Коррупция является одним из самых распространенных преступлений в системе государственной службы. Несмотря на то, что существуют специальные законы (Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ и многие другие), а также меры противодействия коррупции, уровень данных преступных деяний, совершаемых представителями органов государственной власти, по-прежнему достаточно высок. Коррупция в государственной сфере существует, потому что у чиновников есть возможность контролировать ресурсы, которые не принадлежат им, и злоупотреблять ими в процессе принятия или непринятия управленческих решений. Такие ресурсы включают в себя бюджетные средства, государственное имущество, государственные контракты, а также различные социальные льготы.
Сущность любого явления можно увидеть через формы, в которых оно проявляется. Форма определяет видимые, внешние границы объекта и способ его существования. Связь здесь простая: без четких границ любой объект, будь то материальный или созданный общественным сознанием, не может существовать. Следовательно, все имеет форму, в том числе и коррупция [6]. Коррупция может проявляться в различных формах и разновидностях, особенно разнообразны формы коррупционных правонарушений в сфере государственного управления. Исследование форм проявления коррупции в системе государственной службы является крайне важным, так как позволяет лучше понимать причины возникновения и распространения коррупционных преступлений в этой сфере и находить эффективные способы их предотвращения. Исследование форм проявления коррупции в органах государственной власти направлено на выявление уязвимых мест в функционировании государственного аппарата и оптимизацию механизмов контроля за ним, что позволит сократить уровень коррупции и улучшить эффективность государственных услуг, предоставляемых населению.
Понятие коррупции, обозначенное в статье 1 Федерального закона №№ 273-Ф3 «О противодействии коррупции» от 23.12.2008 [2], уже содержит указания на формы государственной коррупции, но только уголовно-наказуемые. По действующему УК РФ с коррупционными проявлениями тесным образом связаны такие преступления, как: присвоение или растрата (п. «в» ч. 2 ст. 160); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); получение взятки (ст. 290); дача взятки (ст. 291); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1); мелкая взятка (ст.291.2); служебный подлог (ст. 292) [1]. К коррупционным преступлениям относится также ряд составов, предусматривающих квалифицирующий признак совершения этих деяний лицом (должностным лицом) с использованием своего служебного положения. К их числу относятся преступления, предусмотренные ст. 174, 174.1, 226, 229, 229.1, 272 УК РФ, если эти деяния совершены должностными лицами, государственными служащими или с их участием.
Несмотря на то, что коррупция может проявляться по-разному, есть распространенные формы её проявления в системе государственной службы. Рассмотрим наиболее типичные коррупционные нарушения, совершаемые госслужащими.
Взяточничество представляет собой одну из наиболее распространенных форм коррупции в органах государственной власти. Она включает в себя обмен деньгами, подарками или другими формами вознаграждения в обмен на определенные преимущества или выгоды. Например, государственный служащий может принять взятку в обмен на присуждение контракта определенной компании или за предоставление услуги, в которой в противном случае ему было бы отказано [5].
На практике возможны случаи, когда коррупционные действия маскируются под иные поступки. Они могут производиться в форме передачи денежных сумм, прикрываться займом, выплатой несуществующего долга (или прощением существующего), принимать форму сделки купли-продажи товаров ниже их цены, заключения поддельных трудовых договоров, выигрыша в азартных играх, необоснованных выплатах премий и т.д.
Также существуют затруднения в отличии подарка от взятки или коммерческого подкупа. Уголовное законодательство не определяет минимальный размер взятки, в то время как гражданское право разрешает дарение подарков сотрудникам в праздничные дни, если их стоимость не превышает пяти минимальных заработных плат. Это приводит к тому, что из-за нежелания создавать ситуации, связанные с коррупцией, люди не дарят государственным служащим даже простые подарки, такие как букеты цветов в праздничные дни [7].
Следующая форма проявления коррупции – это откат. Откат – это форма согласованного подкупа, при котором взяточнику выплачивается комиссионное вознаграждение в обмен на оказанные услуги [6]. Обычно условия вознаграждения (деньги, товары или услуги) определяются заранее. Откат отличается от других видов взяток тем, что предполагает взаимное согласие между сторонами, а не вынуждение одной стороной взятки у другой. Цель отката заключается в стимулировании другой стороны к участию в коррупционной схеме. Еще одним отличием является то, кому предназначены передаваемые денежные средства. Если это лицо занимает управленческую должность в организации, то такие действия будут считаться коммерческим подкупом.
Ожидается, что государственные служащие будут действовать в интересах общества, а не в своих личных интересах. Однако в некоторых случаях у государственных служащих могут быть финансовые или личные интересы, которые противоречат их обязанностям. Например, государственный служащий может заключить контракт с компанией, в которой у него есть финансовая доля, или принять решение, отвечающее его личным интересам, а не интересам общества. Практика откатов стала настолько распространенной в сфере управления экономикой, что некоторые компании заранее выделяют в своих бюджетах скрытые средства, чтобы в дальнейшем повлиять на исход того или иного финансового вопроса.
Достаточно часто коррупция принимает форму растраты бюджетных ресурсов. Этот вид коррупции связан с незаконным присвоением государственных средств. Государственный служащий может украсть деньги или другое имущество, находящееся под его контролем, или направить средства, предназначенные для государственных проектов, на свои личные нужды [3]. При хищении бюджетных средств государственные служащие, пользуясь своим положением, растрачивают государственные ресурсы в личных целях. В свою очередь растраты выражается в различных проявлениях, включая фальсификацию отчетности, нецелевое использование средств в неразрешенных целях или просто кражу денег. Последствия такого рода коррупции могут быть разрушительными, поскольку она снижает доступность ресурсов для важнейших государственных услуг, таких как здравоохранение, образование и инфраструктура.
Одной из основных причин распространенности хищения бюджетных средств является отсутствие прозрачности и подотчетности в государственном секторе. Во многих странах государственные документы и финансовая информация недоступны для общественности, что затрудняет гражданам контроль за тем, как расходуются их налоговые средства. Отсутствие прозрачности создает условия, в которых коррумпированные чиновники могут действовать безнаказанно, зная, что их вряд ли поймают.
Другой формой коррупционных проявлений является незаконный лоббизм. Он выступает в качестве оказание незаконного давления на парламентария со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения определенного законопроекта. Продавливание влияния происходит, когда государственный служащий использует свое положение для влияния на решения или результаты в обмен на взятки или другие формы вознаграждения [7]. Это может подорвать целостность государственной службы и привести к принятию решений, не отвечающих общественным интересам.
Коррупционный аспект в политике привел к тому, что нередко одни законопроекты продвигаются, а другие блокируются, служа интересам определенных финансовых и промышленных групп, которые финансируют политические партии и предоставляют экономические стимулы законодателям, способным влиять на законодательные решения. Из-за того, что преступные организации имеют значительное влияние в экономике, некоторые политики и партийные чиновники начинают представлять интересы не только экономических, но и преступных групп.
Целую группу разнообразных коррупционных правонарушений формирует так называемая «кадровая коррупция». Она охватывает формы коррупции, при которых происходит недобросовестный выбор кадров или замещение должностей не на основе квалификационных критериев или компетенций, а на основе личных или политических связей. Такие деяния могут привести к неэффективной или чрезмерно забюрократизированной работе в государственных учреждениях и ухудшению обслуживания граждан. Существует множество разновидностей кадровой коррупции: непотизм, фаворитизм, протекционизм и т.д. [6].
Например, непотизм (или же кумовство) – это практика предоставления преференций родственникам или друзьям при приеме на работу, продвижении по службе и распределении ресурсов, независимо от их квалификации или заслуг. Эта форма коррупции зачастую приводит к назначению неквалифицированных лиц на важные должности.
Серьезная проблема непотизма в органах государственной власти заключается в том, что он подавляет конкуренцию и инновации. Когда государственные должности раздаются на основе связей, а не квалификации, самые талантливые и квалифицированные люди могут не получить тех возможностей, которых они заслуживают. Это может привести к отсутствию плюрализма, творчества и свежих перспектив в государственном аппарате, что может препятствовать способности государственных учреждений эффективно обслуживать потребности людей [8].
По характеру действий тех, кто вовлечен в коррупционную практику коррупцию можно условно разделить на активную и пассивную. Активная коррупция включает в себя незаконные действия по получению личной выгоды или выгоды для других незаконными средствами. Она предполагает инициативу госслужащих при использовании ими своего влияния для получения незаконного вознаграждения. С другой стороны, пассивная коррупция подразумевает невыполнение работником своих служебных обязанностей в обмен на материальное вознаграждение. Этот вид коррупции возникает, когда человек не выполняет свои обязанности, чтобы получить нелегальную финансовую выгоду [4].
Также в зависимости от уровня и власти лиц, вовлеченных в коррупционные действия, коррупцию можно разделить на две категории:
- Коррупция низшего уровня или низовая коррупция, в которую вовлечены младшие сотрудники и руководители органов государственного управления. Этот вид коррупции опасен тем, что часто направлен на обычных граждан, которые при иных обстоятельствах вряд ли смогли быть вовлечены в коррупционный процесс.
- Коррупция среднего, старшего и высшего звена, в которую вовлечены руководители органов государственного управления. Этот вид взяточничества отличается от других форм коррупции благодаря управленческим ресурсам, имеющимся в распоряжении вовлеченных лиц.
Наконец, коррупцию можно разделить на горизонтальную и вертикальную в зависимости от направления коррупционных действий. Горизонтальная коррупция предполагает прямую связь между отдельными лицами или организациями и работниками государственного сектора. Эта форма коррупции проявляется в незаконных платежах в обмен на коррупционные услуги. С другой стороны, вертикальная коррупция — это сложная форма коррупции, когда сотрудник, получающий незаконные стимулы от частных лиц или организаций, оставляет часть денег себе, а остальное передает вышестоящим органам, которые не препятствуют его незаконной деятельности [5].
В данной статье мы рассмотрели далеко не полный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы. В зависимости от сферы деятельности и индивидуальных особенностей человека, коррупция может проявляться в различных формах и влиять на различные сферы жизни.
В заключение следует отметить, что коррупция на государственной службе может принимать различные формы и иметь серьезные последствия. Необходимо принимать меры по борьбе с коррупцией на государственной службе, чтобы обеспечить эффективное и прозрачное предоставление государственных услуг и высокую результативность работы органов государственной власти. Деятельность по предотвращению коррупционных проявлений должна включать такие меры, как строгие этические стандарты для чиновников, эффективная антикоррупционная политика, а также надежная система подотчетности и надзора.