Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество [1]. Техническое творчество – это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной. Основными компонентами технического творчества являются: техническое мышление; пространственное воображение и представление; конструкторская смекалка; умение применять знания в конкретной проблемной ситуации [3].
Творческое мышление – это процесс, и, как всякий процесс, оно подчинено определенным законам. Пусть последние очень сложны, но, в конечном счете, мы можем их открыть и на этой основе предвидеть, как будет развиваться творческое мышление в зависимости от тех или иных условий. Творческое мышление обычно характеризуется как некоторый процесс, приводящий к решению новых для ребенка задач, в отличие от мышления репродуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны [3].
Робототехническое творчество открывает для детей новые возможности использования «конструктора». Одним из самых важных моментов является программирование собранной модели. Конструктор LEGO WEDO дает возможность дошкольнику собрать игрушку и играть с ней, задавая программирование с использованием не только определенных наборов блоков, которые предлагает программа, но и придумать свою программу, тем самым развивая у детей старшего дошкольного возраста предпосылки к формированию инженерного и технического мышления.
Дети старшего дошкольного возраста заинтересованы в познании информационных технологий. И если приобщить столь «любопытных» детей в правильном изучении «мира техники», то можно заложить основы технического и пространственного мышления. Для развития пространственного мышления у дошкольников самое главное – создать мотивационную установку на творческий поиск. Очень важной психологической характеристикой развития пространственного мышления является обучение с применением затрудняющих условий. Для этого можно использовать специальные методы.
Метод временных ограничений – основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность (впрочем, не только на умственную). При неограниченном времени решения задачи ребенок может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов [2].
Метод мозгового штурма – заключается в том, что задачу предлагается решить группе детей, и на первом этапе решения они выдвигают разнообразные варианты, порой даже абсурдные и фантастические [2].
Метод внезапных запрещений – заключается в том, что ребенку на том или ином этапе запрещается использовать в своих построениях какие-то механизмы (например, использовать те или иные передачи или определенную разновидность – зубчатую или только зубчатую, червячную). Необходимо придумать альтернативное решение [2].
Метод скоростного эскизирования – по инструкции требуется как можно чаще рисовать все то, что дети представляют мысленно в тот или иной момент. Может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления – изображать все конструкции, которые приходят в голову [2].
Метод новых вариантов – заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пять-шесть и более решений [2].
Метод информационной недостаточности – в этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения, так, в условии задачи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомых данных (направления движения, форма, скорости вращения) [2]. Метод информационной перенасыщенности – основывается соответственно на включении исходное условие задачи заведомо излишних сведений (например, добавление в схему лишних блоков) [2].
Метод абсурда – заключается в том, что предлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Можно применять и задачи, так сказать, относительно абсурдные (например, предложить сконструировать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию) [2].
Метод ситуационной драматизации – заключается в том, что в зависимости от конкретного педагогического замысла и текущего решения задачи вводятся определенные изменения в ход решения. Эти изменения предназначены для затруднения деятельности ребенка и могут быть самыми разнообразными, начиная от вопросов, которые задает педагог («вопросы-помехи»), и заканчивая разными не предусмотренными обычной процедурой требованиями [2].
Эти методы нужно применять продуманно, дозировать их, учитывая индивидуальные особенности дошкольников. В противном случае можно достичь лишь «эффекта полного погашения» самой деятельности и желания ею заниматься. В своей педагогической практике применяю специальные методы в проектной деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста выражена исследовательски-техническая направленность обучения, в нашем ДОУ созданы все условия для реализации и воплощения замысла технических объектов и проектов:
- Проект «Аттракционы», в рамках которого дети поделились своей мечтой о создании в нашем городе парка аттракционов для детей. Большой интерес у детей вызывает колесо обозрения, которое они собрали и запрограммировали. Также, в рамках реализации проекта, дети узнали почему колесо обозрения в народе называют «чёртово колесо».
- Проект «Птицы Галактики». Дети с удовольствием воплотили в реальность одну из любимых игр-головоломок «Angry Birds». Идея проекта заключалась в спасении 6 птиц с другой планеты, которых «захватили злодеи». Птицы аналогично птицам из компьютерной игры имели функцию раскручивания вокруг своей оси, тем самым «выбивая» противника, стоявшего у него на пути. Вращаясь на скорости, птицы сбивали противника и спасали «Птиц Галактики».
- Проект «Город на Неве». В рамках данного проекта дети познакомились с городом Санкт-Петербург, узнали о том, что там находятся раздвижные мосты. Основная идея проекта заключалась в раздвижении моста, который поднимался во время прохождения баржи. Также, был спроектирован и сам город, с его высотками, парками и т.д.
- Проект «Мастерская Винтика и Шпунтика». Основная идея проекта заключалась изучении бытовых приборов. Дети приняли решение собрать пылесос, как в мультфильме «Незнайка на Луне». Для более реалистичной и точной картины, для детей были сшиты костюмы, аналогичные героям мультфильма.
- Проект «Будущее авиации». В рамках данного проекта дети узнали о функциях, назначении самолетов и вертолетов. Благодаря чему они поднимаются в небо, что приводит в движение вертушку и т.д.
- Проект «Автоспецтехника». Мальчишки увлекаются спецтехникой (КАМАЗы, самосвалы, экскаваторы и многое другое). Идея проекта заключалась в сборке специальной техники, без которой наше человечество не может обойтись, к такому выводу дети пришли самостоятельно, приведя достаточно аргументов.
- Проект «Робо-помощники». Идея проекта пришла благодаря известному и любимому мультфильму детей «Валли». Экология планеты в мультфильме находилась в опасности и для того, чтобы подобного не произошло с нашей планетой, нам необходимы роботы–помощники. Был собран главный герой, внешне напоминающий робота Валли (робот-уборщик).
Раннее приобщение и взаимодействие детей с миром техники позволяет закладывать основы технического мышления, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности [1].