Патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия детского сада с социумом

Научная статья обсуждает актуальность и важность патриотического воспитания детей в современном обществе. В последние годы наблюдается пересмотр концепции патриотического воспитания, придавая ему всё большее общественное значение. Статья подчеркивает, что в настоящее время у детей искажены понятия о добре, милосердии, гражданственности и патриотизме, что может привести к разрушению личности и потере важных нравственных ценностей.

Аннотация статьи
нравственное воспитание
гражданственность
семья
патриотическое воспитание
дошкольное образование
детский сад
общество
Ключевые слова

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

В наше время у детей искажены понятия о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России. Материальные ценности доминируют над духовными. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности.

В Законе РФ «Об образовании» No 273-ФЗ отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В ФГОС дошкольного образования обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В содержании стандарта отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Вплотную занимались и занимаются проблемой нравственно-патриотического воспитания наши учёные – педагоги и психологи: Д.С. Лихачёв, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Виноградова Н.Ф. Жуковская Р.И. и др. Воспитанию патриотических чувств у детей придавали огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.

Многие педагоги уверены, что если патриотическим воспитанием не заниматься в дошкольные годы, то в последующем эта работа может оказаться бесполезной, возможности эффективного патриотического воспитания будут утрачены. Ведь в дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для развития таких черт характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и др., которые помогут ребёнку в дальнейшем стать человеком и гражданином.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям. Воспитание патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и др. Поэтому необходимо знакомить детей с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с семьей, как ячейкой общества и социумом. На протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада ведут целенаправленную и системную работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для успешного решения поставленных целей и задач в этом направлении мы организуем воспитательный процесс. В зависимости от возраста и психологических особенностей детей составляем тематическое планирование, подбираем содержание, объём и сложность познавательного материала. Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам: «Моя семья», «Человек-труженик», «Природа родного края», «Наша Родина – Россия», «Культура», «История страны».

Работу по патриотическому воспитанию ведём последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад), к более сложному – город, страна. Постепенно подводим ребёнка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает в детстве, и вместе с ним – большая Родина – Россия. Патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание детей мы осуществляем ежесекундно, во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. На занятия мы выносим темы сложные, требующие объяснения, толкования. А знания, полученные на занятиях, закрепляем в различных формах работы вне занятий: досуги и развлечения, выставки детских работ, праздники, детские проекты, экскурсии, целевые прогулки и др.

В своей работе мы широко используем художественные средства: изобразительное искусство, музыку, диафильмы, художественную литературу. Наглядный материал: картинки, иллюстрации, фотографии, репродукции картин. Большое место в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В нашем саду специально организованная среда по гражданско-патриотическому воспитанию даёт возможность детям узнать много интересного о родном селе, его достопримечательностях, познакомиться с гимном, флагом и гербом нашей страны, предметами народно-прикладного искусства.

В своей работе мы активно используем метод проектов. Проектная деятельность открывает большие возможности в организации поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. За время работы в этом направлении разработаны и реализованы следующие проекты: «Моя семья», «Родное село – Тербуны», «Родной природы милый уголок», «Родина моя – Россия», «Земля – наш общий дом».

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому мы устанавливаем тесную связь с семьёй. В работе используем разные формы взаимодействия с родителями: анкетирование, тестирование, беседы, консультации, совместные досуги.

Совместно с родителями проводим экскурсии, праздники, организуем выставки рисунков и фотовыставки. Большая работа отводится тесной взаимосвязи с социумом. Мы установили тесные связи с культурными центрами нашего села музеем, средней школой, районным домом культуры, библиотекой, школой искусств.

Организация социокультурной связи между детским садом и специальными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей к своей малой Родине, своему селу, культуре, традициям и истории страны, решать многие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию. Экскурсии в разные организации создают у детей мощную мотивацию познания, вызывают огромный интерес и желание узнать как можно больше. Благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов детского сада и социальных структур села, у наших детей наблюдается рост познавательной активности, повышение качества усвоения знаний о родном крае и стране, в целом.

Мы считаем, что только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ. Такая слаженная работа даст главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью.

Таким образом, важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что нравственно-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. Ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Нравственность и духовность необходимо воспитывать с раннего возраста в семье и детском саду. Но детский сад не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Следует помнить, что неоценимый вклад в развитие нравственно-патриотических способностей у детей оказывает взаимодействие с социумом. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОО и семьи - заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Текст статьи
  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004 г.
  2. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. Как научить детей любить Родину - М. 2005 г.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. No 1. - С. 60–68.
  4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. М.: Сфера, 2004 г.
  5. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004 г.
  6. Павлова Л.О. Взаимодействие семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002 г. No 8. – С. 8.
Список литературы