На сегодняшний день, в ситуации социальной нестабильности, ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые способны не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но также и повернуть весь процесс совершенствования вспять. Одним из таких факторов является социальный страх, под которым мы будем понимать несоответствие социальным нормам, в особенности наиболее значимых для детей.
Данная ситуация вызвана тем, что в последнее время увеличивается число детей с навязчивыми страхами, беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью. Этот факт связан со средой, в которой протекает развитие ребенка: дефицит взаимодействия с родителями, формальность общения, инволюция детской субкультуры, ограничение и упрощение игровых форм освоения действительности, избыточность информации, которая не соответствует возрастными особенностями детей. Поэтому изучение социальных страхов в младшем школьном возрасте является актуальной [2, с.20].
Следует отметить, что каждый человек испытывает чувство страха, являющейся естественной и адекватной реакцией организма. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Понятие социальных страхов было введено в психологию Дж. Вольпе, который определил его как страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия. Специфика социальных страхов заключается в том, что во-первых они опосредованы, т.е. объекты, вызывающие страх, не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку, и, во-вторых чрезвычайно распространены [1, с.42].
Социальные страхи проявляются в том, что дети демонстрируют высокий страх ошибок в учебной ситуации, страх нарушения поведения (особенно в школе), повышенную старательность, стремление к порядку и чистоте, то есть стремление к идеальности в учебе и поведении. При этом школьная тревожность у них также повышена.
Выдающиеся психологи, педагоги, такие как Д.Боулби, Рэчмен, Грэй, Рейнгольд, А.И. Захаров, Е.Г. Макарова, С.А. Спиваковская, М.А. Панфилова и т.д., занимались изучением страхов в младшем школьном возрасте.
Анализ научной литературы свидетельствует об отсутствии единого взгляда на понимание социального страха. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенной ситуацией и затем подкрепляет сам себя. Так создается психологическая почва для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх.
Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости.
Социальная тревожность имеет сходные проявления с социальными страхами. Как отмечают А. Б. Холмогорова и В. В. Краснова, люди с социальной тревожностью имеют высокие стандарты в отношении социального взаимодействия, стремление к долженствованию (я должен… я не должен…). У них выражен страх негативной оценки, поскольку слишком велика ценность успеха и личных достижений, что обычно приводит к снижению результатов деятельности. Эти же проявления выражены у детей с социальными страхами [5, с.103].
Социальная тревожность изучалась в русле различных теоретических концепций. Однако объяснялась она схожим образом – наличием неблагоприятного социального окружения в различные периоды жизни (тревожная привязанность к матери в младенчестве, дефицит социальных навыков, опыт травматических событий, опыт отвержения, запугивания, пренебрежения). Здесь мы видим отличия социальной тревожности от социальных страхов.
Необходимо сопоставить социальные страхи с перфекционизмом. Обзор исследований перфекционизма был подробно сделан Г. Иванченко. Перфекционизм также рассматривается в русле различных теоретических концепций, которые объединяются в приписывании перфекционистам стремления к чрезвычайно высоким социальным стандартам деятельности с большей вероятностью недостижимых. Перфекционизму, так же как и социальной тревожности, приписывается чрезвычайная озабоченность ошибками, сомнение в своих действиях. Так же, как и социальная тревожность, перфекционизм объясняется детским опытом человека, в частности формированием у него тревожной привязанности в младенчестве [11, с.26].
Можно предположить, что детские социальные эффекты не совсем правомерно рассматривать в русле взрослых, хотя и близких концепций. Будет наиболее правильным изучать их в аспекте проблемы социального развития детей или их социализации. Под последним будем понимать процесс вхождения ребенка в окружающую социальную действительность и усвоение им социальных норм.
Как правило, социальные страхи в полной мере начинают проявляться в младшем школьном возрасте, поскольку в это время ребенок переходит в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета, кроме того, он впервые получает возможность объективного оценивания результатов своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе («тучки», «солнышки», отметки и т. п.). У всех детей возрастает зависимость от оценок взрослых. У детей с социальными страхами эта зависимость зашкаливает. В поведении это проявляется как повышенное стремление к поощрениям, задавание вопросов, наличие сильного страха ошибок (в частности, беспокойство на контрольных мероприятиях), повышенная аккуратность и чистоплотность (часто моют руки и т. п.), острая реакцию на неуспех, приводящая к снижению качества деятельности. У многих детей появляется страх учителя. У некоторых этот страх вытесняется. При этом дети говорят, что очень любят учителя, а в игровых заданиях проявляют в отношении его агрессию [1, с.45].
Закрепляет социальные страхи у младших школьников взаимодействие с родителями, подчеркивающими необходимость высоких учебных стандартов, или же тревожный педагог, для которого высокие стандарты его учеников являются основаниями собственной самооценки.
Тема изучения социальных страхов младших школьников получила широкое распространение в отечественных и зарубежных исследованиях. Исходя из результатов теоретического анализа литературы, мы пришли к выводу, что влияние социальных страхов на развитие младших школьников считается малоизученным направлением.
Таким образом, основываясь на результатах исследования многих специалистов по выявлению и изучению психологических особенностей социальных страхов у младших школьников можно сделать вывод о том, что для большинства детей характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, а также они испытывают как возрастные, так и специфические страхи.