Автор(-ы):
Мезенцев Дмитрий Андреевич
17 сентября 2023
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В настоящей статье автор рассматривает вопрос о развитии базовых компетенций профессионального и личностного характера у опытного специалиста в области продаж и наружной рекламы. Работа содержит анализ научных источников и обобщение практического опыта относительно формирования навыков категорий «soft» и «hard» в условиях современного мира, где необходимо постоянное расширение знаний и приобретение новых умений для достижения профессиональных результатов. Работа включает в себя авторские методы развития тех навыков и умений, которые необходимы специалисту в сфере бизнеса, продаж и рекламной деятельности. Автор также повествует о том, как передавать свой опыт и транслировать знания сотрудникам через наставничество, дискуссии и другие способы взаимодействия. Описанная система по расширению профессиональных компетенций в бизнес-индустрии и продаж может быть использована в практической деятельности, как молодыми специалистами, так и опытными руководителями.
Текст статьи
На сегодняшний день челочек находится в ситуации, когда информация, представленная в большом объеме, обновляется крайне быстро, а ее качество далеко не всегда находится на высоком уровне. В условиях глобального мира информационного общества каждому специалисту необходимо уметь работать с большим количеством данных, анализировать профессиональные тенденции, синтезировать имеющий опыт специалистов. Детерминируется это тем фактом, что на рынке труда конкурентоспособным является тот сотрудник, который обладает спектром компетенций 4К: кооперация, коммуникация, креативность и критическое мышление. Все представленные компетенции, а в особенности умение критически мыслить, выступают фундаментом профессионального развития в XXI веке. Сфера продаж и рекламы, а также бизнес-индустрия не являются исключением [1].
Тотальная информатизация всех процессов внутри корпораций и компаний в рамках продвижения товаров и услуг, трансформация рекламных тенденций и подходов к рекламной деятельности требуют от специалиста развития навыков и умений, которые в глобальном аспекте позволят организации реализовывать свою ценностно-ориентированную миссию и быть востребованной для потребителя. На данный момент такие навыки подразделяются на категории soft и hard – типы компетенций, овладение которыми происходит одновременно и систематически, однако имеет определенную специфику. Рассмотрим этот вопрос более подробно применительно к траектории развития специалиста в области продаж, рекламы и бизнес-индустрии.
Hard skills
Профессиональных навыков специалиста по продажам и рекламе, развитию бизнеса существует большое количество, но к базовым относятся [3]:
Как известно, развитие hard skills – длительный, бесконечный процесс, так как на сегодняшний день методы, инструменты продаж, рекламы и развития бизнеса постоянно обновляются. Для того чтобы развивать данную категорию навыков следует прибегать к нескольким методам, позволяющим расширить профессиональные компетенции, а именно:
Soft skills
Эта группа навыков может быть определена как система человеческих способностей, которые приобретаются в течение жизни человека, связаны с техникой выполнять обычные задачи, общаться с людьми. Soft skills переплетаются с современной моделью компетенций 4К, о которых говорилось выше (кооперация, коммуникация, креативность, критическое мышление). Действительно, специалисту в области бизнеса, продаж или рекламы важно [5]:
Способы развития «мягких» навыков могут быть в целом трансформированы в ценностную траекторию развития личности, ее мировоззрения. Это детерминируется тем, что данная группа навыков неразрывно связана с личностными структурами и особенностями человека. Так или иначе, soft skills следует развивать за счет следующих методов:
Как известно, развитие любой компании базируется на командной работе, ведь в единственном числе практически невозможно продвинуть идею стартапа и реализовать бизнес-процессы [2]. Именно по причине этого любому опытному специалисту необходимо передавать уже приобретенные навыки специалистами, у которых те или иные компетенции не развиты и имеются профессиональные дефициты. Чем обуславливается важность этого аспекта? Во-первых, посредством передачи опыта и знаний специалист может сформировать идейную команду, которая будет идти за лидером и достигать поставленных целей в индивидуальной работе и групповом взаимодействии. Во-вторых, умение транслировать собственные знания позволяет профессионалу совершенствовать уже имеющиеся навыки через рефлексию проведенной наставнической деятельности. В-третьих, взаимодействие с молодыми специалистами позволяет опытному руководителю понять мотивационные и ценностные контексты нового поколения, дает возможность также приобрести опыт. В этой связи актуальным становится вопрос: как передавать навыки, знания сотрудникам? Существует несколько основных путей трансляции компетенций и умений коллегам, к ним относятся:
1. Наставничество. Опытный специалист как наставник способен вдохновлять, формировать у специалистов сферы продаж, рекламы и бизнеса положительные профессиональные установки, оказывать положительное воздействие с одновременной передачей практического опыта и демонстрацией собственного пути преодоления дефицита компетенций. Наставничество в большинстве случаев может быть организовано в три фундаментальных этапа [4]:
2. Методы «мозговой штурм», «активная дискуссия», «круглый стол». Для того чтобы сотрудники приобретали те навыки и умения, которыми обладает руководитель, необходимо на постоянной основе организовывать активную, дискуссионную деятельность внутри организации. Специалисту стоит выделить день, когда будет организован круглый стол или мозговой штурм для решения проблемного кейса, ситуации или разработки стратегии продвижения товара или услуги. Важно, чтобы профессионал первостепенно предлагал сотрудникам самостоятельно найти решения той или иной проблемы, а после, через призму собственного опыта предложил стратегию выхода из проблемной ситуации. В рамках данного метода важна рефлексия: специалист наглядно рассказывает, как пришел к такому решению, а сотрудники фиксируют это письменно или устно. Также после такой работы можно предложить сотрудникам домашнее задание с разработкой стратегии по продвижение товара или реализации рекламной кампании.
3. Метод делегирования ценностей. Ранее говорилось о таком методе передачи знаний сотрудником как наставничество. Однако зачастую случается так, что опытный специалист имеет плотный график работы, что не способен выступать для каждого сотрудника как наставник. Именно поэтому при расширении организации и экспансии производственных процессов необходимо прибегать к методу делегирования ценностей с целью формирования команды, которая будет обучать «новичков» в продажах и рекламе. Реализация данного метода начинается с малого, в первую очередь, с личного, вашего наставничества и развития корпоративной культуры. Более того, для делегирования ценностей необходимо корпоративное обучение, формирование благоприятной hr-среды, постоянное проговаривание и фиксирование ценностей, миссии компании. В этой связи важно сказать о том, что опытному специалисту необходимо учиться делегировать полномочия на менее опытных, но мотивированных, имеющих определенный ряд компетенций сотрудников. Команда-то, что позволит сделать процесс транслирования знаний и умений более масштабным, коммуникативно-ориентированным.
Развитие hard и soft skills – неотъемлемая часть профессионального становления специалиста в области бизнеса, продаж и рекламной деятельности. Представленные авторские методы развития навыков данных категорий позволят молодым и опытным специалистам более эффективно расширять спектр профессиональных компетенций, а описанные пути передачи опыта и транслирования знаний сотрудникам предоставляют руководителям возможность масштабировать процесс продаж и рекламы, формировать идейную команду, которая будет развивать компанию и реализовывать бизнес-идеи на современном рынке.
Список литературы
Поделиться
Мезенцев Д. А. Способы развития собственных навыков и эффективные методы транслирования знаний своим сотрудникам // Актуальные исследования. 2023. №38 (168). Ч.II.С. 20-24. URL: https://apni.ru/article/7012-sposobi-razvitiya-sobstvennikh-navikov