Большое внимание сегодня уделяется значимости экономических знаний в жизни человека, формированию его экономической грамотности.
Происходящие в нашей стране преобразования в экономической действительности предполагают изменения в общественном сознании, экономическом мышлении.
Экономическое мышление – это познание человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности [3].
Экономическое мышление определяется экономическими отношениями, экономической действительностью общества. Мы являемся участниками экономических отношений: получаем доход от своей деятельности, платим за чью-то деятельность – будь то продукты в магазине или недвижимость, планируем свои расходы, согласно доходам, берем кредиты и открываем депозиты в банках, вкладываем в образование – свое и детей, готовы платить за материальные и духовные ценности, которые принесут комфорт и удовлетворение [6].
Быть или не быть экономически грамотным, понимать основные механизмы экономических отношений – это выбор каждого, это залог нашего материального благосостояния и благосостояния ваших потомков [7].
Чтобы стать активным участником экономической деятельности, необходимо не только экономические, финансовые знание, а умение принимать решения, действовать в быстро изменяющейся рыночной ситуации, обладать соответствующими навыками – экономическим мышлением, позволяющими принимать верные решения.
Экономическое мышление и проблемы его формирования не могут быть едиными для всех слоев и социальных групп.
В концептуальном плане подходы к формированию экономического мышления должны учитывать следующие аспекты [9]:
- возраст (дошкольник, школьник, профессиональная подготовка, активная трудовая деятельность, пенсионеры);
- образование (дошкольное, начальное, среднее общее, среднее специальное, высшее);
- состояние материального благополучия (с доходами ниже прожиточного уровня, с низкими доходами, но превышающими прожиточный уровень, средний уровень доходов, с высокими доходами и очень высокими доходами);
- по социальному статусу (рабочие, специалисты, работники бюджетной сферы, руководители).
Экономическое мышление в нашей стране длительное время формировалось в условиях командно-административной системы. Изменения, происходящие в рыночной экономике, требуют и изменений в сознании, экономическом мышлении. Переход к рынку, создание его инфраструктуры, рыночных механизмов, разгосударствление, в ряде случаев наталкиваются на непонимание, безразличие, старые представления об экономике, механизме хозяйствования. Соответственно, формирование экономического (рыночного) мышления – одна из важнейших задач, решаемых в ходе экономических преобразований в нашей стране, вступившей на рельсы развития рыночной экономики. Поэтому, от целенаправленного формирования современного экономического мышления, соответствующего социальным рыночным отношениям, будет во многом зависеть глубина и динамика преобразований в экономике страны [10].
Радикальные экономические преобразования ведут и к изменениям в экономическом мышлении.
Современное экономическое мышление характеризуется следующими основными чертами [1]:
- усиление его новаторского, творческого характера, разработки инновационных проектов и т.д. Через свою познавательную, научную и инновационные составляющие, экономическое мышление осуществляет оценку, прогнозирование состояния экономической системы общества, вырабатывает представления, предложения по совершенствованию, изменению экономических отношений;
- переориентация экономического мышления, выражающаяся в переходе к глобальным экономическим критериям, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему;
- высокий качественный уровень экономического мышления, а именно его оснащенность более сложными методами интеллектуальной деятельности, таких как различные экономические модели и алгоритмы моделирования, компьютеризация и автоматизация процессов экономических расчетов, калькуляции и пр.
В настоящий период развития общества подготовка экономически грамотного специалиста, обладающего определенным уровнем экономической компетентности в избранном профессиональном поле деятельности, способного эффективно действовать в рыночной экономике, готового к преобразованию производства, к изменениям в социально-экономических условиях особенно актуальна [10].
Эта готовность проявляется в экономической грамотности специалиста, т.е. в готовности его к участию в экономической деятельности, выражающейся в знаниях теоретических основ хозяйственной деятельности, понимании природы экономических связей и отношений, в умении анализировать конкретные экономические ситуации [4].
Особенностью экономического образования в стране является то, что наряду с передачей теоретических экономических знаний большое внимание уделяется формированию у обучающихся экономического мышления, развитию практических навыков. Суть экономического обучения и воспитания заключается в приобретении навыков экономического мышления, в выработке самодисциплины, в осознании необходимости самоорганизации.
Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций [5]. Большую роль в подготовке экономически грамотного специалиста играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а также для профессиональной ориентации обучающихся [8].
Экономическое образование и воспитание, проявляется также и в выработке практических навыков принятия экономических решений, в способности к саморазвитию, самообразованию. Воспитание у обучающихся инициативы, активности, самостоятельности в принятии решений, т.е. уровень экономической грамотности специалиста становится неотъемлемой частью облика и культуры современного человека нового экономического мышления.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать в хозяйственной практике новые виды сырья, создавать продукцию с новыми свойствами, вносить изменения в организацию производства и материально-техническое обеспечение. Это еще раз свидетельствует о необходимости формирования рационального экономического мышления, построенного на научной основе [2].
Сегодня экономически грамотный человек не только получает теоретические знания, как таковые, но и умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде с развитым экономическим мышлением, которое предполагает умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора.
Таким образом, формирование экономически грамотного специалиста с развитым экономическим мышлением и экономической культурой поведения в обществе, которые так необходимы в современной действительности; становление личности с экономической направленностью и экономическим поведением с учетом социальных, морально-этических установок, выработанных обществом; формирование профессионально мобильного, конкурентоспособного, компетентного специалиста, адаптированного к экономической жизни общества помогут более легко понимать и принимать экономическую составляющую процессов в стране и мире, лучше ориентироваться в экономике [10].