Главная
АИ #9 (12)
Статьи журнала АИ #9 (12)
Теория. «Зарождение и технологическое развитие цивилизации и цивилизационный рег...

Теория. «Зарождение и технологическое развитие цивилизации и цивилизационный регресс»

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

цивилизационное развитие
технологическое развитие
цивилизационный регресс
знание
общество

Аннотация статьи

В статье автор дает описание первичности технологий в процессе цивилизационного развития общества, указывает на прямую взаимосвязь между уровнем технологического развития общества и объемом накопленных научных знаний, а также описывает механизм цивилизационного регресса.

Текст статьи

Основные положения теории

  1. Цивилизационный уровень общества целиком определяется уровнем развития его технологий.
  2. Технологическое и цивилизационное развитие возможны только в больших по численности социальных группах.
  3. Локализация в одном районе различных многочисленных социальных групп способствует ускорению их технологического и цивилизационного развития.
  4. Каждому технологическому уровню общества соответствует свой, определенный, объем знаний. Развитие новых технологий дает новые знания, новые знания подтягивают технологии на свой уровень.
  5. Выпадение или деградация одного из двух звеньев этой цивилизационной цепи (технологии – цивилизационные знания) автоматически приведет к деградации и второго.

1.1. Цивилизационный уровень общества целиком определяется уровнем развития его технологий.

Цивилизационный прогресс – это процесс развития технологий и накопления знаний обществом.

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» – К. Маркс («К критике политической экономии». Предисловие).

А само бытие полностью зависит от уровня технологического развития общества. Именно технологии и создают ту среду обитания, в которой происходит наша жизнь и формирование нашего мировоззрения. Человек уже рождается в определенной технологической среде. Технологическая среда оказывает влияние на формирование мировоззрения человека еще до того как он научится говорить, познавать мир, писать законы и трансформировать технологии.

Этим и обусловлена первичность технологий по отношению ко всем остальным признакам цивилизации.

Все остальные признаки, определяющие само понятие цивилизация, такие как религия, искусство, законодательство и прочее являются вторичными по отношению к уровню технологического развития общества.

Каждому технологическому уровню соответствует и свой тип производственных отношений. А тип производственных отношений, в свою очередь, определяет социальные отношения в обществе и развитие его законодательной базы.

Так многие цивилизационные достижения современного общества просто не могли появиться в другой технологический момент.

Например, проблемы гендерного равенства.

На ранних этапах технологического развития общества, плохое развитие медицины, гигиены, постоянные войны и низкая производительность труда создавали необходимость иметь большие семьи для выживания семейного клана и повышения его благосостояния. В больших семьях женщина была полностью занята обеспечением семьи и выполнением домашней работы. 

При слабом технологическом развитии общества, общественно полезный труд требовал большой физической силы и просто не мог выполняться женщиной. Для женщин было мало профессий в производственной сфере вне семьи. Таким образом, мужчина обеспечивал благосостояние семьи, а женщина находилась в зависимом положении от него и вопрос гендерного равенства на ранних этапах развития человечества даже не возникал.

С развитием технологий, в производственном процессе стали активно применяться различные машины, значительно уменьшающие требования к физической силе работника. Появилось множество профессий, не требующих больших физических нагрузок для их выполнения. Все это значительно расширило круг доступных для женщины профессий. Сокращение семей и применение в быту технологических машин и приборов значительно сократило время на содержание семьи и привело к большему участию женщин в производственном процессе, а вместе с тем поставило вопрос о гендерном равенстве и потребовало его законодательного решения.

Можно найти и другие примеры зависимости цивилизационного уровня общества от уровня развития его технологий.

1.2. Технологическое и цивилизационное развитие возможно только в больших по численности социальных группах.

На начальных этапах развития общества скорость технологического прогресса напрямую зависит от количественного состава данного общества.

Целенаправленная научная деятельность полностью отсутствует в этот период, поэтому накопление новых знаний и развитие технологий происходит случайным образом.

Человек замечает и копирует некоторые явления природы, методом случайного перебора находит горящие камни, плавит металл, находит новые продукты питания, технологии их приготовления и прочее.

Поскольку приобретение новых знаний идет случайным образом и методом перебора, то количественный состав общества играет здесь ключевую роль.

Чем больше общество, тем большее количество переборов и случайных событий в единицу времени в таком обществе происходит. Соответственно быстрее идет накопление новых знаний и развитие новых технологий.

Большая социальная группа способна сформировать и социальный запрос на развитие в большем количестве различных областей производства, что тоже способствует ускорению технологического развития общества.

Именно по этой причине начальное цивилизационное и технологическое развитие в малых социальных группах практически невозможно или же идет очень медленно.

Поэтому можно говорить о существовании некоторой критической количественной величины общества, после преодоления которой, у данного общества появляется возможность к технологическому, а следовательно, и к цивилизационному прогрессу.

Эта критическая количественная величина развития общества – величина непостоянная и для каждой социальной группы может меняться в больших пределах в зависимости от окружающих условий.

Так любая социальная группа должна решать ряд задач для своего выживания:

  1. Продовольственное обеспечение
  2. Обеспечение жильем
  3. Обеспечение одеждой
  4. Защита и безопасность

В малой социальной группе борьба за выживание поглотит все доступные трудовые ресурсы и просто не останется свободных ресурсов для ее технологического развития.

Развитие многих видов технологической деятельности в таких группах вообще не происходит, потому что в этом нет необходимости, нет социального запроса на это.

Малым племенам не нужно массовое строительство жилья, пошив одежды в больших количествах, им не нужна письменность, деньги и много чего еще.

Все это мы можем наблюдать сегодня на примере малых народов Африки и Амазонки, аборигенов Австралии. Эти народы и сегодня находятся на уровне первобытнообщинного строя. Даже несколько сотен лет проживания бок о бок с нашей, технологически высокоразвитой цивилизацией, мало повлияло на их технологический уровень и образ жизни.

1.3. Локализация в одном районе различных многочисленных социальных групп способствует ускорению их технологического и цивилизационного развития.

Но как показывает нам история, одного только количественного состава общества недостаточно для его быстрого технологического и научного прогресса.

Даже большие по численности моноэтнические народы, разобщенные между собой большими расстояниями, теряют динамику технологического и цивилизационного развития в силу:

  1. Установившихся привычек в обществе, консерватизм в образе действий и производстве.
  2. Отсутствия конкуренции и обмена достижениями с другими народами.
  3. Социальных и государственных запретов на отдельные виды деятельности или научные исследования.
  4. Религиозных предрассудков и привычек (религиозные запреты на отдельные виды научной деятельности и исследований, сложные религиозные обряды, занимающие много времени и отвлекающие членов общества от научной и общественно-полезной деятельности).

Это можно проследить на примере древних цивилизаций Египта, Рима, Китая, Индии, Персии, Византии, проигравших цивилизационную гонку варварским народам Европы.

К моменту прихода варваров в Европу эти цивилизации уже насчитывали по нескольку сотен лет своего цивилизационного развития. Отсутствие конкуренции между этими цивилизациями из-за  больших расстояний, отделяющих их друг от друга, замедлило обмен технологическими знаниями и привело к потере динамики их технологического, а следовательно, и цивилизационного развития.

Поэтому кроме количественного состава общества большое значение на ускорение технологического цивилизационного прогресса играет локализация в одном месте различных многочисленных народов. Каждый из таких народов развивается по своему, но сосредоточение на одной территории многих народов упрощает связь между ними, обмен знаниями и технологиями, усиливает конкуренцию, и способствует ускорению их технологического развития.

1.3.1. Глобальные катаклизмы, экологические и социальные стрессы являются катализаторами цивилизационного развития народов.

К экологическим стрессам можно отнести такие природные явления, как:

  1. Климатические изменения, приводящие к оледенению и засухам
  2. Катастрофические события земного происхождения, такие как цунами, извержения вулканов, ураганы и прочее
  3. Эпидемии тоже можно отнести к экологическим стрессам
  4. Падение на Землю крупных небесных тел, которые в свою очередь могут приводить к климатическим изменениям, цунами и ураганам

К социальным стрессам относятся:

  1. Войны
  2. Революции

Глобальные катаклизмы, экологические и социальные стрессы приводят к сокращению территорий пригодных для комфортного проживания людей. Сокращение ресурсной базы приводит к миграции племен и повышает плотность населения на пригодных для жизни территориях.

Так в 3-7 веках нашей эры, неблагоприятные погодные условия [5], привели к Великому переселению племен [6] из Азии и северо-восточной Европы в центральную ее часть.

Дикие племена, на несколько тысяч лет отставшие в своем развитии от передовых цивилизаций того времени, после прихода в Европу значительно увеличили плотность населения континента и конкуренцию между народами. Все это ускорило технологическое и цивилизационное развитие народов Европы и позволило им значительно опередить в своем развитии все, существующие на тот момент, древние цивилизации планеты.

Рис.

Всего за 1000 лет своего развития,  после переселения, варварские племена Европы сумели создать новую цивилизацию и достичь технологического превосходства над всеми древним государствами Африки и Евразии, и начали колонизацию мира.

М.В. Григер и Э.М. Дусаева в своей работе подчёркивают: «Хотя политическое разнообразие и нестабильность Западной Европы приводили к хроническим войнам, это не препятствовало быстрому культурному и экономическому росту. Напротив, именно данные факторы и определяли это развитие. Бесконечное соперничество между различными политическими устройствами питали социальную среду и вдохновляли нововведения, обещая особые выгоды любому новому способу приложения сил. И действительно, если бы средневековая Европа была приведена к политическому миру и согласию либо сильным и успешным правящим императором, либо победившим папством, трудно представить, чтобы импульсивный характер развития европейской цивилизации не стал бы чахнуть и не иссяк в любой из этих институциональных конфигураций. Хронические войны, являвшиеся результатом не прекращавшегося политического многообразия, долго были весьма болезненной, но мощной и притом основной движущей силой жизнеспособности Запада» [7, с.22].

Как бы это прискорбно не звучало, но даже в современном, высоко цивилизованном обществе, войны или подготовка к ним являются мощнейшими драйверами научно-технологического развития.

Научные разработки, направленные на создание орудий убийства и способов защиты от них, получают приоритетное государственное финансирование во всех странах мира, независимо от формы их общественно-политического устройства.

Практически все научные и технологические достижения находят свое материальное воплощение сначала в оборонно-промышленном производстве, а уже затем внедряются в гражданских отраслях.

Сытая, спокойная жизнь приводит к формированию оптимальных привычек в образе действий и способах производства в обществе. Социальный запрос на перемены в таком обществе отсутствует. Все это приводит к потере динамики в его технологическом развитии и застою.

Только стрессы заставляют общество консолидироваться в борьбе с общей бедой и стимулируют его научно технологический прогресс.

Человек, к сожалению, не является исключением в процессе эволюции, поскольку цивилизация не отменяет законы сформулированные Чарльзом Дарвином относительно 3-х типов борьбы за существование:

  1. Внутривидовая борьба.
  2. Межвидовая борьба.
  3. Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды.

Очень знакомо, не правда ли?

  1. Борьба за власть внутри государства
  2. Борьба государств между собой за доминирование и ресурсы на планете.
  3. Борьба с экологическими стрессами и эпидемиями.

1.4. Каждому технологическому уровню общества соответствует свой, определенный, объем знаний. Развитие новых технологий дает новые знания, новые знания подтягивают технологии на свой уровень.

Научный прогресс и технологический прогресс не могут существовать один без другого.

На начальных этапах цивилизационного развития научная деятельность как отдельный технологический процесс вообще не существует.

Человек просто копирует те явления и технологические процессы, которые наблюдает в дикой природе и таким образом получает новые знания.

Поэтому, в этот период цивилизационного развития, технологии первичны, и они дают человеку новые знания. Человек познает природу вещей и явлений.

По мере своего развития и накопления знаний человек начинает экспериментировать,  видоизменять и усложнять технологические процессы.

Постепенно научная и экспериментальная деятельность начинают выделяться в отдельный технологический процесс. Люди, занимающиеся научной и исследовательской деятельностью, начинают выделяться в отдельную социальную группу ученых.

В процессе дальнейшего развития происходит симбиоз науки и технологий, когда получение новых знаний становится невозможным без соответствующего развития технологий, а развитие новых технологий становится невозможным без получения новых знаний. Развитие технологий дает новые знания, а новые знания приводят к развитию технологий. Одно без другого становится невозможно.

Времена, когда упав в ванную можно было открыть закон Архимеда или, заснув под деревом, получить удар яблоком в голову и открыть закон всемирного тяготения Ньютона, давно прошли. При соответствующем уровне технологического развития.

Сегодня для получения более совершенных знаний требуются и более совершенные инструменты, а для их изготовления нужны и более совершенные технологии.

Современная наука для своего дальнейшего развития требует лазеры, электронные микроскопы, радиотелескопы, космические телескопы, адронные коллайдеры, а для всего этого нужен соответствующий уровень технологий.

Теоретические расчеты и теории не требуют новых технологий, но это еще и не знания. Это только предположения. Для того чтоб эти предположения превратились в научные знания они должны быть подтверждены на практике экспериментально, а для этого нужны новые инструменты и соответственно новые технологии для их изготовления.

1.5. Выпадение или деградация одного из двух звеньев этой цивилизационной цепи (технологии – цивилизационные знания) автоматически приведет к деградации и второго.

И если потеря цивилизационных знаний большим обществом вопрос больше теоретический, то уничтожение промышленной базы цивилизации и ее инфраструктуры в результате войны или глобального катаклизма вполне реально.

1.5.1. Результат тотального разрушения технологической базы цивилизации.

Тотальное разрушение технологической базы отбросит любую цивилизацию в каменный век, где есть только человек, его руки и окружающая его природа.

Высокотехнологичную промышленную инфраструктуру нельзя взять и сразу восстановить из ничего. И в этом процессе не помогут никакие предыдущие научные знания.

Создание высокотехнологичного производства это процесс эволюционный, идущий по пути постепенного совершенствования орудий производства и усложнения технологических процессов.

Восстановление производства надо будет начинать с возрождения железной металлургии и освоения кузнечного дела, а затем молотом ковать всю производственную базу.

Переход на более высокий технологический уровень требует использования более совершенных орудий производства и технологических процессов, созданных на предыдущем технологическом этапе.

Это как строительство многоэтажного здания, где каждый последующий этаж, технологический уровень, требует для своего возведения использовать орудия производства, созданные на предыдущем технологическом уровне, и опирается на ВСЕ этажи построенные ранее. При полном уничтожении производственной базы цивилизации, ее технологической возрождение невозможно будет начать с самого верхнего этажа, последнего технологического уровня достигнутого обществом. Для этого у общества просто не окажется требуемых высокотехнологичных инструментов. В этом случае придется строить все здание технологического развития с самого начала. И постепенно, этаж за этажом, усовершенствовать орудия производства и возрождать свои технологии.

Утрата производственной базы со временем обнуляет почти все научные знания общества.

На первый план в такой ситуации выходят только те знания, которые могут быть применены на практике для выживания общества и при этом не требуют применения высокотехнологичных орудий производства. Это знания в области сельского хозяйства, обработке земли, животноводстве.

1.5.2. Утрата источников цивилизационных знаний.

Накопленные научные знания в ядерной физике, химии, электротехнике, генетике и т.д. окажутся невостребованными в данном обществе. Они превратятся в чистую теорию, которая не может быть практически подтверждена и тем более использована в изменившихся условиях. Всего через пару поколений эти знания будут полностью забыты обществом, а еще через какое-то время истлеют книги и другие носители информации, и великие знания будут утрачены навсегда.

Общество начнет путь своего цивилизационного развития заново с каменного века и далеко не факт, что этот путь окажется столь же успешным, как предыдущий.

Что касается книг и других источников знаний и носителей информации, то здесь ситуация вообще печальная.

По мере своего развития, цивилизация становится более зависимой от своих технологий. Развиваются новые способы хранения и представления информации. Электронные носители позволяют легко и быстро копировать огромные массивы данных и осуществлять поиск требуемой информации в них. Со временем вся научная и технологическая информация перемещаются в виртуальную среду и на высокотехнологичные носители.

Книги утрачивают свое значение как хранилища знаний цивилизации.

Однако высокотехнологичные источники знаний очень уязвимы, и утрата источников энергии мгновенно приводит к безвозвратной потере всех накопленных цивилизацией знаний. Это тоже ускоряет цивилизационный регресс в подобной ситуации.

Получается парадоксальная ситуация. Чем выше уровень технологического развития цивилизации, тем она менее устойчива к выживанию и своему возрождению в случае глобальных катаклизмов подобных Всемирному потопу.

1.5.3. Теория цивилизационного регресса в рассказах Египетских жрецов.

Подтверждением теории цивилизационного регресса, как следствия глобальных катастроф, может служить и рассказ Египетских жрецов, записанный Греческим философом Платоном в его произведении ТИМЕЙ 360 год до н.э.

Просто наша современная цивилизация была не в состоянии это понять и увидеть.

Диалоги «Тимей» в переводе С. С. Аверинцева. Тексты сверены И. И. Маханьковым.

«Все вы юны умом, – ответил тот, – ибо умы ваши не сохраняют в себе никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени. Причина же тому вот какая. Уже были и еще будут многократные и различные случаи погибели людей, и притом самые страшные – из-за огня и воды, а другие, менее значительные, – из-за тысяч других бедствий.

в самом деле, тела, вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара.

Когда же боги, творя над Землей очищение, затопляют ее водами, уцелеть могут волопасы и скотоводы в горах, между тем как обитатели ваших городов оказываются унесены потоками в море,…

… между тем у вас и прочих народов всякий раз, как только успеет выработаться письменность и все прочее, что необходимо для городской жизни, вновь и вновь в урочное время с небес низвергаются потоки, словно мор, оставляя из всех вас лишь неграмотных и неученых. И вы снова начинаете все сначала, словно только что родились, ничего не зная о том, что совершалось в древние времена в нашей стране или у вас самих.

Так, вы храните память только об одном потопе, а ведь их было много до этого; более того, вы даже не знаете, что прекраснейший и благороднейший род людей жил некогда в вашей стране. Ты сам и весь твой город происходите от тех немногих, кто остался из этого рода, но вы ничего о нем не ведаете, ибо их потомки на протяжении многих поколений умирали, не оставляя никаких записей и потому как бы немотствуя. Между тем, Солон, перед самым большим и разрушительным наводнением государство, ныне известное под именем Афин, было и в делах военной доблести первым, и по совершенству своих законов стояло превыше сравнения; предание приписывает ему такие деяния и установления, которые прекраснее всего, что нам известно под небом» [2].

По сути это Теория цивилизационного регресса в изложении Египетских жрецов еще 2600 лет назад.

1.5.4. Возможности ускоренного возрождения производственной базы цивилизации.

Возможно ли ускоренное восстановление цивилизации до ее былого технологического и цивилизационного уровня при тотальном разрушении производственной инфраструктуры в результате глобального катаклизма?

Безусловно, возможно.

Для успешного восстановления цивилизации, после утраты всей производственной базы в результате глобального катаклизма, необходимо:

1. Обязательное условие, чтоб количество выживших членов общества было достаточно большим, выше критической точки цивилизационного развития. В изменившихся условиях обществу придется решать такие проблемы жизнеобеспечения, как:

  • Продовольственное обеспечение
  • Обеспечение жильем
  • Обеспечение одеждой
  • Защита и безопасность
  • Восстановление разрушенной производственной базы

В малой социальной группе борьба за выживание поглотит все доступные трудовые ресурсы и у общества просто не останется свободных ресурсов для восстановления промышленности.

2. Создание единого центра власти и консолидация общества вокруг такого центра.

3. Оценка ущерба от стихии. Сбор, грамотное распределение и использование уцелевших ресурсов. Сохранение носителей информации, содержащих накопленные цивилизацией научные и технологические знания.

4. Правильное определение критически важных направлений для технологического восстановления и сосредоточение всех свободных людских ресурсов на этих направлениях.

В первую очередь необходимо возрождать металлургию.

Именно металлургия, и в особенности железная металлургия, является ключом к технологическому прогрессу и возрождению цивилизации. Сталь позволяет создавать более совершенные орудия труда и оружие.

Без освоения стальной металлургии технологический и цивилизационный прогресс невозможен вообще.

Но, в любом случае, цивилизации предстоит пройти весь цикл технологического восстановления заново, начиная с каменного века.

Как уже было сказано выше, высокотехнологическая промышленность не может быть построена на пустом месте. Никакие большие предыдущие знания в этом не помогут.

Восстановление придется начинать с простых производственных процессов и постепенно, шаг за шагом, идти по пути усложнения технологических процессов.

Накопленные, и пока еще не утерянные знания, могут помочь обществу пройти путь технологического восстановления в ускоренном режиме. Однако и в этом случае этот процесс растянется на несколько столетий.

Первичность технологий в определении цивилизационного уровня общества, приводит к тому, что деградация технологического уровня, автоматически приведет и к деградации всех цивилизационных знаний данного общества. В процессе деградации знаний общества, по отношению к его технологическому уровню, существует определенный временной лаг. Поэтому в случае утраты промышленной инфраструктуры в результате глобального катаклизма так важно не упустить время и начать процесс технологической реставрации.

Для начала процесса реставрации, у общества есть очень ограниченное время. Если процесс реставрации не начнется в течение 30-40 лет после катаклизма, то со сменой поколения произойдет и большая утрата сохранившихся цивилизационных знаний. Упустив время для начала реставрационного процесса, общество не только лишается возможности на ускоренное восстановления, но и теряет все предыдущие знания навсегда.

1.5.5. Препятствия на пути цивилизационного возрождения.

Однако есть масса причин, которые могут помешать быстрому возрождению цивилизации и тогда общество застрянет в каменном веке надолго.

К таким причинам относятся:

1. Катастрофически малая численность выживших представителей цивилизации.

2. Неспособность выживших представителей разрушенной цивилизации создать единый центр власти и консолидироваться вокруг него.

Как показывает наша история – разрушение легитимного центра власти вместо консолидации общества приводит к  обострению борьбы за власть и перераспределению собственности между выжившими представителями различных кланов. Все это ведет к еще большему расслоению общества.

3. Потеря времени для запуска процесса реставрации цивилизации. Понимание всего трагизма ситуации и необходимости консолидации обычно приходит тогда, когда уже невозможно ничего исправить.

4. Распределение уцелевших артефактов погибшей цивилизации между выжившими ее представителями это еще одна неразрешимая задача. Обладание последними уцелевшими машинами, топливом, продовольствием, оружием, боеприпасами это вопрос элементарного выживания в подобной ситуации. Добровольно никто это сам не отдаст. Возникновение вооруженного конфликта, между различными группами выживших представителей цивилизации, в такой ситуации неизбежно.

5. Еще одна невероятно сложная проблема это правильно определить ключевые отрасли промышленности для реставрации цивилизации, грамотное планирование и консолидация общества на выполнение поставленных задач.

6. Давление со стороны организованных банд представителей цивилизации и выживших представителей соседних диких племен. Сокращение продовольственной базы резко обостряет борьбу за продовольствие и уцелевшие артефакты цивилизации. Такая борьба отвлекает людские ресурсы от процесса возрождения цивилизации и приводит к еще большей гибели людей.

А дальше все по К. Марксу. Бытие определяет сознание.

Список литературы

  1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // URL: https://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Krit/krit-00.html (дата обращения: 01.05.2020).
  2. Платон «Тимей». // Bookscafe.net URL: https://bookscafe.net/book/platon-timey-156130.html (дата обращения: 29.04.2020).
  3. Платон «Критий». // Bookscafe.net URL: https://bookscafe.net/book/platon-kritiy-156131.html (дата обращения: 29.04.2020).
  4. Теория поколений. // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений (дата обращения: 29.04.2020).
  5. Климатический пессимум раннего Средневековья. // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Климатический_пессимум_раннего_Средневековья (дата обращения: 29.04.2020).
  6. Великое переселение народов // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/archeology/text/1905835 (дата обращения: 29.04.2020).
  7. Григер М.В., Дусаева Э.М. История европейской цивилизации. Учебное пособие // Казанский Федеральный Университет. Электронный архив.  URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/117242/F_posobie_Iec_1.pdf (дата обращения: 30.04.2020).
  8. Библия Православная электронная библиотека. URL: https://lib.pravmir.ru/data/files/Bible.pdf (дата обращения: 29.04.2020).

Поделиться

6901

Рябошапка С. Г. Теория. «Зарождение и технологическое развитие цивилизации и цивилизационный регресс» // Актуальные исследования. 2020. №9 (12). Ч.I.С. 90-98. URL: https://apni.ru/article/700-teoriya-zarozhdenie-i-tekhnologicheskoe-razvit

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря