Главная
Конференции
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретические и прикладные аспекты
Развитие творческого воображения дошкольника средствами музыкально-ритмической д...

Развитие творческого воображения дошкольника средствами музыкально-ритмической деятельности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

творческое воображение
искусство танца
дошкольник

Аннотация статьи

В статье рассматриваются проблемы развития творческого воображения дошкольника средствами музыкально-ритмической деятельности.

Текст статьи

В современных условиях искусство танца пользуется большой популярностью, начиная с дошкольного возраста, и детей знакомят с различными элементами ритмики, хореографии, танцевальными движениями. Существуют специализированные балетные школы, где детей готовят к выступлениям на профессиональной сцене в музыкальных спектаклях (балет, мюзикл и др.). Педагогами накоплен определенный опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Анализируя научно-педагогическую литературу, посвященную музыкально-танцевальному искусству, мы пришли к выводу о том, что на современном этапе развития хореографии в ДОО и учреждениях дополнительного образования детей, уделяется большое внимание, поэтому с детьми ставятся балеты, мюзиклы, музыкальные спектакли в более адаптированном виде. При постановке музыкальных спектаклей необходимо учитывать несколько составляющих танцевального искусства: хореография, вокал и «актерская» игра. Если ребенок участвует в музыкальной деятельности, то это влияет непосредственно на развитие его творческого воображения. Использование разнообразных музыкально-ритмических движений, этюдов, пластических импровизаций, исполнительского творчества, требует развития фантазии и творчества. По мнению Т.Ф. Кореневой, занятия хореографией дают возможность детям погрузиться в мир танца, где основой является игровая деятельность. Она указывает на то, что танцевальное искусство всегда было пластическим и персонажи игровых представлений общались между собой с помощью танца, мимики, жестов, пантомимы.

Известный балетмейстер К.Я. Голейзовский утверждал, что под словом «танец» следует иметь в виду нечто более содержательное и осмысленное, чем простую сумму технических приемов танца. Одновременно он обращал внимание на то, что народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно «текущая речь», сознательно развивающаяся перед зрителем или рассказ на определенную тему с сюжетом, или изложение событий действительной жизни, или реальной картины окружающего мира.

Г.П. Новикова подчеркивает, что музыка родилась из двух источников – из слова и движения. «Отделение» интонации от слова – лишь один путь ее создания; другой – рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое как и слово, является средством выражения мыслей ребенка и его переживаний. Эти два направления привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающие эмоциональное содержание речи (музыкально-речевые), с другой – пластические интонации, то есть передача эмоционального содержания движений танца.

В книге Е.В. Горшковой «От жеста к танцу» рассказывается о том, что в ХХ веке хореографы-реформаторы выдвинули и стали разрабатывать принцип хореографической драмы. Они стремились «сплавить» танец, пантомиму и создать хореографию, которая сочетает танец, наполненный мимической выразительностью, и пантомиму, проникнутой динамикой танца. По их мнению, специфической особенностью танцевального искусства является органичная связь языка танца с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкально-ритмическими движениями. Танец невозможен без музыки, будь то простой аккомпанемент хлопков и притопов или сложное симфоническое произведение.

Классическая и народная музыка задают не только темповые, ритмические, динамические характеристики танца, но могут также стать основой его образного содержания. Особенность танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений дошкольников-исполнителей без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание художественно-эстетических образов при посредстве своего тела.

Хотелось бы оттенить, что дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Он, по мнению психологов-педагогов, обладает типичными для детства особенностями эмоциональной отзывчивости, интереса и увлекательности творческим заданием, интенсивностью мышления. Для этого нужно учить детей активно воспринимать, переживать музыкальное произведение, которое пробуждает в них творческие силы.

О.П. Радынова рассматривает танец как музыкально-пластическое искусство, и как всякий вид искусства, он способствует воспитанию и развитию ребенка, отражая окружающий мир в художественных образах. Именно с системой художественных образов связана специфика танцевального искусства, осуществляющая художественно-эстетическую функцию – доставлять человеку глубокое творческое наслаждение, пробуждать в нем исследователя, способного творить по законам красоты и воплощать ее в жизнь.

Посредством системы художественных образов, как подметила М.Б. Зацепина, хореографическое искусство несет в себе образовательное и воспитательное значения для ребенка младшего возраста. В итоге дети узнают о том времени, когда возник изучаемый танец, определяют выразительные средства, при помощи которых выявляется характер и настроение героев. В то же время Л.С. Выготский писал, что музыкальное произведение вызывает в детях, слушающих музыку, сложный мир переживаний и чувств. Это расширяет и углубляет чувства, способствует его творческой перестройке и раскрывает состояние психологической основы музыки

По мнению ученых, художественный образ в танце дает объективную картину действительности, а также субъективное, персональное видение и воплощение ее исполнителем. Специфической особенностью художественного образа является то, что он создается в процессе музыкально-ритмического обобщения через персонально неповторимую форму танца. Поэтому при создании художественного образа от ребенка-исполнителя требуется активное художественно-творческое мышление, включающее жизненные ассоциации, фантазию и др.

Этому плодотворно способствуют творческие задания в музыкально-ритмической деятельности, которые подводят ребенка к персонифицированной реакции на музыку без подсказанного ему педагогом движения, отступления от данного образца на основе имеющегося зрительно-слухового образа, индивидуального нахождения характерных особенностей действий персонажа, соответствующих характеру музыки.

Анализ практической деятельности позволяет раскрыть методы творческих заданий, которые часто используют музыкальные руководители в музыкально-ритмической деятельности. Можно выделить следующий дизайн развития детского музыкально-ритмического творчества. Первоначальным этапом всегда является углубленное осмысленное восприятие музыки. Затем детям предлагается выразительно исполнить движения под музыку, изображая игровые образы. Для этого даются специально подобранные сюжетно-образные игровые движения согласно музыкальному произведению.

Следующий этап – это передача в движении сюжета песни, инсценирование отдельных фраз и слов песни. При этом следует помнить, что ребенок должен не только на слух воспринимать сюжет песни, но и представлять, как он может передать в движениях содержание песни, что в конечном счете развивает воображение и творческое мышление.

Затем наиболее интересным видом упражнений является импровизация детьми художественного образа под музыку соответствующего содержания. В процессе обучения музыкально-ритмическим движениям большое внимание уделяется передаче эмоциональной выразительности. Для этого можно использовать интеграцию искусств (изобразительного, художественного слова, кино и др.). При этом необходимо уделять внимание на то, какими выразительными средствами пользуются поэты, художники и музыканты.

Следующим этапом может быть создание ребятами самостоятельных этюдов танцевальных образов под специально подобранную музыку музыкальным руководителем или дошкольниками. Содержание этюдов заключается в индивидуальной эмоционально-творческой передаче сюжета нового для ребенка музыкального произведения. Педагог может использовать образный рассказ, который соответствует прослушанной дошкольником музыки и самостоятельной эмоционально-двигательной реакции. При этом сюжет рассматривается как отдельный эпизод, имеющий начало, развитие сюжета и завершение. Его тематика берется из пространства ближайшего окружения детей.

В заключение статьи хотелось бы подчеркнуть, что связь музыкально-ритмической деятельности содействует развитию воображения, творческого мышления детей. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Получив конкретное задание, ребенок, если согласовывает свои движения с музыкой, более остро ее воспринимает и эмоциональное отношение к музыке, танцам, образным движениям становятся более осмысленными. Дизайн творческих заданий приводит дошкольника к достаточно высокой степени воспитания творческой направленности личности и закладывает основы культуры дошкольника.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997.
  2. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964.
  3. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
  4. Зацепина М.Б. Музыкальная и культурно-досуговая деятельность (программа) // От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василье-вой. – 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. 368 с. – С. 35-37, 46-47, 125-130, 208-211, 277-280.
  5. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 1.

Поделиться

808

Чувылкина О. В., Скочко Е. В. Развитие творческого воображения дошкольника средствами музыкально-ритмической деятельности // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 сентября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 60-63. URL: https://apni.ru/article/7004-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-doshkol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января