Главная
АИ #37 (167)
Статьи журнала АИ #37 (167)
Особенности организации проектной деятельности со старшими дошкольниками

Особенности организации проектной деятельности со старшими дошкольниками

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
проектная деятельность
образовательный процесс

Аннотация статьи

Статья рассматривает актуальность внедрения проектной деятельности в современное дошкольное образование с целью развития познавательных процессов и познавательного интереса у дошкольников. Авторы описывают разные виды проектов, такие как игровые, исследовательские, творческие и практико-ориентированные, а также предлагают классификацию проектов с учетом различных параметров.

Текст статьи

На современном этапе дошкольного образования актуальным становится внедрение в образовательный процесс таких методов, которые направлены на развитие познавательных процессов у дошкольников, в том числе познавательно интереса. В последние годы эту проблему в ДОО пытаются решать через организацию проектной деятельности.

Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – бросание вперед. Проект – это образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, плана, замысла какого-либо действия. В «Толковом словаре русского языка» на термин «проект» даются следующие характеристики: разработанный план, текст, замысел (сооружения, механизма, действия). В словаре В. И. Даля дается следующее определение – «проект»: (от лат. «брошенный вперед») – предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело и изложенное в чертеже, на письме.

О. Л. Гильманова, А. И. Кудрявцева, А. А. Майер определяют проект, как самостоятельную, творческую, завершенную работу, которая соответствует возрастным возможностям и выполнена в соответствии с алгоритмом проектирования – от идеи до ее воплощения в реальность.

По мнению О. В. Солодянкиной, проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектную деятельность Н. В. Матяш рассматривает как определенную систему обучения, гибкую модель организации образовательного процесса, которая ориентирована на самореализацию личности путем развития его интеллектуальных, физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

С точки зрения педагогов дошкольного образования Л. А. Ковыляевой, И. Б. Кравцовой, Л. Д. Морозовой и др. проектная деятельность, реализуемая в дошкольной образовательной организации, дает возможность организовывать самостоятельную деятельность детей, направленную на реализацию интеллектуального потенциала детей, проявлять активность и исследовательские навыки при реализации намеченных целей и задач, при возникновении затруднений и проблем, проявлять волевые усилия для их решения и т.д.

Участие детей дошкольного возраста в проектной деятельности позволяет им проявлять самостоятельность, развивать творческие способности, учиться планировать деятельность, самостоятельно или с помощью педагога контролировать процесс выполнения этапов проекта, прогнозировать результат проектной деятельности, анализировать полученные результаты.

Проектная деятельность способствует развитию у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательских умений и навыков, так как главная цель проекта направлена на решение определенного, всегда запланированного результата, который решается как в теоретическом, так и в практическом направлениях, где непосредственно требуется применение хорошо сформированных познавательно-исследовательских навыков.

Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова и др. выделяют и рассматривают следующие виды проектов:

  • игровые;
  • исследовательские;
  • творческие;
  • практико-ориентированные.

Игровой проект – это проект с применением элементов творческих игр, где дети выполняют роль литературных персонажей и решают поставленные задачи. В исследовательских проектах осуществляется исследовательский поиск, результаты которого затем оформляются в формате творческого продукта. Творческие проекты не нуждаются в детальной проработке совместной деятельности участников проекта. Результаты творческих проектов оформляются в виде концерта, выставки, праздника и т.д. В процессе практико-ориентированных проектов дошкольники изучают, анализируют, подготавливают информацию об объекте или явлении из разных источников. Затем ориентируясь на социальные интересы, реализуют ее в виде витража, оформлении помещения и т.п.

Свой вариант классификации проектов, для реализации в дошкольных образовательных учреждениях предлагает Е. С. Евдокимова:

  • по доминирующему методу;
  • по характеру содержания;
  • по характеру участия;
  • по характеру контактов;
  • по количеству участников;
  • по продолжительности.

Такие проекты как исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные Е. С. Евдокимова относит к доминирующему методу. По характеру содержания различает как ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. По характеру участия в проекте ребенок значится как: заказчик, эксперт, исполнитель, участник и т.д. По характеру контактов: контактирует внутри одной возрастной группы, в контакте с разновозрастной группой, в контакте с семьей, социально-общественными организациями. По количеству участников проекты бывают индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

На основе анализа исследований Н. А. Винограловой, Т. А. Данилиной, В. А. Деркунской и др. по проблеме определения и рассмотрения, главных составляющих проектной деятельности необходимо отметить, что работа над проектом в дошкольной образовательной организации включает следующие составляющие:

  • определение этапов проекта: целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов проекта, презентация;
  • деятельность педагога, деятельность детей (индивидуальная, парная, групповая);
  • продолжительность проекта (краткосрочный – несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности – 1-3 месяца; долгосрочный – до 1 года).

Проектная деятельность, организованная с детьми дошкольного возраста в обязательном порядке, предполагает использование наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей используя различные формы организации детей, рефлексию, участие родителей и других участников проектной деятельности, подведение итогов с презентацией того, что научились делать.

Одну из главных ролей в организации проектной деятельности отводится педагогу. Педагог является ведущим и определяет последовательность работы над проектом: определяет цель, формулирует задачи проекта, учитывает потребности и интересы детей, принимающих участие в проекте, активно вовлекает в решение проблем всех участников проекта, намечает и знакомит с планом движения к реализации поставленной цели проекта.

Одну из главных ролей отводит педагог в проектной деятельности взаимодействию с детьми. Диалог с детьми в проектной деятельности связан с использованием «модели трех вопросов» Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? И направлен на развитие саморефлексии ребенка в области познания и исследования собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых знаний в соответствии с темой проекта.

Задача педагога в проектной деятельности организовать детей так, чтобы имели возможность проявить самостоятельность. В процессе презентации рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить полученные результаты.

Педагог поддерживает интерес участников проекта к проектной деятельности. Обсуждает и принимает предложения по плану проекта от родителей, если они участвуют в проектной деятельности. Совместно с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта. При необходимости обращается за помощью к сотрудникам дошкольного образовательного учреждения (музыкального руководителя, психолога и других специалистов).

Педагог совместно с другими участниками проекта готовит необходимый дидактический материал, пособия в соответствии с темой проекта. Организует необходимы дополнительные мероприятия6 эксперименты, игры, наблюдения, экскурсии и т.п. Дает домашнее задание детям и родителям, поощряет их творческие начинания

Воспитатель собирает необходимую информацию по теме проекта, готовит необходимый дидактический материал в соответствии с темой проекта. Проводит мероприятия по основной части проекта (игры, наблюдения, поездки, эксперименты и т.д.), даёт домашние задания родителям и детям (поиск материалов, изготовление поделок и т.п.). Организует презентацию проекта и осуществляет контроль за тем, чтобы в основу презентации проекта был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей (спектакль, выставка, досуг).

После защиты проекта педагог подводит итоги проделанной работы. Это может быть собрание с участниками проекта, педагогический совет, беседа с детьми. В процессе подведения итогов проектной деятельности ставятся и обсуждаются следующие вопросы: Достигнута ли цель проекта? Какова степень достижения цели? Удалось ли реализовать все задачи? Какие задачи остались нерешенными, почему? и др.

К концу дошкольного возраста дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на более осознанный уровень проектирования. У детей активно продолжает развиваться познавательный интерес. Старшие дошкольники реже обращаются с просьбами о помощи, активнее проявляют себя в организации самостоятельной деятельности. У старших дошкольников на достаточном уровне развит самоконтроль, они способны реально оценить непосредственную собственную деятельность, собственные поступки, выбрать необходимые средства для достижения намеченной цели. Постепенно активность взрослого в совместной проектной деятельности снижается, и он становится, по большей части партнером.

Таким образом, совместная со взрослыми познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленная на достижение общего результата деятельности является проектом. Проекты разделяются: по доминирующему виду: исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, природу, рукотворный мир, общество и культуру. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, в контакте с семьей, общественными организациями. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

В ходе проектной деятельности дети старшего дошкольного возраста учатся планировать, контролировать, проявлять инициативу, проводить анализ полученных результатов, что способствует развитию у них познавательного интереса.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. – 282 с.
  2. Актуальные вопросы познавательного развития детей : материалы регион. науч.-практ. конф. / под/ ред. И. Ю. Лебеденко. – Армавир: АГПА, 2015. – 255 с.
  3. Александрова И. В. Воспитание любознательности и познавательных интересов в ДОУ // Символ науки. – 2016. – № 11. – С. 70-73.
  4. Алисов Е. А. Программа стимулирования познавательной активности в исследовательской деятельности дошкольников – воспитанников разновозрастной группы / Е. А. Алисов, А. А. Данелия // Гаудеамус. – 2019. – № 9. – С. 39-43.
  5. Баркова Г. А. Способы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов: материалы IV Междунар. студ. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2015. – С. 23-24.

Поделиться

1592

Бускина Н. А., Шушвалова Ю. А., Салова Я. О. Особенности организации проектной деятельности со старшими дошкольниками // Актуальные исследования. 2023. №37 (167). Ч.II.С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/6995-osobennosti-organizatsii-proektnoj-deyatel

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января