В настоящее время актуальность профилактики религиозного экстремизма в Вооружённых Силах Российской Федерации не вызывает сомнения.
Важнейшей, в то же время центральной проблемой в методике работы с военнослужащими, приверженными к крайне радикальным взглядам является различные аспекты взаимодействия с военнослужащими другого вероисповедания. Офицер-политработник при этом делает основной упор на профилактику данного радикального проявления и при помощи поддержки со стороны духовенства и других ведомств ведёт работы по недопущению проявления экстремистских взглядов и наклонностей у военнослужащих.
Методика работы офицера-политраотника по профилактике религиозного экстремизма осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, конституцией и уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в соответствии с другими руководящими документами.
Как известно, экстремизм в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталистскими взглядами.
Религиозный экстремизм – это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.
Религиозный экстремизм, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на промывание мозгов и контролировании сознания человека путем психологического программирования.
Офицер-политработник должен быть всесторонне развитым, знать нормы и морали не только своей религии, к которой он придерживается, но и принципов атеизма и досконально знать историю, ценности и нормы всех религий, вне зависимости от территориального расположения воинской части.
Во всяком случае важно понимать, что у нас светская страна, не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из них не признаётся обязательным или предпочтительным.
Главной причиной всё же является отсутствие полноценных знаний об основах религии, независимо от содержания последней. Не важно, идет речь о христианстве, исламе, иудаизме и т.д.
Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны различных внешних сил (сепаратистских политических течений, радикальных террористических группировок, спецслужб иностранных государств).
Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельных религиозных сект, правовые нормы которого распространены на всех военнослужащих вне зависимости от вероисповедания.
Как определить офицеру-политработнику, что военнослужащий привержен к тем или иным радикальным взглядам? Для этого есть различные тесты, приводящиеся с военнослужащими, для выяснения приверженности личного состава к радикальным взглядам. По результатам теста создаётся так называемая «Группа риска» или «Группа динамического контроля» – военнослужащие, которые должны находиться под контролем, военнослужащие наиболее склонные к девиантному поведению. Чтобы определить приверженность к религиозному экстремизму существую определенные признаки:
- нетерпимость и жесткость, которые заставляют военнослужащего слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы других военнослужащих;
- показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении тенденция заставить других поступать так же;
- отказ от следования уставам ВС РФ;
- грубая и резкая манера общения с офицерским и сержантским составом, в жестком и категоричном подходе;
- нарушение военнослужащим распорядка дня, регламента случного времени, под предлогом религиозных причин;
- несоблюдение единоначалие и отказ от выполнения приказов командиров, которые по мнение экстремиста, унижают его достоинство и нарушают свободу вероисповедования.
Рассмотрев причины, цели признаки можно сделать умозаключение: если уже военнослужащий соответствует все вышеперечисленному, то его вряд ли что-то остановит. Посмотрев назад, на нашу историю, мы можем сказать: если уже человек надевает на себя пояс шахида, то его уже вряд ли что-то остановит, а это, в свою очередь, чаще вытекающие последствия религиозного экстремизма. В связи с этим офицеры-политработники должны проводить профилактику, с целью исключения новых случаев проявления радикальных взглядов среди военнослужащих.
Широкую известность получил инцидент, произошедший в 2010 г. В одной из воинских частей Пермского края, названный журналистами «Исламский бунт». По данным СМИ более ста военнослужащих из мусульманских регионов отказались выполнять приказы офицеров. Хотя факт о случившемся событии был опровергнут военным командованием, все же командир воинской части 11 октября 2010 года в ходе заседания межконфессионального совета, обратился к духовенству региона с просьбой оказании помощи в решении возникшего на территории военной части инцидента.
Этот случай не остался без внимания. Духовенство Пермского края разъяснили этот случай тем, что в воинских частях начали всё больше и больше бороться за свои права военнослужащие, которые не признают никакой власти над собой и порой выходят из-под контроля офицеров. И некоторые свои поступки, будь то отказ от работы или невыполнение приказов командиров, они мотивируют принадлежностью к своей религии. И они даже не задумываются о том, что своими поступками сильно «Подмачивают» образ своей религии в глазах общественности. Офицеры же, в свою очередь не обладая достаточным количеством знаний о религии, о том, что можно делать по религии, а что нельзя – идут на поводу у своих подчинённых. А безнаказанность, в свою очередь, ещё больше подзадоривает солдат. Отсюда – беспредел.
Несмотря на то, что подобные инциденты носят единичный характер, сам факт их наличия в Вооруженных Силах РФ заставляет всерьез задуматься о достаточности предпринятых мер по профилактике религиозного экстремизма.
В таких случаях офицер-политработник должен уметь грамотно переводить разговор ссылаясь на закон и принимать решения только исходя из основ, установленных законом, так он распространяется на всех, вне зависимости от вероисповедания.
Часть 4 ст. 8 ФЗ «О статусе военнослужащих» установила, что «военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии». Это требование понятно, так как любая армия утратит боеспособность в случае, если военнослужащие будут иметь возможность в любой заранее непредсказуемый момент не выполнять приказы и иные обязанности военной службы, ссылаясь на религиозные запреты. Если гражданин предполагает, что при прохождении военной службы он может попасть в ситуации, когда исполнение обязанностей военной службы окажется несовместимым с его убеждениями, ему следует заблаговременно заявить о желании реализовать свое право на прохождение альтернативной гражданской службы, которая также предусмотрена законодательством.
Очень эффективным методом в случаях проявления религиозного экстремизма является отправления отзыва по месту рождения или в образовательное учреждение («Письмо на Родину»). Данный метод эффективен тем, что военнослужащие больше всего предостерегаются плохого мнения о них от своих родных и близких, так по окончанию военной службы они возвращаются домой. Также существуют другие эффективные методы, это: личный пример; ставить в пример военнослужащих из различных религиозных объединений; оказывать содействие по вопросам вероисповедания.
В качестве профилактики религиозного экстремизма военно-политические работки в тесной взаимосвязи с религиозным духовенством должны проводить следующие мероприятия:
- пастырские встречи и беседы духовных лиц с военнослужащими – своими единоверцами в расположении воинских подразделений, совершение ими коллективных богослужений и некоторых обрядов;
- участие представителей религиозных организаций в мероприятиях, направленных на воспитание у военнослужащих нравственной мотивации исполнения своего гражданского долга, формирование нравственно-психологической устойчивости в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях;
- сотрудничество в осуществлении мероприятий по социальной защите военнослужащих и членов их семей, ветеранов войн.
Итак, в качестве профилактики религиозного экстремизма деятельность офицера-политработника должна способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и уважения между представителями различных верований, обеспечивающей сплочение коллектива и предотвращающей возникновение ситуаций, в которых возможны проявления религиозного экстремизма.
Офицер-политработник в этой стези должен:
- способствовать проведению мероприятий с участием военнослужащих при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания религиозных обрядов и церемоний;
- принимать участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительной работы с военнослужащими;
- содействие командирам (начальникам) в проведении мероприятий духовно-просветительной работы, профилактике религиозного экстремизма;
- участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих.