекционная работа, учитывающая особенности формирования их личности.

Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.

Одна из важнейших методических задач образования – развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие логического мышления является одним из приоритетных направлений работы педагога. Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления выступают интеллект-карты.

Причиной использования метода интеллект-карт в практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи явилась необходимость оптимизации образовательного процесса.

Познакомилась с педагогической технологией кандидата педагогических наук, доцента В. М. Акименко, который предложил метод интеллект-карт в использовании развития понимания значения слов у детей. Метод интеллект-карт я адаптировала в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Данный метод (интеллект-карт) был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект-карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в понимании обращенной речи, так как многие грамматические формы такие дети различают с трудом. Это доказывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, вербальное опосредование затруднено и имеется невысокий уровень развития словесно-логического мышления (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характерны не только системные отставания в развитии речи, но и нарушения нервно-психического развития. Это: нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. А также, недостаточная сформированность познавательной и социальной мотивации, что осложняет освоение детьми коррекционной программы.

Можно выделить примерные правила к составлению интеллект – карты:

  • Главная идея обводится в центре страницы.
  • Лист располагается горизонтально.
  • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
  • Каждая мысль обводится.
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
  • Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности.

По итогам изучения той или иной темы мы с детьми приступали к обобщению полученной информации и знаний (в ходе бесед, ситуативных разговоров, дидактических игр, затем собирали иллюстративный материал и только тогда выстраивали логические схемы по принципу интеллектуальных карт.

Этапы создания интеллект-карт:

1. Сбор материала о предмете или объекте.

Рассмотрим пример создания карты по теме «Грибы».

Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово – тему: «Грибы», вспоминаем, обсуждаем все, что знаем о грибах.

2. Составляем примерный план или схему будущей карты.

Вместе с детьми составляем интеллектуальную (умную) карту используя имеющиеся и дополненные знания и информацию по теме «Грибы». Получившийся рисунок демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к творческому поиску, а главное, знания, добытые таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.

При создании карт можно использовать игровой метод «Помогатор» (Вопросник).

Например, что мы знаем о грибах?

  1. Где растут грибы?
  2. Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
  3. Грибы двойники.
  4. В каких лесных чащах можно встретить боровик, подосиновик и т. д.?

Сначала это были нарисованные детьми схемы, на которых дети самостоятельно изображали центральную картинку (тему интеллектуальной карты) и выстраивали информационные логические иллюстративные цепочки в данной теме.

А затем мы с детьми создавали уже итоговую коллективную интеллект-карту, используя как нарисованные самостоятельно предметные рисунки, так и готовые картинки, собранные в рамках той или иной темы, и у нас получились вот такие интеллектуальные карты:

Готовую карту предлагается «прочесть» коллективно, затем и индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.

По итогу работы над созданием интеллект-карт составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, созданной самим ребёнком. В этом случае разница, определённо, очевидна.

И так можно сделать вывод, что работа над созданием такой карты способствует закреплению и обобщению материала. Создание такой интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект-карты развивает у детей умение выделить главную мысль, припомнить изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивается способность составлять и распространять предложения.

При построении интеллект карт представления становятся более чёткими и глубокими, а процесс совместной деятельности сближает взрослого и ребенка, обеспечивая притом взаимопроникновение общими проблемами.

Список литературы

  1. Акименко, В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / Журнал Начальная школа, вып. 7/12.
  2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2000.

Поделиться

903

Медведева Е. Н., Кошелькова И. В., Баринова Н. В., Гармашова Г. А. Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности // Актуальные исследования. 2023. №37 (167). Ч.II.С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/6976-ispolzovanie-metoda-intellekt-kart-v-rabote

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря