Цель – провести анализ состояния правового регулирования и правоприменения в миграционной сфере и выработать меры по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации и его применения.
Методы. Основным методом настоящего исследования является диалектический, также использовались общенаучные методы анализа и синтеза, формально-логический, сравнительный.
За последние десять лет незаконная миграция все более активно влияет на систему угроз внутренней безопасности России, превратившись в значимую сферу организованной преступности, ставшую третьей по доходности после наркобизнеса и оружейной торговли. В 2016 году президент Российской Федерации, В.В. Путин, обратил внимание на тот факт, что имеется "крайне серьезная миграционная проблема, с которой сталкивались, например, страны Европы и другие. К сожалению, в нашей стране в прошлом веке было немало таких случаев".
От дальнейшего хода миграционных процессов в ближайшем будущем зависят не только политическая стабильность и целостность государства, но и уровень социально-экономического развития, уровень жизни населения, осуществление национальных и геополитических интересов, а также успешная интеграция России в мировую экономику.
В то же время незаконное использование иностранной рабочей силы приводит к экономическим потерям для государства в виде упущенных доходов от использования таких работников, невыплаты налогов и обязательных взносов во внебюджетные фонды, а также способствует вытеканию капитала из страны.
Незаконная миграция – одна из острейших и взрывоопасных проблем современности и представляет реальную угрозу безопасности личности, российского общества и государства. Нелегальные мигранты не только сами не могут пользоваться предоставленными правами, но и в то же время не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством.
Незаконная миграция способствует росту преступности и расширению подпольного рынка труда, серьезно ухудшает международный авторитет нашей страны. Установлена взаимосвязь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности, коррупции.
Однако проблема миграции не всегда решается эффективно с помощью существующего законодательства. Особенно это относится к отечественному законодательству в сфере миграции, которое недостаточно координируется с законами других государств-участников СНГ и международными нормами.
Это приводит к возникновению предпосылок для незаконной миграции и совершения преступлений мигрантами из-за несогласования соответствующего законодательства. Также стоит отметить, что недостатки в правовом регулировании получения разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности способствуют созданию условий для нелегальной трудовой миграции. Иностранные граждане, приезжающие в Российскую Федерацию в целях работы, стремятся обойти требования, связанные с трудовой деятельностью в Российской Федерации, путем приобретения статуса временно или постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации" [1, с. 62].
Ряд событий свидетельствует о необходимости усиления мер безопасности и обеспечения более жесткого контроля в сфере миграции. Так, 17 февраля 2022 г. "двое молодых людей напали на полицейских после того, как те попросили их пройти в отделение для установления личности. Пассажиры отказались, один из них начал толкать полицейских и замахиваться на них руками, а второй пнул одного из правоохранителей ногой, ударил несколько раз по голове другого полицейского и скрылся. Инцидент попал на камеры видеонаблюдения".
Одного из нападавших задержали на месте. Им оказался 21-летний уроженец Таджикистана. Второго злоумышленника ищут. В отношении мужчин возбуждено дело по ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации.
16 февраля 2022 г. 23-летний уроженец Таджикистана, которого заподозрили в краже и попытались задержать, ранил двоих полицейских ножом в районе Западное Бирюлево [5].
Следовательно, современное миграционное законодательство должно быть направлено на более строгое наказание за организацию незаконной миграции, более тщательный контроль за пребыванием иностранных граждан на территории нашей страны, одновременно упрощая процесс получения ими правового статуса пребывания в стране
Нерациональные и неконтролируемые потоки миграции представляют угрозу безопасности страны и ее территориальной целостности.
Миграция населения является объективно неизбежным процессом, в регулировании которого заинтересованы как направляющие, так и принимающие мигрантов государства, а также непосредственно сами мигранты.
Это масштабное явление обусловлено прежде всего экономическими факторами. Основной движущей силой трудовой миграции являются экономические проблемы в странах исхода. Мировая практика показывает, что практически ни одному государству не удалось наладить четко контролируемые потоки миграции, довести до мигрантов полную информацию о нуждах в рабочих руках в конкретном государстве, об условиях труда, о миграционном законодательстве. И в России пока не приходится говорить о полном контроле государственных структур над потоками мигрантов. В связи с чем, наряду с несовершенством законодательства, возникает неконтролируемая ситуация с незаконной миграцией. Незаконная миграция выступает массовым явлением, захватившим практически все страны приема мигрантов.
По данным МВД России, в 2021 г. в России на миграционный учет встали 9 209 258 иностранных граждан и лиц без гражданства. Среди них из Узбекистана - 3 374 758, Таджикистана - 2 025 712, Киргизии – 751 746 [6]. Однако большинство экспертов оценивают реальную численность мигрантов на порядок выше. При этом часть мигрантов, нелегально пересекая государственную границу, переходит в группу недокументированных мигрантов и остается на территории Российской Федерации на несколько лет, работая на стройках, дачах, предприятиях. Имеет место некоторый "накопительный итог", так как многие мигранты не имеют документов в России на протяжении 3–5 лет.
Проблема незаконной миграции активно обсуждается и привлекает внимание государственных органов, общественных организаций и средств массовой информации уже несколько лет. Подобный интерес вызван многофакторным влиянием незаконной миграции на жизнедеятельность общества и государства. В политической сфере – это прямая угроза безопасности страны; в экономической – расширение масштабов теневой экономики, обострение ситуации на рынке труда, вытеснение с него российских фирм и работников; в социальной – усиление социальной напряженности и ксенофобии, осложнение криминогенной ситуации.
Местное население чаще всего негативно реагирует на мигрантов, которые отличаются от них по этнической и культурной принадлежности. Например, во время социологических опросов, проведенных в ряде регионов России, были установлены следующие претензии местного населения к мигрантам: 1) из-за них повышается уровень преступности; 2) они торгуют некачественными товарами и продуктами; 3) они способствуют распространению антисанитарии и болезней; 4) развращают местное население; 5) из-за них повышаются цены на жилье; 6) они занимают рабочие места, необходимые местному населению.
Все указанные обстоятельства в конечном счете способствуют росту националистических, фашистских настроений среди коренного населения, популярности радикально настроенных партий, возникновению социальных конфликтов. В ряде регионов, и без этого испытывающих волну достаточно сложных, подчас трудно разрешимых и длящихся не одно десятилетие национальных конфликтов, постоянно нарастает межнациональная напряженность.
Введение уголовной ответственности за организацию незаконной миграции связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения законного порядка въезда в Российскую Федерацию, режима законного пребывания или транзитного проезда через территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства.
Руководством страны перед правоохранительными органами поставлены задачи по совершенствованию качества работы по противодействию незаконной миграции, проводятся мероприятия, предусмотренные Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
Необходимо отметить, что одним из основных приоритетных направлений современной государственной миграционной политики является совершенствование противодействия правонарушениям в сфере миграции.
Чтобы эффективно бороться с преступностью, необходимо иметь хорошо разработанную систему норм и правовых актов. Один из главных целей государственной миграционной политики заключается в совершенствовании правового регулирования въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, включая их участие в трудовой сфере.
С учетом проведенного анализа возможно сформулировать ряд предложений и требований, направленных на повышение эффективности противодействия незаконной миграции как в правообразующей, так и в правоприменительной сфере:
- усилить контроль за организацией трудоустройства иностранных граждан;
- органам публичной власти оказывать организационно-правовое и методическое содействие организациям, осуществляющим трудоустройство иностранных граждан;
- принимающим организациям создать условия для строгого соблюдения норм законодательства Российской Федерации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на территории России, особенно в части, касающейся соблюдения норм административного и уголовного законодательств;
- усовершенствовать организационно-правовой механизм, направленный на выявление, пресечение правонарушений в сфере миграции и привлечение к ответственности виновных лиц, а также организаций и должностных лиц, допустивших нарушения миграционного законодательства Российской Федерации.