В истории морфологии ярко проявил себя ученый, который, сам не будучи морфологом, тем не менее сделал такой значительный вклад в эту область науки, что мы чтим его как основоположника анатомии ребенка в России. Это живший на рубеже XIX-XX веков замечательный врач-педиатр, профессор Николай Петрович Гундобин. 15 сентября текущего 2023 года исполнилось 115 лет со дня его смерти, в связи с чем хотелось бы вспомнить с благодарностью этого очень скромного в жизни, но так много сделавшего для развития анатомии детского возраста в нашей стране талантливого труженика.
Николай Петрович Гундобин родился 30 ноября 1860 г. в старинном русском городе Шуя Владимирской губернии. Его отец, Петр Ильич Гундобин, выходец из купеческой среды, был очень интересным человеком с широчайшим кругозором. Он являлся членом Румянцевского музея в Москве, членом-корреспондентом Публичной библиотеки в Петербурге, Археологического, Географического и некоторых других научных обществ. Петр Ильич был автором ряда научных публикаций по этнографии, собрал обширную коллекцию древних русских монет, книг, оружия, кубков, блюд, рукописей на церковно-славянском языке. За период с 1859 г. по 1871 г. Петр Ильич передал в Императорскую публичную библиотеку более 2000 книг, карт, рукописей, планов и эстампов, включая такие раритеты, как 123 рукописи XV-XVIII веков. За пожертвование государству такого количества ценностей Петр Ильич был пожалован дворянством, но, к сожалению, он скоропостижно умер от тифа в 34 года, когда его сыну Коле еще не исполнилось 11 лет. Неизвестно, какой именно тиф послужил причиной смерти Петра Ильича Гундобина, но, учитывая, что незадолго до своей болезни он вернулся из поездки по Алтаю, можно предположить, что отец будущего знаменитого врача и ученого умер от сибирского клещевого тифа, эндемичным по которому традиционно является Алтайский край [14, c.5]. Мать будущего врача Екатерина Николаевна, происходившая из семьи дворян Григорьевских, была женщина добрая, чувствительная, обожавшая музыку и поэзию. С 1862 г. семья Гундобиных жила в городе Рыбинске на Волге, а после смерти Петра Ильича в 1871 г. перебралась в Петербург. Здесь Коля в 1880 г. окончил с золотой медалью Вторую Петербургскую гимназию (в советское время это была школа №232 г. Ленинграда). В 1880 г. Н.П. Гундобин поступил на медицинский факультет Московского университета, который успешно окончил в 1885 г. Своими главными учителями в университетские годы Николай Петрович считал профессора Н.А. Тольского и тогда еще приват-доцента Н.Ф. Филатова, которые и привили ему любовь к педиатрии, к клинике детских болезней, в которой Н.П. Гундобин проработал до 1889 г. Затем он переехал в Петербург и в 1891 г. успешно защитил там докторскую диссертацию на тему «Строение кишечника у детей». С самого начала своей работы с детьми Николай Петрович ощущал недостаточность на тот период знаний морфологии ребенка и всемерно старался освоить эту область возрастной морфологии, необходимую для успешного развития научной и клинической педиатрии,
В 1892 г. Н.П. Гундобин был избран приват-доцентом кафедры детских болезней Военно-медицинской академии (ВМА), которую тогда возглавлял первый в России профессор-педиатр Николай Иванович Быстров, также считающийся одним из учителей Н.П. Гундобина. В 1897 г. Н.П. Гундобин стал преемником Н.И. Быстрова, будучи избранным на пост заведующего кафедрой детских болезней ВМА Конференцией академии. 11 лет работы этой кафедры под руководством Н.П. Гундобина стали самыми яркими в ее жизни до Великой Октябрьской социалистической революции. Энергия и работоспособность Николая Петровича Гундобина оказались просто фантастическими. По воспоминаниям его сотрудника Э.Э. Гартье, «Н.П. Гундобин сам много работал и умел заставлять работать других; как прекрасный и талантливый руководитель, он живым интересом к делу, увлекаясь сам, увлекал и других; своим же приветливым характером он очаровывал всех, кто только имел возможность сблизиться с ним» [1, с.2]. Постоянным ассистентом клиники был один лишь А.Д. Зотов и с 1903 г. – Э.Э. Гартье, но стажировку в клинике за время заведования кафедрой Н.П. Гундобиным прошло 130 врачей, и он их всех постоянно привлекал к научным исследованиям. Всего под его руководством было выполнено 114 докторских диссертаций. Это небывалое их количество явилось следствием огромной работы Н.П. Гундобина, направленной на выполнение широко задуманного им коллективного труда об анатомо-физиологических особенностях детского организма. Не все диссертации, вышедшие из клиники, стояли на одинаково высоком уровне науки того времени, но в совокупности они послужили созданию такого большого вклада в педиатрию, каким является обобщающая капитальная монография Н.П. Гундобина «Особенности детского возраста» [2, с.102]. В исследованиях, отраженных в этом руководстве, были изучены вес, объем, длина тела ребенка; опорно-двигательный аппарат; кровь и сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, дыхания, мочеполового аппарата, железы внешней, внутренней и смешанной секреции; центральный и периферический отделы нервной системы, основные анализаторы.
Н.П. Гундобин стремился разработать научные основы педиатрии. В изучении им строения и функций детского организма исходным положением было то, что анатомия и физиология составляют фундамент клинической медицины. В то время все приходилось исследовать заново или впервые, т.к. литература по анатомии и физиологии ребенка отсутствовала или устарела. На русском языке имелась компилятивная сводка приват-доцента Московского университета Н.Ф. Миллера «Анатомические и физиологические особенности детского организма», изданная в 1885 г., а написанная еще в 1878 г.; некоторые более ранние данные по анатомии (Генке) и по физиологии (Фиродта) имелись в первом томе многотомного руководства на немецком языке под редакцией Гергардта (1877). Такая грандиозная работа, как сбор новых анатомических данных по всем органам и образованиям всех возрастов детства, могла быть осуществлена в сравнительно короткий срок только большим коллективом и только благодаря организаторскому таланту Н.П. Гундобина [2, с.103].
Уже в своей докторской диссертации «Строение кишечника у детей» Николай Петрович устанавливает, что кишечник ребенка после рождения не просто увеличивается в размерах, а развивается качественно. Он показывает последовательные изменения в строении стенки кишок. Ткани стенок кишечника новорожденных характеризуются нежным строением входящих в них элементов, богатыми иннервацией и кровоснабжением. Отсюда их слабое противодействие неблагоприятным факторам, легкая ранимость и склонность к воспалительным процессам. Кишечные инфекции у детей до настоящего времени имеют широкое распространение [12, c.115]. Проф. Н.П. Гундобин не просто изучает строение, а связывает его с клиникой. Взаимосвязи морфологических и физиологических работ с потребностями клиники он требует и от всех своих сотрудников. Этой клинической целеустремленностью пронизано и следующее большое исследование проф. Н.П. Гундобина – «О морфологии и патологии крови детей», в котором он отмечает наличие лимфоцитоза у детей грудного возраста и изменения у них лейкоцитарной формулы при разных заболеваниях.
Книга «Особенности детского возраста» увенчала всю многообразную деятельность школы Н.П. Гундобина. Цель этой работы автор излагает в предисловии: изучение роста, строения, химических особенностей органов у детей по возрастам, взаимосвязь этих особенностей с клиникой. В I главе излагаются общие данные об абсолютных и относительных размерах тела детей, его объеме и весе. Приводятся многочисленные таблицы увеличения роста и веса тела от рождения до 16 лет, подчеркиваются влияния внешних условий, в которых развиваются индивидуумы. Отмечающееся падение веса новорожденных в первые дни жизни Н.П. Гундобин объясняет нарушением обмена веществ, наступающим по причине временного несоответствия функций органов в организме новорожденного в результате внезапной перемены внешней среды. Н.П. Гундобин выводит 2 основных закона роста тела: 1) усиленный рост в первые годы жизни, 2) усиление энергии роста в периоде полового созревания. Наибольшая энергия роста отмечается на первом и втором годах жизни.
В следующей главе разбираются данные о строении костей, кожи, подкожной клетчатки и мышц. Здесь можно прочесть об интересных особенностях этих тканей у новорожденных: «Кость новорожденного имеет своеобразное (волокнистое) строение, отличающееся от кости взрослого. Кроме того, она очень богата сосудами и костномозговыми элементами». Эти особенности структуры костей ребенка, описанные Н.П. Гундобиным, объясняют, почему количество больных детей с острым гематогенным остеомиелитом не имеет тенденции к снижению, а по данным многих авторов [16, c.78; 7, с.102], под влиянием естественного и искусственного патоморфоза отмечается учащение случаев остеомиелитического поражения плоских костей. Из приведенных Гундобиным особенностей мышц новорожденного отметим нежноволокнистый характер межмышечной соединительной ткани и богатство ее клеточными элементами. Мышечные волокна имеют меньшую толщину и большее количество ядер. В разделе о подкожной клетчатке описываются изменения ее химического состава в зависимости от возраста. Эти результаты во времена Николая Петровича достигались путем сложных, трудоемких исследований, сейчас компонентный состав тела легко определяется с помощью биоимпедансного метода [4, c.104].
В интересном разделе об органах кровообращения рассматриваются данные о росте и положении сердца, о процессах облитерации пупочных сосудов, боталлова и аранциева протоков, овального отверстия. Приводятся данные об артериальном давлении у новорожденных и в последующие периоды детства и отрочества. Эти данные актуальны и в наше время, когда стремительно растет заболеваемость артериальной гипертензией среди детей, неуклонно ухудшая качество их жизни [5, c.5]. В разделе об органах дыхания рассматриваются не только возрастные изменения отдельных органов, но и грудной клетки в целом. Далее подробно описываются кроветворные органы и кровь, ее морфология, а также лимфоузлы, которые оказываются созревшими для функционирования уже в последние месяцы внутриутробной жизни. Очень подробно изучено развитие органов пищеварения, разбирается развитие зубной системы. Специальная глава посвящена вопросу об эрозии зубов новорожденных, которая трактуется как следствие недостаточного кальциевого обмена. Подробно говорится о многообразных функциях печени. В разделе о половых органах сначала подробно описывается таз и его возрастные изменения, а далее – мочевой пузырь, почки; подробно исследуется моча новорожденных. Именно изучению морфологии мочевой системы ребенка Н.П. Гундобин придавал особое значение, т.к. «болезни мочевой системы у детей занимают 3-е – 4-е места в структуре заболеваемости. Патология мочевой системы часто дает хронизацию процесса, приводит к нарушению темпа развития детей, снижению физической и умственной работоспособности, ухудшению адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, изменению психологического состояния [9, с.116; 10, с.108]. Затем в книге Н.П. Гундобина излагаются возрастные изменения строения половых органов.
Очень интересен раздел, посвященный нервной системе, он начинается с особенностей развития и роста черепа как вместилища головного мозга. Указывается, что в росте головы и мозга можно отметить полную корреляцию. Особенно усиленно они растут на первом году жизни, несколько меньше на втором. Затем энергия роста затихает с тем, чтобы снова усилиться в возрасте 12-15 лет. Обращается внимание практических врачей на важность измерения окружности головы детей, т.к. это помогает в определении жизнеспособности новорожденных и степени физического развития ребенка. Н.П. Гундобин обращает внимание на физиологическую асимметрию головы и мозга: левая половина черепа более выпукла, чем правая. Подробно анализируется абсолютное и относительное нарастание веса мозга и его отдельных частей; рассматриваются возрастные изменения поверхности больших полушарий и строения коры. Подробно излагаются возрастные изменения размеров спинного мозга и его соотношения с головным мозгом. Отмечается более поздняя миелинизация пирамидных путей у новорожденных, наступающая только на 2-3 месяце жизни. Обстоятельно изложены особенности строения органов зрения и слуха, эндокринных желез.
Каждый раздел книги начинается с перечисления фамилий сотрудников или авторов диссертаций, материалы которых послужили Н.П. Гундобину основанием для написания этого раздела. В конце глав приводятся обширные литературные указатели. В книге нет, однако, синтетического заключения с обстоятельной анатомо-физиологической характеристикой отдельных возрастных групп и общего хода развития организма. Общие закономерности роста и развития ребенка, которые были выявлены Н.П. Гундобиным в результате всей громадной работы, проделанной его коллективом, изложены лишь в самом кратком виде во введении к книге. Они сводятся к нескольким основными положениям: рост отдельных органов не всегда идет параллельно с общим ростом тела. Биологические законы роста и развития подвержены влиянию внешних условий. Считая, что в основе развития организма лежит «биологический принцип первоначального роста, последующего развития и, наконец, совершенства организма». Н.П. Гундобин разделил детский возраст на следующие периоды: 1) усиленного роста организма (новорожденные, грудной возраст и первое детство – до 4 лет; 2) развития организма (второе детство и школьный возраст); 3) совершенствования организма (возраст полового созревания).
В периоды усиленного роста организм в целом и отдельные органы оказываются менее стойкими к вредным внешним влияниям и больше подвержены заболеваниям. Это относится к раннему детскому возрасту и к периоду полового развития. Преломляя эти данные в практике клиники, Н.П. Гундобин пишет, что детский врач должен знать, соответствует ли физическое развитие данного ребенка его возрасту, в каком периоде роста находятся отдельные органы тела, какую опасность представляет данная болезнь для жизни ребенка и для дальнейшего развития отдельных органов.
Вся научная и практическая деятельность Н.П. Гундобина была направлена на анатомо-функциональный подход к патологии детского возраста. Биографы Николая Петровича отмечают, что он был первоклассным клиницистом и дальнейшую деятельность предполагал направить на разработку вопросов патологии и терапии. Но в самом расцвете сил кипучая деятельность профессора Гундобина оборвалась: в результате тяжелой болезни он скоропостижно умер 15 сентября 1908 года и был похоронен на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре [11, c.3]. Причиной смерти Николая Петровича обычно указывают гнойный перитонит, но осложнением чего он явился, авторам статьи выяснить не удалось.
Николай Петрович Гундобин по праву считается основоположником русской научной педиатрии, ибо его главная и последняя книга «Особенности детского возраста», опубликованная в Санкт-Петербурге в 1906 г., сразу же вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и являлась настольным руководством для педиатров на протяжении десятилетий. Также Н.П. Гундобин являлся автором неоднократно переиздававшегося фундаментального труда «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (СПб, 1896, 1900, 1906) и пользовавшейся широкой популярностью у матерей научно-популярной книги «Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста» (1907, 1909, 1913). Профессор Н.П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904 г.), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также отделения школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900 г.).
Нужно отметить, что многие историки отечественной науки, признавая Н.П. Гундобина основоположником русской научной педиатрии, обходили молчанием его имя как основателя научной возрастной морфологии. Однако со временем справедливость была восстановлена. Как основоположник морфологии детского возраста, Н.П. Гундобин упоминается в известных монографиях по истории анатомии В.В. Куприянова и Г.О. Татевосянца [8, c.216], В.С. Сперанского и Н.И. Гончарова [13, c.63]. Немало упоминаний о заслугах Николая Петровича перед русской педиатрией и морфологией можно встретить на страницах «Уральского медицинского журнала». О профессоре Н.П. Гундобине писала основательница одной из педиатрических научных школ в Екатеринбурге профессор Александра Марковна Чередниченко [3, c.5] и представители другой педиатрической научной школы г. Екатеринбурга – доктора наук Т.В. Бородулина и Л.В. Левчук [6, c.64]. Не забывают о важной роли Н.П. Гундобина в развитии морфологии и анатомы г. Екатеринбурга, которые считают себя последователями Николая Петровича, т.к. в течение трех десятилетий основным направлением научной работы кафедры анатомии человека Уральского государственного медицинского университета была анатомия сердца плода и новорожденного [15, c.93]. Имя Николая Петровича Гундобина уже давно и прочно вошло в историю отечественной медицины не только как основоположника русской научной педиатрии, но и как основоположника анатомии ребенка в России.