Главная
Конференции
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретические и прикладные аспекты
Экономическое мышление как важный фактор повышения экономической грамотности

Экономическое мышление как важный фактор повышения экономической грамотности

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

экономическое мышление
экономическое воспитание
экономическая грамотность
рыночная экономика

Аннотация статьи

Статья посвящена актуальности экономического мышления, значимости экономической грамотности. Освещены вопросы формирования и воспитания экономического мышления, экономической грамотности и способности критически осмысливать информацию об экономике, экономической политике. Раскрыта важность применения экономического мышления для выработки собственного аргументированного мнения и способности применять полученные знания для определения рационального поведения в конкретных ситуациях.

Текст статьи

Большое внимание сегодня уделяется значимости экономических знаний в жизни человека, формированию его экономической грамотности.

Происходящие в нашей стране преобразования в экономической действительности предполагают изменения в общественном сознании, экономическом мышлении.

Экономическое мышление – это познание человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответ­ствующих образов целесообразной деятельности [3].

Экономическое мышление определяется экономическими отношениями, экономической действительностью общества. Мы являемся участниками экономических отношений: получаем доход от своей деятельности, платим за чью-то деятельность – будь то продукты в магазине или недвижимость, планируем свои расходы, согласно доходам, берем кредиты и открываем депозиты в банках, вкладываем в образование – свое и детей, готовы платить за материальные и духовные ценности, которые принесут комфорт и удовлетворение [6].

Быть или не быть экономически грамотным, понимать основные механизмы экономических отношений – это выбор каждого, это залог нашего материального благосостояния и благосостояния ваших потомков [7].

Чтобы стать активным участником экономической деятельности, необходимо не только экономические, финансовые знание, а умение принимать решения, действовать в быстро изменяющейся рыночной ситуации, обладать соответствующими навыками – экономическим мышлением, позволяющими принимать верные решения.

Экономическое мышление и проблемы его формирования не могут быть едиными для всех слоев и социальных групп.

В концептуальном плане подходы к формированию экономического мышления должны учитывать следующие аспекты [9]:

  • возраст (дошкольник, школьник, профессиональная подготовка, активная трудовая деятельность, пенсионеры);
  • образование (дошкольное, начальное, среднее общее, среднее специальное, высшее);
  • состояние материального благополучия (с доходами ниже прожиточного уровня, с низкими доходами, но превышающими прожиточный уровень, средний уровень доходов, с высокими доходами и очень высокими доходами);
  • по социальному статусу (рабочие, специалисты, работники бюджетной сферы, руководители).

Экономическое мышление в нашей стране длительное время формировалось в условиях командно-административной системы. Изменения, происходящие в рыночной экономике, требуют и изменений в сознании, экономическом мышлении. Переход к рынку, создание его инфраструктуры, рыночных механизмов, разгосударствление, в ряде случаев наталкиваются на непонимание, безразличие, старые представления об экономике, механизме хозяйствования. Соответственно, формирование экономического (рыночного) мышления – одна из важнейших задач, решаемых в ходе экономических преобразований в нашей стране, вступившей на рельсы развития рыночной экономики. Поэтому, от целенаправленного формирования современного экономического мышления, соответствующего социальным рыночным отношениям, будет во многом зависеть глубина и динамика преобразований в экономике страны [10].

Радикальные экономические преобразования ведут и к изменениям в экономическом мышлении.

Современное экономическое мышление характеризуется следующими основными чертами [1]:

  • усиление его новаторского, творческого характера, разработки инновационных проектов и т.д. Через свою познавательную, научную и инновационные составляющие, экономическое мышление осуществляет оценку, прогнозирование состояния экономической системы общества, вырабатывает представления, предложения по совершенствованию, изменению экономических отношений;
  • переориентация экономического мышления, выражающаяся в переходе к глобальным экономическим критериям, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему;
  • высокий качественный уровень экономического мышления, а именно его оснащенность более сложными методами интеллектуальной деятельности, таких как различные экономические модели и алгоритмы моделирования, компьютеризация и автоматизация процессов экономических расчетов, калькуляции и пр.

В настоящий период развития общества подготовка экономически грамотного специалиста, обладающего определенным уровнем экономической компетентности в избранном профессиональном поле деятельности, способного эффективно действовать в рыночной экономике, готового к преобразованию производства, к изменениям в социально-экономических условиях особенно актуальна [10].

Эта готовность проявляется в экономической грамотности специалиста, т.е. в готовности его к участию в экономической деятельности, выражающейся в знаниях теоретических основ хозяйственной деятельности, понимании природы экономических связей и отношений, в умении анализировать конкретные экономические ситуации [4].

Особенностью экономического образования в стране является то, что наряду с передачей теоретических экономических знаний большое внимание уделяется формированию у обучающихся экономического мышления, развитию практических навыков. Суть экономического обучения и воспитания заключается в приобретении навыков экономического мышления, в выработке самодисциплины, в осознании необходимости самоорганизации.

 Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций [5]. Большую роль в подготовке экономически грамотного специалиста играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а также для профессиональной ориентации обучающихся [8].

Экономическое образование и воспитание, проявляется также и в выработке практических навыков принятия экономических решений, в способности к саморазвитию, самообразованию. Воспитание у обучающихся инициативы, активности, самостоятельности в принятии решений, т.е. уровень экономической грамотности специалиста становится неотъемлемой частью облика и культуры современного человека нового экономического мышления.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать в хозяйственной практике новые виды сырья, создавать продукцию с новыми свойствами, вносить изменения в организацию производства и материально-техническое обеспечение. Это еще раз свидетельствует о необходимости формирования рационального экономического мышления, построенного на научной основе [2].

Сегодня экономически грамотный человек не только получает теоретические знания, как таковые, но и умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде с развитым экономическим мышлением, которое предполагает умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора.

Таким образом, формирование экономически грамотного специалиста с развитым экономическим мышлением и экономической культурой поведения в обществе, которые так необходимы в современной действительности; становление личности с экономической направленностью и экономическим поведением с учетом социальных, морально-этических установок, выработанных обществом; формирование профессионально мобильного, конкурентоспособного, компетентного специалиста, адаптированного к экономической жизни общества помогут более легко понимать и принимать экономическую составляющую процессов в стране и мире, лучше ориентироваться в экономике [10].

Список литературы

  1. Кобяк О.В. Экономический человек: закономерности формирования мышления и механизмы управления поведением / О.В. Кобяк. - Минск: Право и экономика, 2006. - 211 с.
  2. Экономическое и правовое мышление: учебно-методическое пособие по проведению практических занятий / сост. Г.М. Алёкминская. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2021.
  3. Калмычкова E.H. Экономическое мышление: философские предпосылки: учеб. пособие для высших учеб. заведений по эконом. специальностям / E.H. Калмычкова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2005.
  4. Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях / Е.В. Козлова. - М., 2004.
  5. Максакова В.И. Экономическая культура личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 2005. - С. 99-104.
  6. Маховикова Г. А. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Маховикова Г. А., Гукасьян Г. М., Амосова В. В. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Юрайт, 2020. – 443 c.
  7. Медянцева С.Г., Кавкаева Н.В. Экономическая культура студентов в условиях рыночной экономики // Знание, понимание, умение. - 2005. - № 4. - С. 74-79.
  8. Тишкова М.В. Культура современного экономического мышления: автореф. дис. ... канд. филос. наук.-Ростов н/Д., 2004.
  9. Хейне П. Экономический образ мышления / П. Хейне [и др.]. - М.: Вильяме, 2007. - 530 с.
  10. Шайдуллина Р.М., Бахтигареева Л.Т., Степанова Р.Р. Экономическая подготовка как средство экономической социализации студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.

Поделиться

1657

Дегтярева Н. А. Экономическое мышление как важный фактор повышения экономической грамотности // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 сентября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 33-36. URL: https://apni.ru/article/7015-ekonomicheskoe-mishlenie-kak-vazhnij-faktor

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря