Главным результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» является повышение качественного образования. Качественное образование – это процесс постоянного совершенствования. Дошкольники должны быть сориентированы на целостное развитие личности, формирование познавательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе. Начальное образование – это особая ступень в развитии ребёнка, когда как учебная деятельность уже становится ведущей, а детям ещё хочется играть, поэтому свою работу надо строить так, чтобы детям на занятии было интересно. Но в то же время они не должны забывать, что нужно учиться думать, постоянно работать с учебным материалом, осваивать новые знания. Это диктует нам необходимость отбора педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации и реализации образовательного процесса.
Одним из эффективных средств повышения качества образования является применение различных информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют:
- повысить мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
- совершенствовать методики проведения занятий;
- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу;
- использовать, как средство самообразования;
- качественно и быстро подготовить занятие (мероприятие).
Использование ИКТ позволяет проводить занятие на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Появляется возможность одновременно использовать аудио-, видео-, мультимедиа-материалы. В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на занятие.
В учебной и внеурочной деятельности я активно использую видео-презентации, специальные обучающие программы, дошкольники участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Музыкальные физминутки, динамические паузы, зарядку для глаз проводу с использованием ИКТ. Часто использую тексты для чтения, интерактивные плакаты и правила. Аудиосредства и иллюстрации удобно использовать при подготовке к занятию.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного, назидательного способа воспитания к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом воспитательной деятельности. При помощи ИКТ я провожу виртуальные путешествия, готовлю праздники, организую исследовательскую и проектную деятельность детей. Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении учителя и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только познакомить дошкольников большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Широко использую возможности российских онлайн-платформ. Онлайн-платформы адаптированы для работы с проектором, мультимедийной доской или широким экраном компьютера. Это еще и помощь музыкальному руководителю в проведении музыкальных занятий, виртуальных экскурсий.
Конечно, интернет не может стать полноценной заменой для музыкального руководителя. Наиболее эффективным вариантом является смешанное обучение, включающее в себя музыкальные занятия и цифровые технологии. Я стараюсь не увлекаться цифровыми ресурсами, ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. При подготовке к занятию продумываю, насколько оправданным является применение информационных технологий, считая, что ИКТ – это не цель, а средство обучения, а компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где цифровой образовательный ресурс применить не обходимо.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный и воспитательный процесс дошкольников не только позволяет удовлетворять познавательные и игровые потребности и приспосабливать их к современному миру, повысить мотивацию и эффективность процесса обучения, но и повысить уровень качества образования.