Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства [1].
Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая систематическая целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении её военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз [2].
Поднимая вопрос о воспитании молодежи, граждан нашего государства, военнослужащих, необходимо взять за основу концепцию военно-патриотического воспитания, утвержденную еще в 1998 году. В Концепции военно-патриотического воспитания молодежи отражены основные направления, цели, задачи, структура воспитания подрастающего поколения, где акцент ставится на формирование развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у личности профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех ее уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Любая армия мира имеет свои традиции, которые сложились и поддерживаются в течение продолжительного исторического периода и переходят от поколения к поколению.
История традиций и обычаев уходит своими корнями вглубь веков и оказывает огромное влияние на социум, в особенности на военную службу. Опора на славные традиции Российских Вооруженных Сил позволяет поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества [3].
Существует большое количество определений понятия «традиция» (от лат.traditio – «передача»). Наиболее полно оно определяется как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Следовательно, в качестве традиций могут выступать общественные установки, нормы поведения, социальные и культурные ценности, идеи, обычаи и т. п.
Средства передачи традиций – язык (письменные и устные источники: легенды, мифы, фольклор, символические тексты) и действия людей, представляющие собой практическое повторение образцов поведения.
Традиции в обществе выполняют важные функции: обеспечивают преемственность опыта от поколения к поколению, являются информационным каналом связи поколений для передачи идей, духовных ценностей, образцов одобряемого обществом поведения, которые прошли исторический отбор. В качестве традиции могут передаваться определённые нормы и правила поведения, обычаи и обряды, вкусы и взгляды разных поколений [4].
Традиции действуют во всех областях общественной жизни. В военной сфере традиции находят свою специфическую разновидность – воинские традиции. Под понятием «воинские традиции» понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, проявляемых в боевой обстановке, а также связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта [3].
Воинские традиции основаны на воинском воспитании, которое неразрывно связано с государственно-патриотическим, правовым, нравственным, экономическим, физическим, экологическим и другими направлениями воспитания военнослужащих. Все они являются составными частями воинского воспитания и представляют собой содержательную сторону единого процесса военно-профессионального воспитания военнослужащих.
Вместе с тем воинское воспитание является стержневым, приоритетным направлением, системообразующим элементом системы воспитания военнослужащих. Это обусловливается тем, что армия и флот, военно-учебные заведения призваны готовить прежде всего военного-профессионала, способного в мирных и боевых условиях успешно выполнять свои должностные обязанности. Все другие направления воспитания призваны, в конечном итоге обеспечивают формирование и развитие у военнослужащих тех морально-боевых и профессиональных качеств, которые необходимы для успешного несения военной службы [5].