Главная
АИ #37 (167)
Статьи журнала АИ #37 (167)
Исторические условия формирования и функционирования традиций в российской армии

Исторические условия формирования и функционирования традиций в российской армии

Автор(-ы):

Пхешхов Алибек Заурович

12 сентября 2023

Научный руководитель

Ерополов Евгений Петрович

Секция

Военное дело

Ключевые слова

воспитание военнослужащих
традиции
морально-психологические качества
безопасность
социокультурное наследие
духовные ценности

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы воспитания военнослужащих и военно-патриотического воспитания в контексте современных требований к оборонной готовности и безопасности государства. Также статья обращает внимание на значение традиций и обычаев вооруженных сил как важного элемента военного воспитания.

Текст статьи

Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства [1].

Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая систематическая целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении её военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз [2].

Поднимая вопрос о воспитании молодежи, граждан нашего государства, военнослужащих, необходимо взять за основу концепцию военно-патриотического воспитания, утвержденную еще в 1998 году. В Концепции военно-патриотического воспитания молодежи отражены основные направления, цели, задачи, структура воспитания подрастающего поколения, где акцент ставится на формирование развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у личности профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех ее уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Любая армия мира имеет свои традиции, которые сложились и поддерживаются в течение продолжительного исторического периода и переходят от поколения к поколению.

История традиций и обычаев уходит своими корнями вглубь веков и оказывает огромное влияние на социум, в особенности на военную службу. Опора на славные традиции Российских Вооруженных Сил позволяет поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества [3].

Существует большое количество определений понятия «традиция» (от лат.traditio – «передача»). Наиболее полно оно определяется как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Следовательно, в качестве традиций могут выступать общественные установки, нормы поведения, социальные и культурные ценности, идеи, обычаи и т. п.

Средства передачи традиций – язык (письменные и устные источники: легенды, мифы, фольклор, символические тексты) и действия людей, представляющие собой практическое повторение образцов поведения.

Традиции в обществе выполняют важные функции: обеспечивают преемственность опыта от поколения к поколению, являются информационным каналом связи поколений для передачи идей, духовных ценностей, образцов одобряемого обществом поведения, которые прошли исторический отбор. В качестве традиции могут передаваться определённые нормы и правила поведения, обычаи и обряды, вкусы и взгляды разных поколений [4].

Традиции действуют во всех областях общественной жизни. В военной сфере традиции находят свою специфическую разновидность – воинские традиции. Под понятием «воинские традиции» понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, проявляемых в боевой обстановке, а также связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта [3].

Воинские традиции основаны на воинском воспитании, которое неразрывно связано с государственно-патриотическим, правовым, нравственным, экономическим, физическим, экологическим и другими направлениями воспитания военнослужащих. Все они являются составными частями воинского воспитания и представляют собой содержательную сторону единого процесса военно-профессионального воспитания военнослужащих.

Вместе с тем воинское воспитание является стержневым, приоритетным направлением, системообразующим элементом системы воспитания военнослужащих. Это обусловливается тем, что армия и флот, военно-учебные заведения призваны готовить прежде всего военного-профессионала, способного в мирных и боевых условиях успешно выполнять свои должностные обязанности. Все другие направления воспитания призваны, в конечном итоге обеспечивают формирование и развитие у военнослужащих тех морально-боевых и профессиональных качеств, которые необходимы для успешного несения военной службы [5].

Список литературы

  1. Алëхин, И.А. Воспитание будущих офицеров в духе преданности престолу и отечеству в военных вузах России в начале XX в / И.А. Алëхин, Е.Г. Гужва // Мир образования – образование в мире. – 2015.‒ № 4. С. 167.
  2. Домбровская, И.И. Педагогические условия эффективности подготовки будущих офицеров к воспитанию гражданственности у военнослужащих / И.И. Домбровская, Т.В. Некрасова // Национальные приоритеты России. Серия 1: Наука и военная безопасность. – 2016. ‒ № 1 (4). С. 156.
  3. Днепров, С.А. Важнейшие нравственные ценности воинской деятельности / С.А. Днепров, С.А. Одинцев // Педагогическое образование и наука. – 2014. ‒ № 4. С. 166.
  4. Гужва, Е.Г. Возрождение нравственных традиций в Красной армии в годы Великой отечественной войны / Е.Г. Гужва // Вестник МГИМО университета. – 2015. ‒ № 3. С. 89.
  5. Дудулин, В.В. Воинские традиции – основа духовно-нравственного воспитания курсантов в современной армии / В.В. Дудулин // Мир образования – образование в мире. – Научно – методический журнал. – 2013. – № 3. С. 51.

Поделиться

295

Пхешхов А. З. Исторические условия формирования и функционирования традиций в российской армии // Актуальные исследования. 2023. №37 (167). Ч.I.С. 51-53. URL: https://apni.ru/article/6987-istoricheskie-usloviya-formirovaniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля