В ФГОС дошкольного образования есть ряд принципов, одним из них является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, т.е. ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Также есть принцип ФГОС ДО, который декларирует построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, т.е. необходимо учитывать индивидуальный уровень развития ребенка, особенности протекания его психической деятельности, гендерной принадлежности и т.д.
На основании этого, необходимо как сам процесс педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста выстраивать с учетом их гендерных особенностей, так и целенаправленно формировать у них поло ролевую культуру, которую можно рассматривать, как неотъемлемой часть культуры поведения в обществе, регулирующую деятельность, поведение и общение мальчиков и девочек. Ознакомление и изучение природы и закономерностей процесса половой социализации и связанных с ней половых различий (биологических, социальных, психологических) посвящены исследования отечественных (Е.А. Аркин, Л.А. Арутюнова, П.П. Блонский, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) и зарубежных (Д. Браун, З. Фрейд, В. Хартуп и др.) ученых. Смысл гендерной социализации – постижение личностью опыта жизни человека как девочки или мальчика, женщины или мужчины (т.е. норм, стандартов, моделей поведения, навыков и ценностей, которые соответствуют культурным представлениям о роли, положении и предназначении женщины и мужчины в обществе), а также их реализация в жизни.
В старшем дошкольном возрасте половые различия между детьми проявляются достаточно ярко, ценностные ориентации, интересы, желания и мотивы, связанные с развитием качеств мужественности и женственности. Вариативные программы полового воспитания дошкольников показывают разные стороны гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессий и т.п. в некоторых работах раскрываются технологические стороны взаимодействия с детьми в данном процессе, изучаются воспитательные возможности разнообразных средств, методов и форм организации полового воспитания. Так Ю.С. Григорьева, Е.А. Конышева, Е.С. Пономарева и др. большое место в социализации ребят отводят игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевым, дидактическим играм, играм драматизациям. По взглядам Р.С. Буре, Е. Кудрявцевой, Н. Ледовских и др. самым активным средством формирования представлений о нормах морали является художественная литература и этические беседы по ее содержанию. Р.С. Буре, В.Г. Маралов, Е.А. Кудрявцева советуют использовать ситуации провала в деятельности, ситуации морального выбора и конфликтные ситуации как основу для сообщения моральных норм и средство регуляции поведения.
Е.А. Кудрявцева, Ю.А. Мичурина, М.В. Созинова большую роль в полоролевом воспитании старших дошкольников отводят труду. Л.Л. Тимофеева уверена, что для применения накопленного социального опыта, его систематизации, обсуждения и переосмысления целесообразно использовать занятие как форму организации различных видов детской деятельности. И.Н. Курочкина предлагает для развития индивидуальности детей, которая основывается, в том числе и на половой принадлежности, знакомить детей с этикетом. Все выше сказанное проводится с социально нравственным развитием мальчиков и девочек.
Игры для старших дошкольников: игра «Мне нравится…».
Цель: выделение и обогащение у детей полоролевых представлений.
Игра «Персонажи».
Цель: осознание детьми необратимости и преимуществ принадлежности к определенному полу, обогащение их полоролевых представлений.
Игра «Найди и исправь ошибки».
Цель: закрепление представлений детей о занятиях и играх, больше подходящих для детей определенного пола и др.