Главная
АИ #37 (167)
Статьи журнала АИ #37 (167)
Гендерная социализация старших дошкольников в ДОО

Гендерная социализация старших дошкольников в ДОО

Автор(-ы):

Гончарова Марина Васильевна

Власенко Наталья Анатольевна

11 сентября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

принципы ФГОС ДО
гендерная социализация
полоролевое воспитание
правила культуры поведения в обществе
мужественность
женственность
социальный опыт

Аннотация статьи

Данная статья обращает внимание на значимость гендерного воспитания в дошкольном образовании, учитывая принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Она подчеркивает важность приобщения детей к социокультурным нормам и индивидуальным особенностям ребенка, включая гендерные различия.

Авторы выделяют различные программы и методики полового воспитания, включая игровые подходы, использование художественной литературы и этических бесед, а также ситуации морального выбора и конфликтные ситуации. Труд и занятия также признаются важными средствами формирования гендерной культуры у старших дошкольников.

Текст статьи

В ФГОС дошкольного образования есть ряд принципов, одним из них является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, т.е. ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Также есть принцип ФГОС ДО, который декларирует построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, т.е. необходимо учитывать индивидуальный уровень развития ребенка, особенности протекания его психической деятельности, гендерной принадлежности и т.д.

На основании этого, необходимо как сам процесс педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста выстраивать с учетом их гендерных особенностей, так и целенаправленно формировать у них поло ролевую культуру, которую можно рассматривать, как неотъемлемой часть культуры поведения в обществе, регулирующую деятельность, поведение и общение мальчиков и девочек. Ознакомление и изучение природы и закономерностей процесса половой социализации и связанных с ней половых различий (биологических, социальных, психологических) посвящены исследования отечественных (Е.А. Аркин, Л.А. Арутюнова, П.П. Блонский, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) и зарубежных (Д. Браун, З. Фрейд, В. Хартуп и др.) ученых. Смысл гендерной социализации – постижение личностью опыта жизни человека как девочки или мальчика, женщины или мужчины (т.е. норм, стандартов, моделей поведения, навыков и ценностей, которые соответствуют культурным представлениям о роли, положении и предназначении женщины и мужчины в обществе), а также их реализация в жизни.

В старшем дошкольном возрасте половые различия между детьми проявляются достаточно ярко, ценностные ориентации, интересы, желания и мотивы, связанные с развитием качеств мужественности и женственности. Вариативные программы полового воспитания дошкольников показывают разные стороны гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессий и т.п. в некоторых работах раскрываются технологические стороны взаимодействия с детьми в данном процессе, изучаются воспитательные возможности разнообразных средств, методов и форм организации полового воспитания. Так Ю.С. Григорьева, Е.А. Конышева, Е.С. Пономарева и др. большое место в социализации ребят отводят игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевым, дидактическим играм, играм драматизациям. По взглядам Р.С. Буре, Е. Кудрявцевой, Н. Ледовских и др. самым активным средством формирования представлений о нормах морали является художественная литература и этические беседы по ее содержанию. Р.С. Буре, В.Г. Маралов, Е.А. Кудрявцева советуют использовать ситуации провала в деятельности, ситуации морального выбора и конфликтные ситуации как основу для сообщения моральных норм и средство регуляции поведения.

Е.А. Кудрявцева, Ю.А. Мичурина, М.В. Созинова большую роль в полоролевом воспитании старших дошкольников отводят труду. Л.Л. Тимофеева уверена, что для применения накопленного социального опыта, его систематизации, обсуждения и переосмысления целесообразно использовать занятие как форму организации различных видов детской деятельности. И.Н. Курочкина предлагает для развития индивидуальности детей, которая основывается, в том числе и на половой принадлежности, знакомить детей с этикетом. Все выше сказанное проводится с социально нравственным развитием мальчиков и девочек.

Игры для старших дошкольников: игра «Мне нравится…».

Цель: выделение и обогащение у детей полоролевых представлений.

Игра «Персонажи».

Цель: осознание детьми необратимости и преимуществ принадлежности к определенному полу, обогащение их полоролевых представлений.

Игра «Найди и исправь ошибки».

Цель: закрепление представлений детей о занятиях и играх, больше подходящих для детей определенного пола и др.

Список литературы

  1. Буре Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2008. № 2. С. 84-88.
  2. Григорьева Ю.С. Дидактические игры в половом воспитании дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2011. № 5. С. 55-58.
  3. Кудрявцева Е.А. Развитие взаимоотношений детей разного пола в процессе трудовой деятельности // Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 90-94.
  4. Кудрявцева Е., Ледовских Н. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников // Дошкольное воспитание. 2003. № 9. С. 21-28.
  5. Курочкина И.Н. Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника // Детский сад: теория и практика. 2011. № 7. С. 31-37.
  6. Маралов В.Г. Психологические особенности ненасильственного взаимодействия воспитателя с детьми // Детский сад: теория и практика. 2011. № 7. С. 22-30.
  7. Мичурина Ю.А. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности //Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 28-37.
  8. Пономарева Е.С. Игры – драматизации в формировании гендерной толерантности // Воспитатель ДОУ. 2011. № 5. С. 58-61.
  9. Созинова М.В. Детское рукоделие как средство развития творческих способностей девочек старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 82-89.

Поделиться

149

Гончарова М. В., Власенко Н. А. Гендерная социализация старших дошкольников в ДОО // Актуальные исследования. 2023. №37 (167). Ч.II.С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/6979-gendernaya-sotsializatsiya-starshikh-doshkoln

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня