В современных условиях искусство танца пользуется большой популярностью, начиная с дошкольного возраста, и детей знакомят с различными элементами ритмики, хореографии, танцевальными движениями. Существуют специализированные балетные школы, где детей готовят к выступлениям на профессиональной сцене в музыкальных спектаклях (балет, мюзикл и др.). Педагогами накоплен определенный опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Анализируя научно-педагогическую литературу, посвященную музыкально-танцевальному искусству, мы пришли к выводу о том, что на современном этапе развития хореографии в ДОО и учреждениях дополнительного образования детей, уделяется большое внимание, поэтому с детьми ставятся балеты, мюзиклы, музыкальные спектакли в более адаптированном виде. При постановке музыкальных спектаклей необходимо учитывать несколько составляющих танцевального искусства: хореография, вокал и «актерская» игра. Если ребенок участвует в музыкальной деятельности, то это влияет непосредственно на развитие его творческого воображения. Использование разнообразных музыкально-ритмических движений, этюдов, пластических импровизаций, исполнительского творчества, требует развития фантазии и творчества. По мнению Т.Ф. Кореневой, занятия хореографией дают возможность детям погрузиться в мир танца, где основой является игровая деятельность. Она указывает на то, что танцевальное искусство всегда было пластическим и персонажи игровых представлений общались между собой с помощью танца, мимики, жестов, пантомимы.
Известный балетмейстер К.Я. Голейзовский утверждал, что под словом «танец» следует иметь в виду нечто более содержательное и осмысленное, чем простую сумму технических приемов танца. Одновременно он обращал внимание на то, что народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно «текущая речь», сознательно развивающаяся перед зрителем или рассказ на определенную тему с сюжетом, или изложение событий действительной жизни, или реальной картины окружающего мира.
Г.П. Новикова подчеркивает, что музыка родилась из двух источников – из слова и движения. «Отделение» интонации от слова – лишь один путь ее создания; другой – рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое как и слово, является средством выражения мыслей ребенка и его переживаний. Эти два направления привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающие эмоциональное содержание речи (музыкально-речевые), с другой – пластические интонации, то есть передача эмоционального содержания движений танца.
В книге Е.В. Горшковой «От жеста к танцу» рассказывается о том, что в ХХ веке хореографы-реформаторы выдвинули и стали разрабатывать принцип хореографической драмы. Они стремились «сплавить» танец, пантомиму и создать хореографию, которая сочетает танец, наполненный мимической выразительностью, и пантомиму, проникнутой динамикой танца. По их мнению, специфической особенностью танцевального искусства является органичная связь языка танца с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкально-ритмическими движениями. Танец невозможен без музыки, будь то простой аккомпанемент хлопков и притопов или сложное симфоническое произведение.
Классическая и народная музыка задают не только темповые, ритмические, динамические характеристики танца, но могут также стать основой его образного содержания. Особенность танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений дошкольников-исполнителей без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание художественно-эстетических образов при посредстве своего тела.
Хотелось бы оттенить, что дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Он, по мнению психологов-педагогов, обладает типичными для детства особенностями эмоциональной отзывчивости, интереса и увлекательности творческим заданием, интенсивностью мышления. Для этого нужно учить детей активно воспринимать, переживать музыкальное произведение, которое пробуждает в них творческие силы.
О.П. Радынова рассматривает танец как музыкально-пластическое искусство, и как всякий вид искусства, он способствует воспитанию и развитию ребенка, отражая окружающий мир в художественных образах. Именно с системой художественных образов связана специфика танцевального искусства, осуществляющая художественно-эстетическую функцию – доставлять человеку глубокое творческое наслаждение, пробуждать в нем исследователя, способного творить по законам красоты и воплощать ее в жизнь.
Посредством системы художественных образов, как подметила М.Б. Зацепина, хореографическое искусство несет в себе образовательное и воспитательное значения для ребенка младшего возраста. В итоге дети узнают о том времени, когда возник изучаемый танец, определяют выразительные средства, при помощи которых выявляется характер и настроение героев. В то же время Л.С. Выготский писал, что музыкальное произведение вызывает в детях, слушающих музыку, сложный мир переживаний и чувств. Это расширяет и углубляет чувства, способствует его творческой перестройке и раскрывает состояние психологической основы музыки
По мнению ученых, художественный образ в танце дает объективную картину действительности, а также субъективное, персональное видение и воплощение ее исполнителем. Специфической особенностью художественного образа является то, что он создается в процессе музыкально-ритмического обобщения через персонально неповторимую форму танца. Поэтому при создании художественного образа от ребенка-исполнителя требуется активное художественно-творческое мышление, включающее жизненные ассоциации, фантазию и др.
Этому плодотворно способствуют творческие задания в музыкально-ритмической деятельности, которые подводят ребенка к персонифицированной реакции на музыку без подсказанного ему педагогом движения, отступления от данного образца на основе имеющегося зрительно-слухового образа, индивидуального нахождения характерных особенностей действий персонажа, соответствующих характеру музыки.
Анализ практической деятельности позволяет раскрыть методы творческих заданий, которые часто используют музыкальные руководители в музыкально-ритмической деятельности. Можно выделить следующий дизайн развития детского музыкально-ритмического творчества. Первоначальным этапом всегда является углубленное осмысленное восприятие музыки. Затем детям предлагается выразительно исполнить движения под музыку, изображая игровые образы. Для этого даются специально подобранные сюжетно-образные игровые движения согласно музыкальному произведению.
Следующий этап – это передача в движении сюжета песни, инсценирование отдельных фраз и слов песни. При этом следует помнить, что ребенок должен не только на слух воспринимать сюжет песни, но и представлять, как он может передать в движениях содержание песни, что в конечном счете развивает воображение и творческое мышление.
Затем наиболее интересным видом упражнений является импровизация детьми художественного образа под музыку соответствующего содержания. В процессе обучения музыкально-ритмическим движениям большое внимание уделяется передаче эмоциональной выразительности. Для этого можно использовать интеграцию искусств (изобразительного, художественного слова, кино и др.). При этом необходимо уделять внимание на то, какими выразительными средствами пользуются поэты, художники и музыканты.
Следующим этапом может быть создание ребятами самостоятельных этюдов танцевальных образов под специально подобранную музыку музыкальным руководителем или дошкольниками. Содержание этюдов заключается в индивидуальной эмоционально-творческой передаче сюжета нового для ребенка музыкального произведения. Педагог может использовать образный рассказ, который соответствует прослушанной дошкольником музыки и самостоятельной эмоционально-двигательной реакции. При этом сюжет рассматривается как отдельный эпизод, имеющий начало, развитие сюжета и завершение. Его тематика берется из пространства ближайшего окружения детей.
В заключение статьи хотелось бы подчеркнуть, что связь музыкально-ритмической деятельности содействует развитию воображения, творческого мышления детей. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Получив конкретное задание, ребенок, если согласовывает свои движения с музыкой, более остро ее воспринимает и эмоциональное отношение к музыке, танцам, образным движениям становятся более осмысленными. Дизайн творческих заданий приводит дошкольника к достаточно высокой степени воспитания творческой направленности личности и закладывает основы культуры дошкольника.