Главная
АИ #37 (167)
Статьи журнала АИ #37 (167)
Особенности проявления социальных страхов у детей младшего школьного возраста

Особенности проявления социальных страхов у детей младшего школьного возраста

Рубрика

Психология

Ключевые слова

младший школьный возраст
социальные страхи
школьная тревожность

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению особенностей проявления социального страха у детей младшего школьного возраста. Выявлены факторы как препятствующие, так и способствующие развитию социального страха. Рассмотрен характер влияния страхов на развитие младших школьников.

Текст статьи

На сегодняшний день, в ситуации социальной нестабильности, ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые способны не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но также и повернуть весь процесс совершенствования вспять. Одним из таких факторов является социальный страх, под которым мы будем понимать несоответствие социальным нормам, в особенности наиболее значимых для детей.

Данная ситуация вызвана тем, что в последнее время увеличивается число детей с навязчивыми страхами, беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью. Этот факт связан со средой, в которой протекает развитие ребенка: дефицит взаимодействия с родителями, формальность общения, инволюция детской субкультуры, ограничение и упрощение игровых форм освоения действительности, избыточность информации, которая не соответствует возрастными особенностями детей. Поэтому изучение социальных страхов в младшем школьном возрасте является актуальной [2, с.20].

Следует отметить, что каждый человек испытывает чувство страха, являющейся естественной и адекватной реакцией организма. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Понятие социальных страхов было введено в психологию Дж. Вольпе, который определил его как страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия. Специфика социальных страхов заключается в том, что во-первых они опосредованы, т.е. объекты, вызывающие страх, не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку, и, во-вторых чрезвычайно распространены [1, с.42].

Социальные страхи проявляются в том, что дети демонстрируют высокий страх ошибок в учебной ситуации, страх нарушения поведения (особенно в школе), повышенную старательность, стремление к порядку и чистоте, то есть стремление к идеальности в учебе и поведении. При этом школьная тревожность у них также повышена.

Выдающиеся психологи, педагоги, такие как Д.Боулби, Рэчмен, Грэй, Рейнгольд, А.И. Захаров, Е.Г. Макарова, С.А. Спиваковская, М.А. Панфилова и т.д., занимались изучением страхов в младшем школьном возрасте.

Анализ научной литературы свидетельствует об отсутствии единого взгляда на понимание социального страха. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенной ситуацией и затем подкрепляет сам себя. Так создается психологическая почва для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости.

Социальная тревожность имеет сходные проявления с социальными страхами. Как отмечают А. Б. Холмогорова и В. В. Краснова, люди с социальной тревожностью имеют высокие стандарты в отношении социального взаимодействия, стремление к долженствованию (я должен… я не должен…). У них выражен страх негативной оценки, поскольку слишком велика ценность успеха и личных достижений, что обычно приводит к снижению результатов деятельности. Эти же проявления выражены у детей с социальными страхами [5, с.103].

Социальная тревожность изучалась в русле различных теоретических концепций. Однако объяснялась она схожим образом – наличием неблагоприятного социального окружения в различные периоды жизни (тревожная привязанность к матери в младенчестве, дефицит социальных навыков, опыт травматических событий, опыт отвержения, запугивания, пренебрежения). Здесь мы видим отличия социальной тревожности от социальных страхов.

Необходимо сопоставить социальные страхи с перфекционизмом. Обзор исследований перфекционизма был подробно сделан Г. Иванченко. Перфекционизм также рассматривается в русле различных теоретических концепций, которые объединяются в приписывании перфекционистам стремления к чрезвычайно высоким социальным стандартам деятельности с большей вероятностью недостижимых. Перфекционизму, так же как и социальной тревожности, приписывается чрезвычайная озабоченность ошибками, сомнение в своих действиях. Так же, как и социальная тревожность, перфекционизм объясняется детским опытом человека, в частности формированием у него тревожной привязанности в младенчестве [11, с.26].

Можно предположить, что детские социальные эффекты не совсем правомерно рассматривать в русле взрослых, хотя и близких концепций. Будет наиболее правильным изучать их в аспекте проблемы социального развития детей или их социализации. Под последним будем понимать процесс вхождения ребенка в окружающую социальную действительность и усвоение им социальных норм.

Как правило, социальные страхи в полной мере начинают проявляться в младшем школьном возрасте, поскольку в это время ребенок переходит в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета, кроме того, он впервые получает возможность объективного оценивания результатов своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе («тучки», «солнышки», отметки и т. п.). У всех детей возрастает зависимость от оценок взрослых. У детей с социальными страхами эта зависимость зашкаливает. В поведении это проявляется как повышенное стремление к поощрениям, задавание вопросов, наличие сильного страха ошибок (в частности, беспокойство на контрольных мероприятиях), повышенная аккуратность и чистоплотность (часто моют руки и т. п.), острая реакцию на неуспех, приводящая к снижению качества деятельности. У многих детей появляется страх учителя. У некоторых этот страх вытесняется. При этом дети говорят, что очень любят учителя, а в игровых заданиях проявляют в отношении его агрессию [1, с.45].

Закрепляет социальные страхи у младших школьников взаимодействие с родителями, подчеркивающими необходимость высоких учебных стандартов, или же тревожный педагог, для которого высокие стандарты его учеников являются основаниями собственной самооценки.

Тема изучения социальных страхов младших школьников получила широкое распространение в отечественных и зарубежных исследованиях. Исходя из результатов теоретического анализа литературы, мы пришли к выводу, что влияние социальных страхов на развитие младших школьников считается малоизученным направлением.

Таким образом, основываясь на результатах исследования многих специалистов по выявлению и изучению психологических особенностей социальных страхов у младших школьников можно сделать вывод о том, что для большинства детей характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, а также они испытывают как возрастные, так и специфические страхи.

Список литературы

  1. Акопян, Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста [Текст] / Л.С. Акопян. – Самара, 2002. – 125 с.
  2. Воротынцева, Ю.Н. Социально-психологические предпосылки и условия развития речи у детей в дошкольном возрасте [Текст] / Ю.Н. Воротынцева, Н.В. Крючкова, В.А. Бушукина // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 20-21.
  3. Выготский, Л.С. Кризис 7 лет [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. – т.4. – М.: Педагогика, 1982. – 432 с.
  4. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. – М.: Сфера, 2010. – 243 с.
  5. Колягина, В.Г. Особенности возникновения и специфика проявления страхов у школьников с речевым дизонтогенезом и нормальным развитием [Текст] / В.Г.Колягина // Школьное воспитание. – 2015.–№4. – С. 100-106.
  6. Лауткина, С.В. Логопсихология [Текст] / С.В. Лауткина. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2007. – 150 с.
  7. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина – М.: Педагога, 1986. – 144 с.
  8. Малахова, А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей [Текст] / – М.: Изд-во Академия, 2016. – 208 с.
  9. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: книга 3 [Текст] / Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАдОС, 2016. – 641 с.
  10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: мастера психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
  11. Щербатых, Ю. В. Психология страха [Текст] / Ю.В. Щербатых. – М.:Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.

Поделиться

811

Горнастаева А. С. Особенности проявления социальных страхов у детей младшего школьного возраста // Актуальные исследования. 2023. №37 (167). Ч.II.С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/7003-osobennosti-proyavleniya-sotsialnikh-strakhov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря